АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

СПИСОК НЕЗНАЧИВШИХСЯ
Правозащитная организация HRW обнародовала доклад о похищениях людей в Чечне. 43 конкретных случая. Заявка на Гаагский трибунал?
       
(Фото — EPA)
    
       
Human Rights Watch (HRW), одна из самых влиятельных международных правозащитных организаций, опубликовала свой доклад и обнародовала комментарии к нему, которые состоят в том, что сведения о соблюдении прав человека, транслируемые официальным Кремлем, являются «вопиющими». В смысле — вопиюще лживыми. И о том, что преступления против человечности в России очевидны. Доклад и комментарии — очень серьезная заявка на Международный трибунал. На Гаагу для Путина (коллективного). Такие жесткие комментарии HRW позволила себе впервые за все годы второй чеченской войны.
       
       
Согласно HRW, место, где официальная Россия совершает преступления против человечности, — это Чечня. Там — корень проблем, переползающих на всю страну. Главная проблема в том, что спецслужбы — то есть государственные служащие, финансируемые бюджетом, — продолжают похищать людей, пытать и убивать их без суда и следствия. То есть эта схема — схема государственного терроризма, на сей раз описанная не просто журналистами, на которых Кремль плюет, а международным правозащитным консорциумом, мнение которого особо уважают в ООН, ОБСЕ, Евросоюзе и прочих серьезных институтах.
       Естественно, чеченский Совбез тут же, 22 марта, опроверг все, что утверждала HRW, уверяя, что сотрудников этой организации в Чечне нет и не было, опроверг, несмотря на то что родные и близкие самих сотрудников Совбеза — жертвы этого гостерроризма… Да что с этого опровержения. HRW приводит 43 конкретных примера таких похищений, совершенных только в 2004 году, а также признает, что точного числа похищенных вообще не знает никто, с 1999 года — от трех до пяти тысяч. То есть даже официально признанная «погрешность»: две тысячи жизней — туда, две тысячи — сюда, ликвидированных без всякой оглядки на юриспруденцию.
       Итак, доклад HRW охватывает прошлый год. Что происходит в Чечне в 2005-м? Тем более что в Страсбурге, в ПАСЕ (Парламентской ассамблее Совета Европы), опять собрали «круглый стол» «по политическому процессу в ЧР» (21 марта), навезли туда массу народа из ЧР, который бодро доложил европейцам о постоянном улучшении ситуации с правами человека на Северном Кавказе. А вдруг — не врали, как обычно?..
       Увы. Дальше в этом материале не будет никаких сенсаций — потому что в Чечне происходит все то же самое. Рутина ежедневного умерщвления определенной части населения. Ни назначение в президенты ЧР Алу Алханова (лично присутствовал на «круглом столе»), ни смерть Масхадова (после которой федералы объявили, что обстановка улучшится) не изменили ничего — как кадыровцы лютовали, так и лютуют, как забирали в свои собственные тюрьмы, так и забирают, как пытали, так и пытают.
       
       
Далее — факты. 11 февраля глубокой ночью группа силовиков в масках — кто конкретно был в масках, так и осталось неизвестным (никто — ни боевики, ни федералы никому никогда в Чечне не представлялся и не представляется) — подкатила на нескольких «УАЗах» к дому Жукалаевых в селении Алхазурово Урус-Мартановского района (информация представительства правозащитного центра «Мемориал» в Назрани). Они ворвались в дом, вытащили из постели 42-летнего Ахмеда Жукалаева и увезли неизвестно куда, не объясняя семье ничего. Утром родственники поехали по всем инстанциям и силовым подразделениям. Прочесали все — Ахмед нигде официально задержанным не числился. Через два дня, 13 февраля, он появился дома сам. И сказал, что содержали его в какой-то яме, где он мог только стоять. Два дня его пытали электрическим током и жестоко избивали. Потом вытащили из ямы, завязали глаза и привезли в Грозный, где и отпустили.
       За что забирали и мучали Ахмеда, в селе Алхазурово не понимают. Семья Жукалаевых — очень известная и уважаемая, родители Ахмеда — учителя местной школы с многолетним стажем. И речи не может быть о том, что Ахмед мог быть замешан в чем-то противозаконном. Вот слова одного из родственников Ахмеда Жукалаева: «Мы крайне удивлены и возмущены случившимся. Мне думается, его задержание было грубейшей ошибкой правоохранительных органов. Но от этого нам не легче, наоборот, наша жизнь только усложняется тем самым, ужесточая и сея ненависть к людям в военной форме».
       На следующую ночь, на 12 февраля, опять же неизвестными федералами — по той же схеме, что и в Алхазурове, — были задержаны и увезены неизвестно куда прямо из своих домов житель станицы Ильиновской Сулейманов и еще один человек из селения Толстой-Юрт.
       Днем 12 февраля — все в тот же день — неизвестные силовики в масках задержали и увезли в неизвестном направлении 30-летнего Бекхана Шамсуддинова.
       Вечером 12 февраля, уже в селении Гой-Чу (Комсомольское), из дома увезли девятиклассника Сайдана Абдулаева. За то, что у него была игрушечная рация: подобные свободно продаются в магазинах и на рынке. Сайдана пытали током в здании РОВД Урус-Мартана, где пытают в последний год очень многих.
       Надо понимать, об этих фактах — только тех, о которых стало известно, — родственники пострадавших не молчали. Большинство же в Чечне стараются крепко держать рот на замке — забирая человека, федералы запугивают оставшихся на свободе…
       24 февраля… В мечеть на 30-м участке Грозного (название микрорайона) милиционеры привезли тело молодого мужчины — чтобы мулла похоронил. Тело было со следами жестоких истязаний. Среди прочих — пятна от прижогов ровной круглой формы глубиной до пяти миллиметров и диаметром до сантиметра. Внешне мужчина был похож на того человека, которого федералы показывали по всем телеканалам как убитого 22 февраля в госхозе Пригородном боевика — результат той странной трагедии, когда девять бойцов 42-й дивизии погибли под завалами полуразрушенного здания птицефабрики, официально — приняв бой с отрядом боевиков… Но никакого боя в тот день вообще не было, и за боевика федералы выдали человека, которого раньше где-то задержали и казнили после пыток?..
       Прогрессом по-чеченски можно считать лишь то, что силовики привезли мулле тело для похорон по-людски. И больше ничего. Но прогресс оказался временным — в марте такого уже не отмечалось. Более того, началась история с внутриперемещенным телом Масхадова, не выданным для захоронения семье, история, которая так поразила мир. Но она — лишь одна из множества подобных чеченских историй… Неотданных — тысячи. И значит, тысячи униженных семей. И несправедливо просить Путина смилостивиться и отдать родственникам тело Масхадова — честно лишь требовать останки всех похищенных за эти годы.
       
       
К вышеописанному следует добавить важное: добрую половину всех преступлений против человечности совершают сейчас федерализированные чеченцы или же чеченизированные федералы, кому как нравится. Это кадыровцы прежде всего. Их ежедневную уголовщину преступно покрывают все: так называмое правительство в Грозном, Совбез Чечни, МВД ЧР, республиканское УФСБ. К кадыровцам в подмогу чеченский ОМОН — давно уже не ангелы. Дурная слава палачей и у ОРБ — оперативно-разыскного бюро, где несут службу тоже чеченцы.
       Так что гражданская война в республике не просто на подходе и «давайте ее не допустим» — она в самом расцвете сил. Чеченизация конфликта — питательная почва этой гражданской войны.
       Однако именно проводники такой чеченизации на этой неделе стали главными участниками очередной пиар-акции в Страсбурге, поименованной «круглым столом» по политическому процессу в Чеченской Республике», под предводительством Андреаса Гросса, депутата ПАСЕ, — кремлевский ответ «лондонским переговорам» 24—25 февраля, предшествовавшим убийству Масхадова.
       Мы ранее подробно описывали подготовку этого «круглого стола» как крупного международного пропагандистского мероприятия для придания авторитета промосковскому руководству в Грозном. Так и вышло. В Страсбург прибыла обычная в таких случаях и уже сбитая агитбригада чеченцев, борющихся за то, чтобы их оставили при власти. Таус Джабраилов, так называемый председатель Госсовета — госсовета непонятно какой легитимности. Ахмар Завгаев, депутат Госдумы, ранее даже сенатор. Так называемый уполномоченный по правам человека в ЧР Хасуев Лема… Они постоянно ездят по миру и рассказывают, как здорово стало в Чечне.
       И на этом «круглом столе» они представили доказательства того, что утверждала накануне HRW. Вопиющая ложь. Как повелось, вовсю презентовал себя миру Алу Алханов. Естественно, как руководитель Чеченской Республики — той самой, где уничтожают, кого хотят, пытают, кого хотят, строят незаконные тюрьмы для матобеспечения пыток и даже не выдают тела убитых для захоронения.
       Тем не менее Алханов презентовал себя как цивилизованный руководитель, за которым будущее. Он говорил о необходимости скорейшего проведения парламентских выборов — чтобы окончательно победила демократия. Конечно, парламентские выборы — единственный шанс выживания для Алханова в качестве президента. Другого пути насадить своих людей в парламент и тем самым хоть что-то противопоставить разгулу Рамзана Кадырова у Алханова нет… Но кто вспомнил об этом в Страсбурге?
       Или другое, поставим вопрос иначе: кто в знак протеста против вопиющей лжи о творящемся в Чечне покинул зал? Кто встал и ушел, чтобы не покрывать себя позором соучастия?
       Никто. Хотя в зале были отечественные правозащитники. Естественно, не из HRW. На пиар-акцию были приглашены представители «солдатских матерей», а также Татьяна Локшина (центр «Демос») и Светлана Ганнушкина («Гражданское содействие»). Их задача была — освятить мероприятие своим высоким присутствием. Они и освятили. И это именно то, о чем в своем комментарии говорит Рейчел Денбер, глава департамента HRW по Европе и Центральной Азии: «Отводить глаза в сторону в то время, как совершаются преступления против человечности, бессовестно».
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
24.03.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»