АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ЧЕЧНЯ. ДЕЛО О «ВОСЬМОМ МАРТА»
Вынесен приговор тем, кто был с Масхадовым в момент его ликвидации
       
       
Верховный суд ЧР осудил Вахида Мурдашева к 15 годам лишения свободы, Висхана Хаджимуратова — к 7, Мусу Юсупова — к 6, Иляса Ирисханова — к 5 с половиной. По современным чеченским меркам такие сроки считаются маленькими. Молодые ребята, которых хватают, пытают и принуждают брать на себя «акты терроризма», обычно получают от 17 до 24.
       Почему произошло именно так, можно лишь догадываться. «Награждая» никому не известных парней по полной «террористической» программе, судьи ведь совершенно ничем не рискуют, только выслуживаются перед властями. В случае же с масхадовцами риск очевиден. В Чечне немало профедеральных чиновников так и продолжают платить «взнос на сопротивление» Басаеву — откупаются, чтобы не истребил за коллаборационизм.
       Однако самая главная причина не в том. Так и не стало ясно в ходе процесса, кто же убил Масхадова. Гособвинение, не предоставив ни одного свидетеля со своей стороны, огласило текст баллистической экспертизы, из которой следовало: выстрел, якобы ставший смертельным, сделан из Макарова, принадлежавшего Хаджимуратову — охраннику Масхадова и его племяннику.
       Однако откуда известно суду, что смерть наступила от пули? Ведь так и не обнародована посмертная судмедэкспертиза тела Масхадова. То есть причина смерти — по-прежнему загадка. А без этого можно выдавать какую угодно баллистику. Наконец, сам Хаджимуратов вину на себя не взял, так и не признавшись в убийстве. И сам суд в итоге сел между двух стульев: вроде бы доказав вину Хаджимуратова в убийстве — как раз за убийство-то его и не осудил…
       Напрашивается вывод: весь этот процесс, похоже, носил функцию мифологизации истории ликвидации Масхадова. И теперь, после приговора, ясно, какую легенду требовалось сделать для общества основной: федералы практически ни при чем, это сами чеченцы убили своего лидера, более того, все произошло в пределах одной семьи: Хаджимуратов — племянник Масхадова, и, значит, если что, внутри семьи и расквитаются…
       Этого ли ждали от масхадовского процесса? Нет, конечно. Ждали правды о его гибели. Но тайну таковой и оставили. И значит, впереди — вал слухов, домыслов, сплетен, легенд на много лет вперед. Как в случае с Дудаевым…
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
      
       Досье «Новой»
       Дело «Восьмого марта» — по обвинению в бандитизме и вооруженном мятеже, а также в хранении и ношении оружия тех четверых людей, которые были задержаны в селении Толстой-Юрт в день ликвидации Аслана Масхадова, 8 марта 2005 года. Это хозяин дома, где с ноября 2004 года постоянно скрывался Масхадов, Иса (Скандарбек по паспорту) Юсупов, Висхан Хаджимуратов (охранник), Иляс Ирисханов (проводник), Вахид Мурдашев (первый помощник). Все четверо своей вины не признали.
       
       
05.12.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»