|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ОН ПЕРЕВОСПИТЫВАЛ ШАХИДОК
Официальной Чечне остро
не хватает противоречивых людей. Погиб один из
последних — Бувади Дахиев
13 сентября в
знаменитом теперь чечено-ингушском милицейском
бою, случившемся на КПП у границы Чечни и
Ингушетии, был смертельно ранен в голову и вскоре
скончался заместитель командира ОМОНа ЧР Бувади
Дахиев. Совершенно не касаясь причин
случившегося боя — они понятны, растиражированы
и оценены, — хочу рассказать о Бувади то, что
нельзя было описывать при его жизни. И это будет
не просто дань памяти человеку, который во время
войны не раз помогал работать, причем в такие
моменты, когда ценой отказа в помощи вполне мог
быть летальный исход.
Бувади —
личность особая, он был весь соткан из
противоречий и состоял из двух половинок. Если и
возникали какие-то ассоциации, так это с
надгробием Хрущева на Новодевичьем кладбище в
Москве. Половина — черным-черно. Половина —
белым-бело.
С одной стороны зайдешь,
Бувади — силовик из силовиков, каких в Чечне
очень много, офицер так называемых промосковских
чеченских силовых структур; но не новой волны —
когда по кадыровскому призыву в них стали
управлять уголовники и боевики, а представитель
еще дудаевской оппозиции, с 95-го преданно
служивший чеченскому ОМОНу, а это означало
абсолютную пророссийскую принципиальную
ориентацию, когда Чечня — лишь только часть
России. За что имел медали и орден Мужества, стал
подполковником. Когда Масхадов и Басаев были у
власти, Бувади в Чечне не жил принципиально.
Пришла вторая война, стал воевать, был в первых
рядах против Масхадова и Басаева.
Временами на этом пути был
крайне жесток. Назовем вещи своими именами: в
чеченском ОМОНе не дети-детишки, рваные штанишки,
конфеты делят — там люди работают, чтобы
стрелять, а стреляют, чтобы убить, пока не убили
тебя. ОМОН и людей забирал, и с концами забирал, и
били там, и чего только не творили.
В августе, в самую нашу с
Бувади последнюю встречу в Грозном, он, не
поднимая глаз и со злостью вгрызаясь в арбуз,
будто арбуз в чем-то виноват, нервничая и потому
поедая красную мякоть со скоростью голодающего,
всеми силами сворачивал разговор об одном
чеченском студенте, зачищенном ОМОНом и
числившемся за ОМОНом, а потом сгинувшем в
никуда, и теперь мама этого студента, Алихана
Кулоева, пенсионерка Аминат Кулоева, мечется по
Чечне вместе с другими такими же мамами и молит
всех, кто попадается навстречу, чтобы хоть слово
замолвили перед Бувади — может, скажет, где
единственный ее сын…
Я, собственно, и замолвила.
А Бувади молчал: ответить нечего, был студент —
нет студента. Бувади: «Да ни в чем он не был
виноват…» — «Тогда почему не отпустили?».
…Молчал Бувади, терзая
арбузную корку.
С другой стороны, жесток
Бувади бывал так же часто, как и мягок, а многие
другие и вовсе мягкими не бывали. Все чеченские
силовики делятся на тех, кто думает перед тем, как
убить, и тех, кто думать давно отвык. Бувади
пытался понять того, кто в прицеле. И это очень
многим сохранило жизнь, причем из числа вроде бы
безнадежных, согласно принципам чеченской
мясорубки.
В узких чеченских кругах
Бувади был известен как человек, спасавший вдов
эмиров, которых предписывалось уничтожать как
потенциальных шахидок.
В чем состояло это
спасение? После похищения вдов Бувади брал их к
себе в дом, на что не имел никакого права.
Что они делали у Бувади?
Проходили нечто вроде передержки, карантина —
если, конечно, так можно выразиться. Бувади
возвращался домой со службы и ночами напролет с
ними разговаривал. В этом его доме, похожем на
казарму, на много недель поселял Бувади
потенциальных шахидок — а это вовсе не
преувеличение, действительно они были вполне
сформированные бомбистки, поскольку попадали к
Бувади уже натасканными, обученными своими
мужьями и их товарищами и взрывному делу, и
управлению автобусом, чтобы врезаться, когда и
куда укажут…
— А зачем вам это было
нужно?
— Дети у них были у всех…
— И дети тут жили?
— Да, с детьми тут были. Я
хотел понять: пропащие они? Смогут еще детей
собственных воспитывать или «уже все»?..
Забегая вперед, скажу:
«пропащей» из его дома не уезжала ни одна из них.
Результатом этой странной воспитательной работы
омоновца Бувади в самой отверженной чеченской
среде, какую можно себе представить, становились
матери, спасенные для собственных детей, часто
несовершеннолетние еще матери, которые после
промывки мозгов у Бувади действительно начинали
понимать, что они в первую очередь мамы...
— А начинали с того, что
«только дай погибнуть за мужа»… Куска хлеба
моего в рот не брали, — рассказывал Бувади. —
Потому что мой хлеб — от неверных. Детей своих не
касались, будто детей и нет. Сидит в хиджабе как
мертвая, и все.
— И дальше что было?
— Разговаривал, дня через
два-три начинали есть. Некоторые и хиджабы
снимали — просто косынку по-чеченски надевали.
Была такая, что обворовала нас. Ваххабитка — тоже
мне! Правда, только одна такая попалась. Потом,
когда они оживали, я их устраивал куда-нибудь
жить. И за границу, и тут, по России. Искал
родственников, чтобы жили где-нибудь подальше от
больших городов, звонил, договаривался.
Обсуждаем мотивацию: а
зачем ему-то все это надо?
— А что они видели, эти
девчонки? — объяснял мне Бувади. — В их возрасте
мы пионерами были, в пионерлагеря ездили, в кино
ходили, мороженое ели… А они ничего этого не
видели. Вот все так и получилось. Я вину перед
ними чувствовал.
— Ваш вывод о шахидках?
Безнадежны?
— Нет, ваххабитки — для
большинства из них не приговор. Это мозги им
пустые просто запудрили.
Не буду называть фамилий
спасенных Бувади молодых вдов — незачем.
Главное, они сами знают, о ком идет речь, кому они
обязаны второй жизнью. Уже будучи отправлены
Бувади куда-нибудь подальше от Кавказа, они
продолжали звонить ему, советовались, что делать
в той или иной ситуации… Так было до 13 сентября
нынешнего года.
Год этак
2002-й… Или, может, самый конец 2001-го. Зима. Тяжелая
зима — стреляют, взрывают, но хоть Кадыров-сын
еще в углу стоит, когда взрослые говорят.
Подпольных джамаатов в Грозном пруд пруди, и в
них большинство подростки — 14, 16 лет…
— Мне их так жалко, —
рассказывал Бувади, не раз командовавший
операциями по их уничтожению. — Окружим —
понимают, что скоро умрут, а я слушаю по рации, о
чем они говорят.
— Почему вы их жалели?
— Да как и с шахидками. Не
жили совсем, ничего так и не увидели. Я понимаю
это как свою личную вину, что отняли у них
детство. Сколько раз просили меня, кричали из
домов, которые мы окружали: «Дяденька, дайте
умереть!». И я давал им подорваться, потому что
знал, что будет, когда возьмем их живыми. И
родителям, бывало, передавал их последние слова.
Почему-то в этом августе
мы опять особенно много вспоминали истории про
уничтоженных им мальчиков из джамаатов. Бувади
радовался, что тогда еще не было дурацкого
закона, запрещающего отдавать тела.
— Я сам родителям их тела
отдавал… А сейчас как отдал бы?
В тех же 2002-м или 2003-м
обсуждаем, кто такие ваххабиты, по его мнению. И
что с ними делать. В ту пору пророссийские
чеченцы говорили о ваххабитах только гадости, и
ничего, кроме гадостей, и убивали, ни секунды не
задумываясь.
А Бувади позволял себе
вслух следующее:
— Были бандиты среди них.
Были совершенно чистые люди. А убивали всех.
Перед глазами — картинка,
где он это мне говорит. Второй этаж в «белой
коробке» грозненского здания ОМОНа — кабинет
командира ОМОНа, тогда еще Муссы Газимагомадова,
позднее погибшего. Вокруг шастают какие-то
непонятные пьяные офицеры российских спецслужб
(«русские») с отрешенными глазами убийц — из
«эскадронов смерти», из ЦСН ФСБ, из ГРУ. Товарищи
Бувади по войне. Бувади ставит закуску, бутылки —
и им тоже что-то объясняет.
— Чистые люди? Да как же —
чистые, если, рассказывают… — И что-то такое
страшное повторяю из жизни тех, кого называли
ваххабитами.
Бувади обрывает:
— Мой брат был ваххабитом.
Он был абсолютно чистый человек. Таких чистых я
не встречал больше. Ни до него. Ни после. Чистый во
всем — в помыслах, в быту. Не пил, не курил, не
ругался, ничего дурного не делал.
— Вас вовлекал?
— Никогда. Ничего мне не
навязывал.
— И где он теперь?
— Погиб.
И через полминутную паузу,
с огромной гордостью, даже с радостью, с улыбкой
— будто о том, что брат получил Нобелевскую
премию:
— Погиб в бою. Как
положено.
Кто пил и ел в тот момент —
останавливался. За подобную гордость за
ваххабита в оплоте антиваххабитского движения
можно было быстро последовать за братом.
Потом
пришел Кадыров-сын. И как же он Бувади стал
ненавидеть! Все пытался пристегнуть к боевикам:
«Содействуешь!». Все нынешнее лето смещал Бувади
из ОМОНа прочь, гнал из Чечни… Это когда
наступила уж совсем гадкая чеченизация и
подлость в республике стала почетна, как
храбрость, Бувади, этому до мозга костей воину,
стали припоминать его брата, а Бувади обвинять,
что с боевиками заигрывает, раз курсы спасения
шахидок открыл на дому…
Но Бувади так никогда и не
переставал гордиться чистотой своего
брата-ваххабита и спасением матерей для их детей.
Он никогда не опускался до того, чтобы хотя бы
помолчать об этом. В подобном, как Бувади,
положении, когда родные братья — по разные
стороны, сегодня очень многие в Чечне.
Гражданская война так перелопатила семьи,
обрушив их нравственность, что принято стало
совсем другое: публично отрекаться от братьев,
если те не сдаются под известные знамена.
Есть две версии гибели
Бувади. Первая, «черная», что приехал к месту
милицейской чечено-ингушской разборки, дал
пощечину ингушскому милиционеру и был тут же
расстрелян.
Я не верю в нее: выстрелить
мог, по лицу — нет, не его стиль, он слишком хорошо
знал, что за чем следует в вайнахской ссоре.
Вторая версия: когда
началась заваруха, Бувади там не было, но он
находился где-то поблизости и тут же примчался
утихомирить. Вышел из машины, стал уговаривать
остановиться-оглянуться — и по нему дали
автоматную очередь.
Думаю, так и было. И рада,
что Бувади до последнего был собой: уговаривал не
стрелять. Хотя сам по живым мишеням стрелять умел
отлично. Но последние часы жизни Бувади провел
все-таки на «белой» своей половине.
— Война надоела всем, —
говорил он мне за месяц до гибели. — Всем надо
мириться.
В Чечне официальной
сегодня острая нехватка таких людей — не
ангелов, но мятущихся и страдающих. В Чечне все
больше прямолинейные да одноклеточные. Убить им
— как чаю отхлебнуть. Понять человека, того, кто
заранее объявлен врагом за то, что живет
по-другому, одноклеточным недоступно.
Что значит «понять» в
чеченских условиях? Понять — значит сохранить
жизнь. Цена толерантности такова, другой там пока
нет. Причем до сих пор многим продолжает
казаться, что игры с амнистией — это история про
какую-то кадыровскую толерантность, про то, как
он «спасает боевиков» и сохраняет нацию.
Это враки. Повязывают всех
еще большей кровью — и чтобы эти наручники
держали людей рядом. Бувади же хотел повязать
возможностью жить без его участия — это
принципиально. Дарил людям вторую попытку, хотя
должность обязывала прервать и первую. Дарил
просто так — и заменить Бувади на этом поле
некем.
…В последний раз мы
почему-то расставались долго.
— Хотя бы автомат есть в
том доме, где ты будешь ночевать? — не
успокаивался Бувади.
— Нет там автомата. Не
хочу я автомата, — бурчу. — Надоели автоматы.
Семь лет уже автоматы. А тебе не надоели?
Бувади молчит, но
солидарен. Бувади тоже надоели автоматы, вечный
страх. Он смертельно устал не расставаться с
оружием, спать в камуфляже и жить в доме, похожем
на казарму… Говорят, что погибают те, кто устал.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой»
21.09.2006
|
|
|