АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ЗЯЗИКОВА ОСТАВИЛИ ПО УМОЛЧАНИЮ
12 июня Путин переназначил генерала Зязикова начальником Ингушетии
       
Мурат Зязиков. (Фото — PhotoXPress)
     
       
Сначала президент Ингушетии Мурат Зязиков удивил невиданной для себя храбростью — взял да и попросил у Путина выразить ему доверие. Хотя все, кто в курсе кавказских властных пасьянсов, после отставки осетинского президента Дзасохова предрекали и Зязикову неминуемый (за Беслан) уход в наше политическое никуда — в послы, сенаторы, представители чего-то государственного где-то подальше…
       Но 12 июня уже удивил Путин. Он взял да и выразил Зязикову доверие. Зачем? Какой линии на Кавказе продемонстрировал Путин предпочтение?
       Всходя на престол в 2002 году, Зязиков обещал ингушам — собранию представителей ведущих семей — несколько принципиальных вещей. Во-первых, всегда отстаивать перед федеральным центром интересы народа. Во-вторых, не допустить войну. В-третьих, чтобы все в республике шло только по закону.
       И вот 2005 год. Законом не пахнет. Кто кого захочет, тот в Ингушетии и похищает. Кому заблагорассудится, тот людей и убивает. До некоторых пор Зязиков уверял Кремль, что это просто «беженская криминализация» — из-за тысяч чеченских беженцев, скопившихся в Ингушетии. Наконец газ-воду беженцам перекрыли, лагеря закрыли, большинство насильно прогнали в Чечню. А число похищений возросло многократно. Постепенно выяснилось: основную их долю совершают государственные служащие, как в Чечне — бойцы спецназа Северо-Кавказского ОКУ (оперативно-координационного управления) ФСБ, сотрудники УФСБ по Ингушетии и МВД РИ. И, конечно, кадыровцы. «Гуляют», как считают нужным, и Зязиков против них — ни звука. Солидарен, что это и есть борьба с ваххабизмом.
       В результате сегодня мусульманский протестантизм — быт каждого ингушского села. Управляемый властью официальный муфтият и сама власть утратили моральный авторитет, и, хотя ваххабитов по-прежнему считаные единицы, ингушская молодежь чувствует себя лучше в исламском подполье. Ее вытолкнули туда события в республике: планомерные чистки, смерти и исчезновения популярных в молодежной среде личностей. Вытолкнули и продолжают толкать.
       Конечно, не Зязиков лично выталкивал. Ни в коем разе. Зязиков просто выполнял команды. Не было команды Путина отправиться в Беслан вызволять детей — и Зязиков не отправлялся. Не было команды Путина возглавить сопротивление захватчикам Ингушетии в ночь с 21 на 22 июня прошлого года — Зязиков опять сидел тихо. Хотя погибали другие, совсем рядом. Те, чьи интересы Зязиков дал обещание защищать перед федеральным центром при любых обстоятельствах. Погибли от рук своих же братьев — большинство захватчиков были ингуши.
       Известно лишь одно его робкое «нет» Кремлю — по вопросу об укрупнении республик и краев Северного Кавказа в некую Горскую Республику. Зязиков высказался «против» ликвидации Республики Ингушетии.
       Так в Ингушетию зашла война — не с беженцами. А с Зязиковым. Пользуясь его перманентным «параличом лояльности» и хронической неспособностью противостоять кремлевским затеям, даже когда они ведут к катастрофическим последствиям для ингушей. Федеральный центр ввел в Ингушетию войска и дополнительные силы, и теперь там ездят танки и БТРы по улицам, как в Чечне. А между ними ходят боевики — ингушей у Басаева куда больше, чем при Аушеве.
       Так зачем же Кремлю именно такой Зязиков начальником Ингушетии, хоть и маленькой, но ключевой сегодня республики на российском Кавказе?
       Чтобы укоренить войну в регионе. По опробованному чеченскому типу — очень плодотворный для Кремля оказался тип управления. «Передоверие» Зязикову — явная примета. Был бы нужен мир — в Ингушетии уж точно, был бы назначен иной доверитель. Очень жаль, что Козак оказался бессилен.
       Но почему Кремлю все нужна и нужна война на Кавказе?
       Потому, что старой войны уже не хватает для решения текущих политических задач, самая насущная из которых — дальнейшее закручивание гаек в стране. Ведь надо же будет «красиво» обставлять ту же отмену выборов. Президентских, к примеру. Нелогично, согласитесь, доверять избрание президента тем, кому не доверяют избирать глав регионов… Но механическую отмену Запад не проглотит — это очевидно, ему требуются веские доводы. Полыхание Кавказа — из них самая безотбойная, если исходить из личностных особенностей ныне действующих Буша, Ширака, Шредера, Блэра, Берлускони… Вот пусть и полыхает.
       Еще зачем война? Дополнительных течений тут уйма. Чтобы армия из нее не вылезала — очень важная побочная задача. Потому что, как только армия вернется в нищие гарнизоны окончательно, без перспектив подзаработать на Кавказе, она очнется и озвереет. Еще война — для воровства. Более доходной и, главное, наличной схемы отката пока не придумали. А откаты у нас — единственная реальная опора Путина в чиновничьей среде.
       Так и получилось это «доверие Зязикову». Чтобы на ключевом северокавказском посту сейчас сидел абсолютно зависимый от Кремля человек.
       Конечно же впереди еще процедура утверждения в ингушском парламенте. Однако парламент в Магасе, мягко говоря, небоевитый, к сопротивлению не способный. Что родилось не просто так, а на фоне многолетних похищений, историй с пытками, панического страха за семью, когда если не тебя, так брата или племянника обязательно. И поэтому — да будет Зязиков. Самая хмурая из перспектив.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
16.06.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»