|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
МОЛИТЬСЯ МОЖНО. НО НЕ ЧАСТО
Бесланский синдром:
требуются комнатные мусульмане
После
Беслана в Северной Осетии начались вполне
ожидаемые гонения на мусульман, которые
составляют в республике примерно тридцать
процентов населения. Естественно, репрессии
касаются не всех. Преследуют только те исламские
организации, которые не подчиняются
регулированию со стороны республиканского УФСБ.
За неподчинение — тюрьма. Типично советский
подход.
Досье
Ермак ТЕГАЕВ — 48 лет.
Образование — техническое. В прошлом —
предприниматель. Ислам принял в 1996 г. В 2002 г., с
момента образования, стал председателем
Исламского культурного центра Владикавказа. До
этого несколько лет возглавлял мусульманскую
общину Владикавказа.
Факты
Со 2 февраля 48-летний
Ермак Тегаев, глава Исламского культурного
центра Владикавказа, сидит в городском СИЗО. Его
статья — 222, ч. 1 (хранение взрывчатых веществ и
компонентов к ним). Вот как это было.
— Около шести утра в нашу
квартиру ворвались, — рассказывает Альбина
Тегаева, жена Ермака. — Муж читал Коран перед
намазом, а я была в ванной. Услышав какие-то
странные звуки, приоткрыла дверь, а на меня уже
автомат наставили. По всей квартире — люди в
масках и касках, человек двадцать. Меня почти
голой вытащили из ванной, долго не разрешали
одеваться, а нам ведь так нельзя. Муж лежал на
полу, на нем сидели три человека. Я закричала,
стала звать соседей — у нас общий двор на шесть
семей. Подумала, бандиты ворвались. Но соседям
войти не дали. Начался обыск. Муж говорил: без
адвоката обыска не будет. Но они привели своих
понятых и начали с санузла. Три-четыре раза
смотрели там в одно и то же место — я ходила за
ними, уже заподозрила плохое. Мы всегда боялись,
что подбросят, при каждом обыске — их у нас уже
было несколько за последнее время. На этот раз я
пыталась все время следить за ними, не давая
что-нибудь подложить. Потом они схватили ключи от
машины и побежали на улицу — там стояла наша
машина. Мужу сказали одеваться и велели нам идти
к машине. Когда ее открыли, мы отказывались
подходить, понимая, что уже все, что надо,
подложили. Тогда они сами открыли багажник и
сказали, что там взрывчатка. Один позвонил
куда-то — и появился человек с видеокамерой. Он
стал нас снимать. Потом мужа увели.
Спустя некоторое время
Советский районный суд Владикавказа арестовал
Тегаева сроком до 2 апреля — на время
предварительного следствия, которое ведет
следственная часть ОВД Затеречного района
города. И семья, и друзья Тегаева, и имам Соборной
мечети Владикавказа Сулейман Мамиев уверены:
компромат ему подбросили. Причина: бессменного
председателя Исламского культурного центра (ИКЦ)
власть стремится посадить, и желательно надолго,
чтобы удалить с поля неудобного ей неформального
лидера мусульманской общины. Только за одно — за
популярность среди единоверцев, особенно
молодых. И за то, что отказался сотрудничать с
УФСБ.
Предыстория
О каком
сотрудничестве идет речь? И что представляет
собой ИКЦ Владикавказа, главе которого по
нынешним временам в Северной Осетии полагаются
такие большие неприятности? Согласитесь, что
даже на нашем нынешнем Северном Кавказе не всем
мусульманам поголовно суют всякую гадость,
лишающую их свободы.
ИКЦ — одна из
общественных организаций Северной Осетии. Всего
лишь — клуб по религиозным интересам. Статус у
ИКЦ точно такой же, как у ДУМСО — Духовного
управления мусульман Северной Осетии,
зарегистрированного как общественная
организация. То есть ДУМСО и ИКЦ — ровня. Однако
на практике это совсем не так. ДУМСО максимально
приближено к власти, пользуется ее
покровительством и финансированием — ИКЦ
намеренно держится на расстоянии. Отсюда и
проблемы.
— После Беслана власти, а
точнее, наше УФСБ — оно и есть сейчас власть в
республике, хотят полного подчинения мусульман,
— считает Артур Бесолов, один из официальных
защитников Тегаева, а также заместитель
председателя ИКЦ. — Для управления
мусульманской жизнью УФСБ выбрало ДУМСО, чтобы
осуществлять это через председателя ДУМСО, он же
— официальный муфтий республики Руслан
Валгасов. Мы считаем, что Валгасов был фактически
назначен силовиками в муфтии, что категорически
невозможно в исламе, и такая практика была только
в Советском Союзе. Большинство мусульман —
против насаждения священничества. Тегаев,
например, отказался стать муфтием, опасаясь
давления со стороны властей. В результате сейчас
вокруг ИКЦ — большинство мусульман республики,
очень много молодежи, у Тегаева — высокий
авторитет. У Валгасова же он, напротив, низкий.
Долго такое положение вещей власть терпеть не
захотела, и Тегаева просто-напросто посадили. Так
сняли проблему непослушания.
Алан Туаев —
корреспондент газеты «Да`уа» (по-арабски
«призыв» — в значении «призыв к проповеди»),
которую издает ИКЦ во Владикавказе, называет то,
что сейчас происходит в мусульманской среде
республики, принуждением к превращению их всех в
«комнатных мусульман».
— Чтобы максимум, что нам
было позволено, — это ходить по пятницам в мечеть
и чтобы ни на что мы больше не претендовали, —
говорит Алан. — Никакой другой мусульманской
жизни.
— А какая — другая?
— Изучение арабского,
совместные чтения Корана, например.
— Вы же сами знаете,
почему этого так боятся. И власть, и общество.
Исламофобия — наша реальность.
Исламофобия
Всеобщий страх перед
мусульманством в стране теперь так же очевиден,
как и гонения на свободно циркулирующий ислам
(примеры — по всему Северному Кавказу, в
Поволжье, на Урале). И в этом смысле ФСБ,
занимающаяся организацией гонений, лишь
выполняет заказ общества — отрицать это
бессмысленно. Однако почему именно гонения, а не
взаимопонимание, более эффективное во всех
отношениях?
Потому что в багаже ФСБ
ничего другого, чем советские образцы
«руководства через духовные управления» с
одновременным уничтожением любых побочных
явлений, просто нет. Механический советский
ремейк: если невозможно отменить Коран, то надо,
чтобы все было под контролем, никаких
«джамаатов», а если муфтии и эмиры все-таки
неизбежны в стране с двадцатимиллионным
мусульманским населением, то они должны быть
«свои», остальных — в тюрьму. Сегодня все это
антимусульманское мракобесие — уже часть
государственной идеологии борьбы с терроризмом,
осуществляемой вне юридических норм. А
произошедшее с Тегаевым — просто одно из ее
практических воплощений.
И значит, что в
перспективе? К чему такая политика приведет?
Она уже привела к подполью
— к худшему из результатов. Ислам, не желающий
жить в системе «духовных управлений», трагически
уходит в самоизоляционизм. Мусульманские общины
все более закрывают себя от внешнего мира, а
значит, все более непонятны ему. А куда деваться?
И православные, и католики, и кто угодно
поступали точно так же, оказавшись в сходных
условиях. История предлагает тому массу
примеров, описанных в любой книжке, которую те,
кто у власти, упорно забывают прочитать, прежде
чем наломать дров.
Итог очевиден: авторитет
Ермака Тегаева только вырастет. А чем методичнее
власти будут уничтожать ИКЦ, тем крепче будет
новое религиозное диссидентство в мусульманской
среде Северной Осетии. Республиканское УФСБ
собственноручно сейчас формирует оппозицию,
которая будет счастлива, что она в оппозиции.
Именно об этом история Ермака Тегаева.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой»
КОММЕНТАРИИ
Адвокат Сулейман
УВАДАТИ:
— Пока приговора нет,
я дал подписку и не вправе разглашать сведения
предварительного следствия. Могу лишь сообщить,
что у моего подзащитного, находящегося в СИЗО,
нормальное психологическое состояние — мы с ним
встречались 10 марта.
Прокурор Затеречного
района Владикавказа Олег ОЗИЕВ:
— Наша прокуратура
будет представлять на суде гособвинение.
Материалы по делу Тегаева собирали сотрудники
УФСБ по Северной Осетии-Алании. Из материалов не
следует, что взрывчатые вещества были Тегаеву
подброшены в ходе осмотра его помещения. У меня
не возникло сомнений такого рода, когда я
знакомился с материалами дела. Все они были
собраны в соответствии с действующим
законодательством. Когда мы попросили санкцию на
арест Тегаева, подобного рода сомнений не
возникло и у Советского районного суда
Владикавказа, который выносил решение об аресте
Тегаева, иначе бы суд просто не вынес такого
решения. Предварительное следствие сейчас
продолжается — по ст. 222, ч. 1. Его ведут в ОВД
Затеречного района Владикавказа. Срок окончания
следствия — 2 апреля. Возможно, удастся закончить
и раньше, мы не намерены тянуть с передачей дела в
суд. Сейчас ждем результатов второй экспертизы —
по религиозной литературе, обнаруженной у
Тегаева. В ходе следствия было назначено две
экспертизы — как по литературе, так и по изъятым
взрывчатым веществам, которая уже готова.
— Что представляет
собой обнаруженная у Тегаева литература?
— Я не разбираюсь в
этом.
— Хотя бы — книги?
Журналы? Изданные в России? За границей?
— Не знаю.
— На ваш взгляд, почему
сотрудники УФСБ пришли 2 февраля именно к
Тегаеву?
— Ответить не могу —
следствие еще идет. Но мне известно, что
сотрудники УФСБ сначала проводили оперативные
мероприятия в отношении Тегаева, потом, на
основании собранных оперативных материалов,
обратились в суд — Советский районный суд
Владикавказа, за получением разрешения на
обследование помещений Тегаева.
— Не на обыск?
— Нет. И получили это
разрешение в судебном порядке. На этом основании
они и пришли к Тегаеву домой.
14.03.2005 |
|
|