АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

МИР ВАШЕМУ ДО…
Масхадов объявил перемирие до 22 февраля
       
Аслан Масхадов. (Фото из архива "Новой")       
Может ли Масхадов или только хочет? Вот в чем главный вопрос. Как известно, в середине января президент Ичкерии Аслан Масхадов (27 января — восьмилетний юбилей его избрания на этот пост) отдал всем своим вооруженным группировкам приказ о февральской мирной передышке. Наверное, это можно назвать односторонним месячным перемирием — сроком до 22 февраля. Сообщения о приказе появились на сайте «Кавказ-центр», а также, по просьбе нашей редакции, подтверждены из Лондона помощником Ахмеда Закаева, спецпредставителя Масхадова в Европе.
       Что бы это все значило: зимнюю усталость, передышку накануне 23 февраля — очередной годовщины сталинской депортации чеченцев и ингушей, когда уже традиционно боевики не оставляют своим вниманием федералов и коллаборационистов — тех, кто им служит в Чечне?
       Либо — попытку доброго знака: «нам все это осточертело, давайте прекращать»? Или — проверку самих себя: кто — среди своих — подчинится, а кто нет? Естественно, всего понемногу. Всех причин — по чуть-чуть. Но какая причина важнее остальных?
       Надо думать, Масхадов назначил испытание самому себе — причем мужественно, хотя бы потому, что публично. Масхадов этим перемирием прилюдно выставил себя на обозрение: что я могу в своем кругу? Не секрет, что очень многие — и у нас, и за границей — при фамилии Масхадов недоуменно пожимают плечами: а кого он, собственно, контролирует? Не свое ли немногочисленное окружение? Не блеф ли это — приказы Масхадова, распоряжения Масхадова? Кто им подчиняется?
       Причина недоумения и недоверия известна: Масхадов в глубочайшем подполье, в котором он не принимает журналистов вот уже много лет, боясь судьбы Ахмад-Шаха Масуда, пандшерского тигра, взорванного когда-то журналистами, специально для того подосланными. Так что о мерах безопасности Масхадова — понятно. Но совершенно неясно, кому Масхадов президент?
       За месяц этот туман рассеется уж точно. Станет очевидным, кому Масхадов не указ. И также — как в их отношении поступит Масхадов. С той стороны все будет расставлено хотя бы по относительным полкам. Кто не с Масхадовым — тот за войну. Пока самопроверка Масхадову дается трудно — минная война против федералов в Чечне не унимается, и тот, кто ее ведет, не обращает внимания на Масхадова… Чем он им ответит? Сможет ли?
       Но в той же мере это перемирие — испытание и для Кремля. Также на большое мужество. Мужественным будет тот, кто примет эту руку доброй воли. Тряпкой — тот, кто оттолкнет.
       И тут тоже очевидны сложности — против перемирия первым открыл рот, естественно, Алу Алханов, президент Чечни по версии Кремля. В очередной раз он заявил, что не будет вести переговоры с Асланом Масхадовым, но готов к переговорам с боевиками об односторонннем сложении оружия — то есть завел прежнюю беспросветную песню. Еще кто-то что-то голосом из Грозного прокомментировал — в том же бодряческом духе на бочке с порохом. Остальной Кремль на перемирие вообще плюнул — сделал вид, что не заметил. Презрел. И это глупость, конечно: ведь если ты не за мир, то, получается, — за войну? Другого-то не бывает.
       Чтобы выглядело еще глупее, Кремль, под перемирие, избрал Масхадову (вместе с Басаевым) меру пресечения — арест (оформив это дело в суде). Масхадову — за то, что «в материалах дела имеются свидетельства о том, что Басаев давал инструкции террористам, захватившим школу в Беслане, выдвигать в качестве одного из требований начало переговоров с Масхадовым» (цитируется по Николаю Шепелю, замгенпрокурора РФ).
       Еще — Дума, следуя желаниям Кремля, пропустила через себя, под знаменем противодействия перемирию, давно ожидаемый законопроект, который разрешает армии участвовать в операциях внутри страны (дополнения в ст. 10 закона «Об обороне»: «Вооруженные силы РФ могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ»). Читай правильно — воевать на Северном Кавказе.
       Но на календаре пока 7 февраля. Еще есть немного времени. А вдруг рак на горе свистнет? Будем надеяться, ожидая 22 февраля, когда можно будет подвести итоги выкатыванию этого пробного шара. А вдруг одностороннее перемирие не останется таковым, а мы однажды проснемся и по телевизору увидим «картинку»: стол переговоров, конец всему… Мир.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
07.02.2005

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»