|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЛЮДИ В ПОГРАНИЧНОМ СОСТОЯНИИ
Между Ингушетией и
Осетией — по Черменскому кругу
19 ноября.
Путь из Ингушетии в Осетию упирается в
Черменский круг. И это как путь из соцлагеря в
капитализм: нежелательная мышь не просочится. На
замке — все. И вся. Хуже, чем «Шереметьево». Можно
потрясать своим паспортом сколько душе угодно,
но адвокатов не найдешь. Граница на взведенном
самозатворе. Ингуши — ни ногой «туда». Осетины —
«оттуда». Осетинские милиционеры с нашивками
«паспортно-визовая служба» (они проверяют, кто ты
есть — какой-такой нации — и по паспорту, и по
существу) старательно не смотрят в сторону, где
за шлагбаумами мерзнут на утреннем холодке
ингушские таксисты, — делают вид, будто ТАМ
никого нет. ТАМ — это Ингушетия. Черменский круг
— это действительно круглая площадка максимум в
десяти минутах езды от ингушской столицы
Назрани, ставящая точку на ингушских землях и
открывающая ворота в осетинские. Естественно,
условные.
Однако не сейчас.
Черменский круг образца ноября нынешнего года —
это и символ, и апофеоз межнационального
недовольства. Прямо вперед от Черменского круга
— дорога на Беслан, левее — на Владикавказ. Если
левое ответвление еще как-то живет и действует —
движение есть, то дорога на Беслан пуста, как душа
сильно обиженного.
В десяти
минутах езды от Черменского круга — разговоры с
ингушами. Когда пять минут вполне пристойных:
«Все не очень плохо» — в ответ на вопрос: «Каковы
сейчас, после Беслана, отношения между ингушами и
осетинами, осетинами и чеченцами?» и далее —
горячий поток обвинений. Самое жесткое: «ОНИ
(осетины. — А.П.) получили за свое».
Имеется в виду страшное —
кровопролитие 92-го года. Взаимное кровопролитие,
где так и не была поставлена точка — вплоть до
сентябрьской трагедии в Беслане.
И еще более
катастрофическое обвинение: «В 1-й школе в 92-м они
держали наших заложников. Вот и…»
Фамилий говоривших ТАКОЕ
не назову. Потому что невозможно назвать эти
фамилии, хотя и знаю их, но обвинение — расхожее,
и это главное. Спрашиваю:
— Можно поговорить с теми
заложниками? 92-го года? Из первой школы?
И — следует провал.
«Поговорить нельзя, потому что…», «… только что
ушел за хлебом», «…вчера вечером поехал
навестить мать в село...» и т. д.
То есть —
«заложников-ингушей, удерживаемых осетинами в
первой школе Беслана», нет.
А что есть?
Слухи.
Ими, проклятыми, кормятся
и взнуздывают себя люди по обе нервные стороны
Черменского круга. Никто ничего точно не знает —
но говорят. Власти эти чудовищные россказни не
останавливают — вот в чем беда. Прислушиваются. И
попеременно занимают то одну, то другую сторону.
От чего обеим не легче. А слухи все чудовищней.
Как и реакции на них.
20 ноября. Беслан.
Стихийный мемориал «Первая школа». Скорбные люди
тихо передвигают ноги по серому пеплу, по детским
книжкам в сером пепле, по битому стеклу в сером
пепле. По безвозвратному пеплу чужих судеб,
завершившихся тут.
К скорби уже добавились
«туристы катастроф» — наш бич. Жирные бездумные
тетки, делающие вид, что плачут, и истеричные
мужички, сующие свой нос повсюду, требующие
возмездия во имя православных и суетливо
фотографирующиеся на фоне трагедии: мол, тут был
Вася.
Проходит батюшка в
школьный спортзал под открытым теперь небом.
«Туристы» ему говорят: «Встаньте так, чтобы кадр
был лучше». Батюшка покорно встает и служит
заупокойную по предельно короткому чину.
Фотографирование окончено. Батюшка, вздохнув,
уходит. Вокруг него скачет идиот с фотоаппаратом:
«Батюшка! Батюшка! С ЭТИМИ не говорите! Они из
другого лагеря!».
Идиот с фото — наш,
славянской, как говорят теперь, внешности, борец
за чистоту христианской веры. Он щелкает батюшку
— настоятеля Аланского Свято-Успенского
мужского монастыря, на фоне наскальных надписей
в школе: «Чеченцы и ингуши людоеды (знаки
препинания — как в оригинале. — А.П.) желаем вам
накормить себя и своих детей трупным мясом». Еще:
«Вы должны жить в прокопченных отсеках для
дебилов. Осетины»…
Примерно тридцать
процентов наскальной росписи в школе — такого
содержания.
— Мы не разрешаем это
писать, — говорит 19-летний охранник останков
первой школы Виталий Кироглов, бесланец. —
Стираем потом. Моя работа — защищать ингуша.
Политграмота
межнациональных отношений в исполнении молодого
поколения бесланцев звучит тяжко. «Придут в
ингушскую семью — по фамилиям террористов. Кто
участвовал. Когда докажут, что участвовал,
возьмут самого маленького ребенка и убьют».
— А простить возможно?
— Нет, — отвечает Виталий.
— Но в чем виноват тот
маленький ребенок?
— Из маленького подонка
вырастет большой. Все ТАМ должны ждать, когда
будет отмщение.
Саша
Гумецов — человек лет под сорок, кому хуже
остальных даже в Беслане, где плохо всем. Он зарос
щетиной, и улыбка — не его привычка больше. У Саши
пока некого захоронить — дочка Аза, неполных
двенадцати лет, ушла первого сентября в первую
школу, на занятия в 6 «Г», и до сих пор ее нет. Ни ее,
ни ее тела. Аза Гумецова — официально до сих пор в
розыске. (История ее поиска — в следующем номере.)
Напротив Саши сидит его
мужественная жена Римма Торчинова.
— И злейшему врагу не
пожелаю, чтобы их дети испытали такое же, —
говорит Саша. В его израненной, замученной
многонедельными безрезультатными поисками душе
нет чувства мести: — Я не могу другой матери
сделать то же, что сделали Римме и мне. Хоть эти
идеи у нас сейчас и непопулярны, я об этом говорю
открыто.
Владимир Ходов, глава
местного самоуправления Правобережного района
— проще мэр Беслана, лучше других тут знает, что
творится вокруг. И то, что видимо глазу. И то, что
невидимо. Он уверен: все эти мысли о мести —
последствия информационного вакуума, в который
опущен Беслан после трагедии. Людям о ходе
расследования говорят немного. И никто из тех,
кто, видимо, что-то знает. И люди сами себе все
старательнее прорисовывают образ врага. Чем
дальше, тем больше и отчетливее.
Я спрашиваю
мэра Ходова о том, о чем много слышала только что
в Чечне. Вроде бы чеченские старейшины хотели
приехать в Беслан, извиниться за своих нелюдей, а
бесланцы на это предложение не ответили «да»…
— Пусть сразу привозят
Басаева и Масхадова, — коротко объясняет Ходов.
— А ингушские старейшины
обращались с тем же к бесланцам?
— Хороший вопрос.
И это — весь его ответ.
Потому что — «не обращались». Ходов на этот счет
не разговорчив. Слова-дополнения — в его глазах,
которые медленно наливаются предательской для
мужчины влагой.
Откручиваю пленку на
сутки назад. Этот же вопрос: «А вы извинились за
«своих»? Перед бесланцами?» — задавали по
ингушскую сторону от Черменского круга.
И был строгий ответ:
«Пусть «они» сначала перед нами извинятся. За 92-й
год. Потом уже мы».
Коса на камень. Стенка на
стенку. Пока только так. Виссарион Авсеев, глава
Учкома, общественной организации учителей
первой школы, — человек либеральных взглядов и
поклонник толерантности, рассказывает, что
только что Учком помог провести конкурс детского
рисунка-граффити, в результате которого один дом
на улице Мира в Беслане оказался ярко-цветным,
как калейдоскоп.
— Мы пригласили детей 3-й и
4-й школы, чтобы они рисовали вместе. Чтобы они
сдружились. Чтобы было: «Осетины рисуют, а не
воюют».
— А вы сможете сегодня
устроить так, чтобы рисовали вместе на конкурсе
дети одной бесланской школы и одной
назрановской, к примеру?
Виссарион
останавливается тут же. Видно: он не знает ответа.
Он старательно подбирает слова для этого
проклятого ответа. Наконец, очень медленно:
— Возможно. Но если нас об
этом попросят.
В пяти шагах за
компьютером сидит мальчик лет восьми. Он нас не
слышит в шуме компьютерной игры, которой увлечен.
Но мы его зовем. Виссарион хочет доказать, что в
душе детей нет чувства мести. И вообще — ничего
темного, чем отягощены мы, взрослые.
— Русик, — спрашиваю я, —
ты хочешь, чтобы у тебя был друг — ингушский
мальчик?
— Нет.
— А чеченский мальчик?
— Нет, — глаза Русика
становятся упругими и строгими.
— Почему?
— После школы, — Русик
шепчет уже, но очень твердо.
— А русский мальчик?
— Конечно, — Русик
оттаивает.
Залина Албегова, мама
Русика, в шоке:
— Все — влияние улицы. Ты
что такое говоришь?
И снова — Черменский круг.
Переход на ТУ сторону. Никто не едет из Ингушетии
в Беслан и обратно. Кроме террористов — так
выходит. И тех, кто с ними пять лет «борется».
Мимо, через посты — в зону «антитеррора» —
Ингушетию и Чечню, нескончаемо, как и три, и
четыре года назад, идут военные колонны.
Власть заигралась в
опасные нескладухи. И недопустимо опять, в
который раз, все взваливать на народ, который
«все поймет», «все перемелет».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
наш спец., корр., Ингушетия —
Северная Осетия-Алания
22.11.2004
|
|
|