АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ПЕРВОМАЙ В КАМЕРНОЙ ОБСТАНОВКЕ
В тюрьме депутат Оздоев познакомился с людьми, которых заставляют признаться в покушении на Зязикова
       
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, автор       
В ночь на 1 мая в Ингушетии был все-таки арестован депутат республиканского парламента Муса Оздоев — лидер ингушской оппозиции, выступающей за немедленную отставку президента Зязикова. Муса Оздоев известен как человек, о котором ингушский президент спокойно говорить не может: не раз выражался в том духе, что если Оздоев прекратит свою деятельность, то все в республике будет совсем хорошо.
       Надо сказать, спокойные майские праздники Зязиков себе уж точно обеспечил — против Оздоева был использован незаконный арест. Он был задержан 30 апреля прямо на площади в Назрани, где оппозиция собиралась провести давным-давно объявленный антизязиковский митинг, но, как и в конце марта, власти стянули к месту демонстрации столько вооруженных господ и бронетехники, что люди физически не смогли пробраться внутрь этого кольца.
       Муса Оздоев, депутат ингушского парламента, был в самом центре событий, милиционеры забрали его в отделение. Из здания ГОВД Назрани оппозиционера уже не выпустили. Около часа ночи (1 мая) милиционеры привезли в отделение мирового судью Рамазана Тутаева, который отправил правосудие не отходя от «обезьянника», чем ознаменовал дальнейшее слияние правоохранительных и судебных органов в единое репрессивное государственное тело.
       Оздоев получил трое суток за «мелкое хулиганство», которого не было. На судью, естественно, не произвело впечатления депутатство оппозиционера, что делает невозможным лишение его свободы без соответствующей санкции парламента.
       2 мая днем тем не менее Оздоев неожиданно обрел свободу — на сутки раньше срока он был освобожден в связи с тем, что у него «на иждивении двое малолетних детей». Таким было решение судьи Назрановского районного суда Алихана Ярыжева. Оздоев счел подобную формулировку унизительной. «Я так и сказал в суде, — сообщил «Новой газете» Муса Оздоев, — что по этому мотиву выходить не хочу. Мне подачек не надо, и я готов вернуться в ИВС». Но милиционеры вывели оппозионера на улицу и бескомпромиссно закрыли за ним двери.
       Истинная причина досрочного и настойчивого освобождения депутата Оздоева, скорее всего, в другом — в ИВС он окунулся в жизнь, о которой никому на воле не известно. В камере, сообщил Муса «Новой газете», он встретил людей, из которых жестокими пытками выбивают добровольные признания как от «организаторов и участников теракта против Мурата Зязикова». Оздоев узнал, что пытки, которые применяют сотрудники МВД РИ (а не УФСБ, как многие раньше считали в Ингушетии) против этих заключенных, столь изощренны, что многих из-за тяжести увечий отказались принять для проведения дальнейших следственных действий в СИЗО североосетинского УФСБ.
       Муса Оздоев познакомился в камере с Бекханом Гиреевым, которого МВД тянет на «главного организатора теракта»: у него раздроблены коленные чашечки, на пальцах рук уже нет ногтей. Как выяснилось, 14 апреля в этом зловещем милицейском подвале был бунт — все 65 заключенных объявили голодовку, требуя адвокатов для тех, кого «уводят наверх», на пытки в кабинеты МВД. Шесть человек, жертвы особых истязаний, в тот же день, 14 апреля, одновременно вскрыли себе вены, требуя пытки прекратить.
       «Я узнал такие вещи, в которые раньше бы не поверил, — сказал Муса Оздоев, — если бы не увидел все собственными глазами… Конечно, после такого и сами эти люди, и их родственники побегут в «джамааты»…
       Депутат уверен: его личные злоключения не закончены и в ближайшее время его постараются лишить полномочий и возбудить уголовное дело.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
05.05.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»