|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
СКИТАЙЦЫ
Профессор Гельбрас
объясняет, что такое «глобальная китайская
миграция»
Ху Цзиньтао
приехал, Ху Цзиньтао уехал. А российские
чайна-тауны остаются. На вопросы «Новой»
отвечает известный российский китаист профессор
Виля ГЕЛЬБРАС, в июне выступивший в Париже, на
международной конференции по безопасности, с
сенсационным докладом о китайской миграции в
Россию.
Досье «Новой»
ГЕЛЬБРАС Виля Гдаливич —
профессор экономики, доктор исторических наук,
один из ведущих российских китаистов, преподает
в Институте стран Азии и Африки МГУ, ведет
исследования в Институте мировой экономики и
мировых отношений РАН. Имеет более двухсот
научных трудов. Последние книги профессора:
«Китайская реальность России» (2001) и «Россия в
условиях глобальной китайской миграции» (2004).
— В последние годы вы
написали две фундаментальные книги о китайской
миграции в Россию. В чем их главная идея?
— Разговоры о
китайской миграции (что Китай чуть ли не
захватывает всю Россию) идут давно. Нами, с
помощью студентов, последовательно было
проведено два массовых исследования на эту тему.
В первый раз, в 2001 году, для этого мы выбрали
города — Москва, Владивосток, Хабаровск и
Уссурийск (это место высадки основной массы
китайских челноков с железной дороги, откуда они
следуют к «красным» рынкам). И этот материал лег в
основу первой книги.
Для второй книги были
выбраны Иркутск и те же Москва, Владивосток,
Хабаровск. Иркутск стал интересен для нас —
миграция осела уже там. Кроме того, в наши руки
попал один из китайских планов,
рассматривавшихся на политбюро ЦК КПК
(Центральный комитет Коммунистической партии
Китая) в качестве важной идеи. Иркутску там
выделялась специальная роль. План состоял в том,
чтобы через Амурскую область организовать
вселение китайцев по всей территории России и
таким образом, держа в своих руках товарную
массу, сосредотачивая ее в своих руках в узловых
пунктах Транссиба вплоть до Москвы, излучать
свое влияние. Иркутск китайцам был важен тем, что
одновременно связывал движение товаров и людей
из Казахстана и на Алтай, с охватом Бурятии. К
моменту исследования в Иркутске уже открылось
китайское консульство.
Книга получилась
любопытной. Мы дали полотно предпринимательской
деятельности китайцев в России — что они делают
с деньгами, как деньги переходят в Китай, как из
Китая приходят товары, как на территории России
эти товары превращаются в деньги… На основе этих
данных был написан и более полный, чем в книге,
специальный доклад для ООН.
— Сколько денег, по
вашим расчетам, сегодня мы отдаем Китаю через эти
схемы? На сколько мы у китайцев покупаем сегодня?
— Думаю, не очень
точно будет говорить, на сколько мы покупаем и
продаем. Тут мощно вклиниваются теневая
деятельность и откровенное воровство.
— Самих китайцев?
— Нет, наше, вокруг
китайской торговли. Скажем, в последнее время
стало известно, что китайские делегации
объявились в европейской части на предмет
договоров о лесозаготовках. Нет леса в Сибири?
Оказалось, вдоль железных дорог в Сибири лес так
китайцами повырублен, что мы рискуем лишиться
лиственницы вообще.
— У китайцев особенно
ценится лиственница?
— Это ценнейшая
порода. Лиственница издает запах всю жизнь. Жить
в доме из лиственницы — наслаждение.
— Не из-за запаха же
китайцы ее вырубают у нас?
— Они все из нее
делают. И масло, и зерна, и шишки — все
перерабатывают. Свой лес они уже не рубят. С
экологической точки зрения, если территория
страны покрыта лесом менее чем на 12 процентов, то
катаклизмы неизбежны. Китай едва дотягивает до 13,
а посему редкий год без ливней, наводнений… В
результате того, что однажды «съели» лес.
— Тот план, о котором
вы говорили, получил одобрение политбюро?
— Это неясно. Многое
там закрыто. Мои друзья в Китае уговаривали меня
вообще ничего не говорить на эту тему. Опасались
утечки информации. Но сейчас ясно, что есть и
второй схожий план о внедрении через Хэйхэ — на
Благовещенск и Сюйфэнхэ — в Амурскую область и
дальше. Хэйхэ и Сюйфэнхэ — это крупные
населенные пункты. План предполагает потоки и
мигрантов, и товаров. Сегодня можно говорить, что
если в 1998–1999 годах, даже в 2000-м, эти потоки были
стихийными, то сейчас возникли крупные китайские
фирмы — они стали направлять людей с четкими
заданиями продажи конкретных товаров.
— То есть это уже
политика?
— Это изначально
была политика. Теперь, как китайцы говорят, если
мужчина женится в России на русской, ему за это
платят.
— Кто платит?
— Правительство. За
то, что пустил корни на нашей территории. Своей
политикой планирования рождаемости (оставляли
по одному ребенку и в пользу мальчика) китайцы
нарушили естественное воспроизводство полов. В
ряде районов — гигантский перекос в пользу
мужчин. 40–50 млн из них ни при каких
обстоятельствах не обзаведутся женами. И теперь
руководители ищут паллиативы.
— И идет выталкивание
молодых мужчин из страны, чтобы они заключали
браки на стороне?
— Да.
— На сколько
увеличилось число постоянно живущих в России
китайцев с 2001 по 2004 год?
— Это невозможно
определить, потому что китайская среда — это
плазма. Она постоянно увеличивается и
уменьшается. Думаю, сейчас речь идет о
полумиллионе и больше. Горячие головы говорят:
2—3 млн. Но это преждевременные цифры.
— Вы понимаете, какой
он человек — тот современный китаец, который
поселился у нас?
— В основном к нам
попадают горожане. Потому, что это самая
грамотная часть.
— А что такое
грамотность по-китайски?
— Китаец,
приезжающий к нам, в основном может расписаться.
Умеет читать и считать. И еще — понятливый
человек, быстро соображает на рынке. Крестьяне у
нас — все-таки единицы в общей массе. Это люди,
которых специально приглашают, для выращивания
овощей например.
— И они — совсем
безграмотные люди?
— Сказать трудно.
Китайский мир устроен таким образом, что старший
обладает правом полного голоса.
— А кто является
старшим?
— Кто набрал эту
бригаду. Никто не говорит с вами без него. Нам
пришлось много потратить сил, чтобы люди
заполняли анкеты сами. Первые обследования
разбивались о то, что все анкеты заполняет
бригадир и они одинаковые. В сельском хозяйстве и
строительстве бригадир господствует полностью.
В торговле иначе. Бригадир — надсмотрщик. Очень
часто теперь в Москве и Нижнем Новгороде
китайские бригадиры нанимают украинских и
русских торговцев. Похуже товар — стоят
украинцы, получше — русские. А над ними —
надсмотрщик-китаец.
— Эти старшие — они
мафиози?
— Сказать, что сплошь
мафиози — неправда. Есть много трудяг, которые
потом и кровью зарабатывают себе на пропитание. А
мафиози, как правило, не занимаются
непосредственно делом. По древней китайской
традиции они охраняют торговцев за определенную
плату.
— Они — «крыша»?
— Договариваются с
нашей милицией, с таможней. Их дело — перевезти
через границу товары.
— Китайцы нанимают
наши «крыши»?
— Конечно. Наших
милиционеров китайцы не отвергают. Я наблюдал
это. Приведу один яркий пример. Если вы обратите
внимание на нашу прессу, то в ней всегда
приводятся цифры об объемах торговли России и
Китая по китайским статданным. У нас нет своей
статистики? Дело в том, что китайская — больше,
чем наша. Товар перешел границу и стал сразу
больше. На много миллиардов долларов ежегодно. И
так из года в год.
— Где же в реальности
эта разница?
— В теневом обороте.
Хозяйство это продажное. Сейчас господин Ванин,
руководитель нашей таможни, заговорил о том, что
надо наводить порядок. Так что не китайская это
скорее мафия, а своя. Поэтому лучше и чужие
статистические данные. А у китайцев и серый, и
черный оборот учитывается. Второе
обстоятельство — у кого какие цифры и каковы
объемы — связано с тем, что китайцы научились
заниматься у нас такими видами деятельности, до
которых наши не додумались бы. Например — сбором
икры лягушек. Она у них ценится очень. И они
изобретательно выкачивают ее килограммами.
— Каким образом
дается лицензия на отлов наших лягушек?
— Господь с вами,
какая лицензия!
— А что тогда китайцы
на границе показывают?
— Я не знаю, что
показывают. Но в тайге они живут сами по себе,
скрытно. И заняты отдаиванием лягушек. Это очень
суровый вид браконьерства, который аукнется нам.
— Леса, лягушки, браки
с русскими — это результаты той новой политики
Китая, которая носит название «идти вовне»?
— Да. Эта линия
родилась в 1996–1997 годах. Ее стали разрабатывать с
точки зрения завоевания мирового рынка. Были
подключены все академические институты, включая
институты естественных наук. Было принято, что
геологические разработки своими силами — дело
долгое и грандиозное по затратам, а китайцам надо
было что-то быстрое, что изменило бы ситуацию в
стране. Они рассчитывали вырваться на мировой
рынок, выпуская дешевый товар в миллиардных
количествах. И вышли.
— Почему китайцам
надо было «идти вовне»?
— Большинство нации
там — крестьяне. Во все времена они служили
источником накопления. Но 500 с лишним миллионов
китайских крестьян сегодня — это совсем не так.
После 16-го съезда, в 2000 году, когда в стране
сменилось руководство, оно пришло к выводу, что
нация не дает импульсов для роста производства.
Китай — это 20 процентов населения земного шара, а
для производства они мало что дают — настолько
бедны. Около 80 процентов крестьян имеют доход
меньше доллара в день. Около 60 процентов — меньше
полдоллара в день. Что такой человек может хотеть
на рынке? Его интересует обновление продукции?
Нет. Было подсчитано, что надо оставить в
национальном сельском хозяйстве 150–170 млн
крестьян, а 250–300 млн надо изъять из деревень.
Куда? Так наступила эпоха расширения Китая —
«идти вовне». Крестьянам разрешили уходить из
деревень — для Китая это была революция. Во всех
городах и провинциях, которые работают на
экспорт, теперь действуют целые городки, где
живут крестьяне, производящие товар на экспорт.
Поэтому он и не стоит ничего. Возникло новое
миграционное явление: Китай стал как бы
расходиться на две части. Одна идет к нашей
границе — к Синцзяну. Другая — к побережью.
— Идет физически?
— Да, там — работа и
доходы. Но тут — родовая земля, полностью они ее
бросить не могут. Специфика в том, что какая-то
часть все равно остается на земле, и те, кто ушел,
все равно возвращаются на родовую землю. Мы очень
плохо знаем пока основы семейных и человеческих
отношений в Китае. Есть семьи, которые ушли на
Запад, в Америку 100–150 лет назад, но на Новый год
они должны вернуться домой. У нас, в России,
клановые связи оказались быстро разрушены после
революции, а там нет.
— Где сегодня
физически эти 250–300 млн крестьян, которые должны
были быть изъяты из деревни?
— Везде и нигде. Кто
где. Весь фокус в том, что большинство не осели.
Часть лягушек у нас ловят.
(Продолжение
следует)
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой»
04.07.2005 |
|
|