АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

МЫ БУДЕМ ЖИТЬ ПРИ ГУМАНИЗМЕ
Дав волю бандиту, прокуратура и суд сделали заложниками всех, кто от него уже и так пострадал
       
(Рисунок С. Аруханова)       
12 августа в Замоскворецком районном суде Москвы (судья Елена Потапова) слушалось уникальное дело: жалоба на действия заместителя городского прокурора господина Юдина, отказавшего 22 июля Главному следственному управлению (ГСУ) при столичном ГУВД в санкции на арест некоего господина Мельникова, «простого российского предпринимателя», как теперь принято политкорректно выражаться, имея в виду братву тольяттинскую, медведковскую, ореховскую, тамбовскую, гольяновскую и тому подобных господ.
       
       
Сюжет, дошедший 12 августа до суда, прост, как судьба ОПГ в нашей стране. Группа товарищей в течение нескольких лет разбойничала, вымогала, скрывалась, опять разбойничала, вымогала, била, крушила… «Занималась своим бизнесом» — так это называется. Долго занималась — пока не нашлись люди, которые осмелились дать показания против «простых российских предпринимателей». Люди эти — из числа жертв безжалостного «бизнеса». И все отлично знают: у нас чрезвычайно редко соглашаются быть свидетелями против членов ОПГ — месть может быть лютой, а защиты никакой.
       И вот, благодаря показаниям жертв, следователи смогли-таки объявить Мельникова в федеральный розыск. 22 июля этого года, потратив почти год на поиски, они нашли его в Подмосковье и изловили. Следователь ГСУ Константин Леонов пошел к заместителю столичного прокурора Юдину за соизволением на арест. А тот — бряк резолюцию: «…в связи с отсутствием бесспорных доказательств» фиг вам, а не санкцию. ГСУ возмутилось — и правильно сделало. Но это их работа. Главное, что затрепетали жертвы Мельникова, давшие показания. Действительно, им-то как теперь жить? Когда не их прокуратура взяла под крылышко, а их обидчика?
       12 августа весь этот непростой клубок взаимоотношений и затейливой отечественной правоприменительной практики оказался на обозрении у судьи Потаповой.
       ...Пятничное утро. Елена Павловна нервна и раздражена. Подолгу тоскливо смотрит в одну точку на противоположной от себя голой, унылой стене судебной комнаты. И лишь когда кто-то начинает дурно отзываться о заместителе городского прокурора Юдине, ее тонкое неврастеничное лицо портит судорога отторжения. Казалось, требование кого бы то ни было отменить юдинское решение о неаресте тольяттинского приносит судье не просто моральные, но и физические страдания.
       В конце концов, адвокат Алексей Завгородний попросил ее все же войти и в положение жертв Мельникова — его подзащитных. Теперь, после решения, фактически реабилитирующего Мельникова, дающего ему карт-бланш, они побоялись сейчас явиться даже сюда, в суд, — самого Мельникова тут, конечно, нет, но присутствует его адвокат, больше чем адвокат — Наталья Давыдова.
       Госпожа Давыдова — женщина, знаменитая в узких кругах, яркая, громогласная, склонная к эпатажу и провокациям. По свидетельству сотрудников ГСУ, на протяжении нескольких лет многие тольяттинские и шагу не ступают без совета и прикрытия адвоката Давыдовой, она постоянно обслуживает человек сорок из них.
       Госпожа Давыдова, считают в ГСУ, — представительница укоренившейся в России категории адвокатов, находящихся на постоянной службе у тамбовских, ореховских, уралмашевских и т.д. В определенной степени именно такого рода адвокаты часто руководят группировками: как им красивше обойти закон. К услугам подобных адвокатов — вся правоприменительная инфраструктура, все сложилось в крепкую систему защиты «простых российских предпринимателей».
       И мы прямо в зале суда наблюдаем, как из той самой Мосгорпрокуратуры, которая вроде бы должна находиться в естественной конфронтации с адвокатом таких клиентов, адвокату Давыдовой несут кипу прокурорских документов — и все открыто, явно, никого не стесняясь.
       Неужели это именно то, о чем мы все догадываемся? Когда у бандитов — деньги и связи, и поэтому — все?..
       Но что делать жертвам?
       За плечами жертв обязано стоять государство. В лице прокуратуры, следствия, суда.
       В данном случае государственное обвинение в суде представляет прокурор Левшина (та самая, которая ранее, также исполняя функции гособвинения на норд-остовских процессах, фактически действовала против интересов жертв теракта, добиваясь отказа им в проведении качественного расследования, и добилась).
       Время речи госпожи Левшиной. Она в пользу Мельникова, а не в защиту конституционных прав жертв Мельникова. Она объясняет судье ровно то же, с чем выступала… адвокат Давыдова. Получается гармоничный дуэт тех, кто в дуэте петь по определению не может.
       Обе госпожи — и Левшина, и Давыдова — уверяют судью, что нельзя создавать прецедент, когда прокурор может оказаться не прав, потому что прокурор прав всегда. Судью цинизм этого умозаключения, противоречащего действующему законодательству (ст. 125 УПК), однако, совершенно не трогает. Лицо ее спокойно, никаких нервных судорог.
       Адвокат Давыдова берет еще тоном выше и рисует уж совсем трогательную историю о хороших, законопослушных бандитах: судя по ее выступлению, Мельников добровольно являлся в милицию (УВД Юго-Западного округа Москвы), и там его выслушали, и поняли, и с миром отпустили, а раз так, то тем самым Мельников отменил де-факто федеральный розыск, которым тут размахивает другой адвокат…
       Получается, согласно дуэту двух дам, что 22 июля его, Мельникова, уже незаконно задерживали, а зампрокурора Юдин лишь восстановил, как и положено, попранную законность… (Естественно, все это ерунда, и в деле Мельникова, как подтвердили «Новой газете» в ГСУ, нет и намека на его добровольную к кому-то явку.)
       Конечно, в театре абсурда негоже требовать здравого смысла. Но вопрос остается: а суд-то что предпочитает? Юридическую сторону вопроса? Истину? Или новую серию «Бригады» про очень хороших робингудов?
       Увы, судья Потапова оказалась поклонницей «Бригады». Вопросов после столь красивого выступления адвоката Давыдовой у нее не осталось. Она удалилась думать и вскоре вынесла решение: прокурор всегда прав, и в этом случае тоже — правильно не арестовал Мельникова, который в списке федерального розыска, жалобу на действия зампрокурора Юдина отклонить, действия зампрокурора Юдина конституционные, права жертв Мельникова не ущемляют.
       Все это — доведение правоприменения до пародии на него. Так государство фактически говорит жертвам криминала: не надо было вылезать, дура (дурак), со своими показаниями, а раз вылез(ла) — теперь не жалуйся!..
       — Где сейчас ваш Мельников? — спрашиваю адвоката Давыдову, довольную собой.
       Наталья Анатольевна дипломатично «плавает». Она много лет служит интересам своих беспокойных доверителей не для того, чтобы знать, где они.
       — Мельников должен быть в Тольятти, — роняет она профессионально.
       — А чем он занимается?
       — Он в бизнесе.
       — В каком?
       — Не могу сказать. Знаю, что у него упрощенная схема налогообложения.
       — То есть? Он что — ветеран войны в Афганистане?
       Наталья Анатольевна от ответа уходит — каких там войн ветеран, лучше уж не углубляться.
       Остается добавить, что зампрокурора Юдин, а теперь и судья Потапова плечом к плечу встали на защиту официально «временно не работающего» господина Мельникова, который в свободные от «временной неработы» часы осуществляет свои бизнес-интересы на Южнопортовом рынке в Москве, организуя там торговлю запчастями «по-честному». Как левыми запчастями, так и правыми. Как в розницу, так и оптом.
       Прямо из зала суда окрыленная победой адвокат Давыдова полетела к невольным своим покровителям — в «бандитский» отдел Мосгорпрокуратуры. В начале недели там назначено большое производственное совещание у зампрокурора Юдина — как раз по тольяттинским. Надо вместе готовиться. Ведь вызваны на ковер последние на этот день борцы с подопечными адвоката Давыдовой, зампрокурора Юдина и судьи Потаповой — следователи из ГСУ.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
15.08.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»