|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
МИР НУЖЕН ХИЖИНАМ, А ВОЙНА — ДВОРЦАМ
Чтобы остановить
теракты, необходимо отказаться от силовых
методов решения чеченской проблемы. Кто и как
способен это сделать
Первые трое
суток сентября еще раз показали, что моральный и
интеллектуальный уровень обитателей Кремля не
позволяет надеяться на то, что Беслан больше не
повторится.
Дни после трагедии
продемонстрировали еще большее: власть и не
собирается извлекать уроки из школьной трагедии.
Продолжая лгать и изворачиваться, именуя черное
белым.
Это означает только одно:
все наши дети и внуки — в опасности.
ПОДВАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ВО
ВРЕМЯ НАРОДНЫХ ТРАГЕДИЙ ОНИ ПРЯЧУТСЯ. НУЖНЫ ТЕ,
КТО ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПРЯТАТЬСЯ НЕ БУДУТ
Что они сделали?
Принципиальная
деталь последних дней: что же сделала власть в
ответ на трагедию Беслана? Чем дополнительно
обезопасила своих граждан?
Телодвижение, собственно,
было только одно — административные
«антитеррористические» перетасовки на юге
России. Суть их в следующем: в каждом регионе
назначено по старшему, «антитеррористическому»,
офицеру из состава внутренних войск МВД. Эти
старшие офицеры получают ранг вторых лиц при
первых региональных (в существующей чиновничьей
структуре — главы «антитеррористических
комиссий», и до Беслана имевшихся в каждом
регионе, — собственно, главы этих регионов, то
есть президенты Зязиков, Алханов, Дзасохов,
Кокоев и пр., на которых лежит вся полнота
ответственности за теракты на их территориях).
Кроме того, старшим «антитеррористическим»
офицерам придаются по семьдесят спецназовцев.
Таким образом, цена послебесланского усиления в
южнороссийских регионах — по 71
антитеррористической единице.
И все? И все. Типичный
чиновничий маневр для отвода глаз.
Кто на юге России,
собственно, руководители
«антитеррористических» комиссий? Пройдемся по
персоналиям. Кто те господа, которые персонально
обязаны были сделать все, чтобы не допустить
Беслана? А коли уж Беслан разразился, персонально
отвечали за то, чтобы возглавить борьбу за
освобождение заложников?
Трусы
Каждое время имеет
свои родимые пятна. Эпоха Брежнева — циничный
маразм. Ельцинство — кидай дальше, бери больше. А
вот Путин — это эпоха трусости. Вы только
посмотрите, кто при нем.
Во-первых, это господин
Зязиков, президент Ингушетии. У власти Зязиков
два с небольшим года, а до этого — все в КГБ да
ФСБ, то бишь профессиональный свояк Путина. Ни у
кого нет сомнений, что Зязиков — человек,
которого в президентское кресло Ингушетии
втащили Путин и его команда. Два года сидения
Зязикова в этом кресле привели Ингушетию к
антиконституционному разгулу спецслужб в
республике, к похищениям людей силами ФСБ и
«эскадронов смерти», рикошетом — к оттоку
молодежи «в горы», еще большим рикошетом — к
серии терактов. А Зязиков? Этот горе-глава
ингушской антитеррористической комиссии? Он
продолжал сидеть и сидеть в своем кресле —
фээсбэшник фээсбэшником.
Что имею в виду?
Собственно, ничего дурного. Фээсбэшник — это
смотрящий на мир и людей из-за чужих спин.
Профессия такая. Невидимый борец с невидимой
угрозой. Горе начинается, если угроза становится
осязаемой и реальной, и президенту надо выйти
вперед и возглавить сопротивление бандитам
(захват Ингушетии в ночь с 21-го на 22 июня).
В ту ночь гибели десятков
людей Зязиков сидел в подвале, ожидая развязки и
сохраняя собственную высокономенклатурную
жизнь. Кто спорит — президентское сердце очень
ценное и важное, и, возможно, место ему
действительно в подвале. Но ведь ценное не более
остальных…
Результат — 92
простреленных сердца ингушей. При полной
дезорганизации сопротивления захватчикам. И —
самое главное — уверенность боевиков, что и
дальше подобное воможно.
К Зязикову еще вернемся. А
пока — 21 августа. Грозный. Захват города
боевиками — один в один по ингушскому сценарию.
Где в ту ночь были другие путинские фавориты —
Алу Алханов и Рамзан Кадыров? Обожающие чесать
языками с телеэкрана, как они всех бандитов
вот-вот переловят?
Оба также сидели по
подвалам. И не возглавили сопротивление
боевикам. Они сохраняли свои драгоценные жизни
для будущих сражений против «международного
терроризма». Результат — более полусотни жизней.
И — опять же самое главное — крепнущая
уверенность боевиков, что и дальше подобное
возможно.
Наконец Беслан. Звери
минируют детей и выдвигают требования об
окончании проклятой войны в Чечне. Зязиков,
Алханов и этот Р. Кадыров, ответственные за
антитеррористическую деятельность на своих
территориях, выдавшие Путину все гарантии, что
«враг не пройдет», — без сомнения, уже утром 1
сентября должны были стоять в этой школе (равно
как и Масхадов, чьим именем играли звери) и всеми
доступными им средствами, не выторговывая личных
гарантий безопасности, должны были уговаривать
зверей, выращенных собственными руками,
отпустить детей, а потом уж разбираться, кто прав,
а кто виноват.
А что было? Ни Зязиков, ни
Алханов, ни Р. Кадыров, ни Масхадов в школе носа не
показали. Они струсили, оценив свою жизнь куда
дороже сотен детских. В моем представлении —
бандиты трусам ровня. Имею в виду результат
деятельности и той, и другой категории граждан.
Умные люди сегодня
говорят, что это было бы глупо с их стороны
ринуться на переговоры в Беслан. Глупо, потому
что равносильно приговору — они были бы
уничтожены.
Не исключено. Ну и что? Кто
виноват — тот и отвечает. А в результате
получилось так, что безвинные дети ответили за
трусость и тупость тех, кто — помните? —
приговаривал: «Мы берем ответственность на
себя».
Одно напоминание: до них
выжить ценой жизней женщин и детей позволял себе
в нашей новейшей истории только один человек —
Кадыров-папа, погибший 9 мая нынешнего года. Это
было в октябре 2002 года, когда террористы,
захватившие «Норд-Ост», объявили, что готовы
отдать 50 женщин, если к ним придет Ахмат-Хаджи, но
Ахмат-Хаджи не пошел, решив, что его жизнь дороже
жизней 50 женщин. Вскоре Путин продемонстрировал,
что именно Ахмат-Хаджи — его чеченский фаворит.
Зязиков, Кадыров-сын,
Алханов: все трое — нынешние путинские фавориты,
и поэтому они сделали точно так же. Кто был смел —
того отшили. И теперь новая
«антитеррористическая инициатива» состоит в
том, чтобы трусам выделить по старшему офицеру и
по семьдесят спецназовцев. И они предотвратят
теракты…
Но ведь трусы не могут
предовращать теракты. И политика трусости
бессильна перед терактами. Это очевидно. Старшие
офицеры ВВ могут лишь помочь сохранить жизни
всех этих троих в очередной час икс. Остальным,
нам, — ничем.
Вывод прост: ни Зязиков, ни
Алханов, ни Р. Кадыров как стоящие во главе
задействованных в «антитеррористической
операции» регионов — более не могут оставаться
на своих местах. Это смерти подобно — не их
смерти, а нашей. И это — только во-первых.
Но что во-вторых? Что может
быть противопоставлено террористической
активности? Чем сбить волну терактов и
постепенно свести их на нет?
Прежде всего храбрость
власти, опирающейся на ясный обществу план
противодействия. Что дальше? Что требуется
изменить на Северном Кавказе, чтобы в будущем
свести к минимуму вероятность терактов?
Что надо делать?
Вот мой план. Это план
журналиста, который весьма критически относится
ко многому, что происходит в нашей стране, — что
сопутствовало первому сроку путинского
президентства и что имеет место сейчас. Это
соображения на тему, каким путем возможно
постепенное урегулирование чеченского кризиса,
а то, что корень всего произошедшего в Беслане и
накануне Беслана именно там, ни у кого, кроме
Путина, сомнений, похоже, не вызывает.
План — о том, что делать
дальше с северокавказским шахидизмом. С
Масхадовым. С тем, что ряды сопротивления в этом
году пополнились, как ни в один из предыдущих лет
второй чеченской войны. С действующими там и в
сопредельных территориях отрядами наемников. С
растущим числом желающих отомстить за гибель и
исчезновение своих близких. С невиданным
развратом в военной среде. С федеральными
«эскадронами смерти», действующими вне
Конституции, осуществляющими внесудебные казни
и преследования людей. С федералами, «воюющими»
для отчета — для «боевых», для чинов, наград, а не
для того, чтобы отыскать и обезвредить бандитов.
С тотальной коррупцией режима Кадырова,
поддерживаемого Кремлем и ненавидимого
населением. И как следствие — с зашкаливающим
уровнем недоверия федеральной власти, которое
характерно сегодня для всех слоев чеченского
общества...
Что дает мне право судить
об этом и предлагать такой план? Только опыт
работы в Чечне на протяжении многих лет —
естественно, это опыт журналистский, который
состоит прежде всего в бесчисленных и постоянных
встречах с представителями всех без исключения
слоев чеченского общества. С профедеральной
средой и с антифедеральной, с участниками
сопротивления и с противниками участников
сопротивления, с детьми и молодежью, со
стариками, с женщинами, с боевиками-кадыровцами,
с милиционерами, с омоновцами, с кадыровским
чиновничеством, с муллами и муфтиями… Со всеми.
Это такая работа: ходить
из одного села в другое, из одного города в другой
и спрашивать, спрашивать, спрашивать. Стараться
понять, чем люди живут. С чем смирятся? Что не
примут?
То есть журналистская
работа — это постоянные, месяц за месяцем,
начиная с лета 1999 года, фактические
социологические опросы, проводимые во всех
населенных пунктах Чечни. На главную тему: что
надо сделать, чтобы в Чечне был мир? Кем вы видите
себя в этом процессе? Какое будущее у Чечни — с
Россией или без? Если с Россией, то как нам
помириться? Как помириться сейчас, если Масхадов
как переговорщик фактически удален с поля, а его
оттеснили те, с кем переговоры вести практически
невозможно?
Что надо делать:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО
УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЧЕЧЕНСКОГО КРИЗИСА
1. Создание
Федерального совета по урегулированию
чеченского кризиса (коллегиальный совещательный
орган). Главное условие: в Совете не должно быть
силовиков и чиновничества — им нет доверия.
Только представители гражданского общества из
числа людей, которые работали в Чечне в качестве
правозащитных наблюдателей на протяжении всех
лет войны; именно этих заслуживших истинное
доверие людей, не прятавшихся за высокими
заборами правительственного комплекса в
Грозном, а также из числа общественных деятелей
страны, которые всегда, при любых ветрах,
занимали антивоенную позицию, выступали за
мирное урегулирование и реальный политический
процесс (не те квазивыборы, которые уже дважды
проведены в Чечне при почти полном игнорировании
их населением).
2. С момента
создания Совета ни одно политическое и
финансовое решение, связанное с Чечней, не может
быть принято без соответствующего
положительного решения Совета.
3. Совет должен
составить план конкретных и понятных действий:
«первое, второе, третье…» — и публично его
огласить. Смысл: каждому в Чечне должны быть
совершенно ясны пункты плана: что и когда, с
датами исполнения — будет сделано в Чечне ради
урегулирования конфликта.
4. Политические
переговоры с Масхадовым обязательны, хотя
большинство населения не испытывает к нему
уважения. Но через эти переговоры необходимо
пройти.
Ради чего? Цель
переговоров — дать возможность Масхадову
извиниться перед своим народом и уйти или
ответить по закону за то, что произошло. Причем
это важно не для Масхадова, а для людей, когда-то
его выбравших. Это воспринимается большинством
как отправная точка реального политического
процесса урегулирования.
5. Обязательное
покаяние федерального центра за жертвы среди
гражданского населения в ходе войны.
6. Обязательная
демилитаризация территории как первое условие к
политическому урегулированию. Невозможна без
вывода войск. Войска могут остаться только в
местах постоянных дислокаций и на строго
оговоренное переходное время. Это время должно
быть публично оглашено. А также условия, на
которых вывод будет осуществляться (санкции за
нарушение демилитаризации).
7. Способ
проведения демилитаризации в условиях
тотального недоверия сторон друг к другу
(стороны: федеральные войска и спецслужбы,
гражданское население, кадыровцы) — только в
присутствии международных наблюдателей, статус
которых позволит населению им поверить (ООН,
ОБСЕ, ПАСЕ и пр.). Международные наблюдатели
воспринимаются единственно возможными
гарантами справедливой, ни в чью-то пользу,
демилитаризации. Возможно проведение
принудительной демилитаризации — население
воспримет это спокойно в присутствии
международных наблюдателей, но не федеральных
военнослужащих.
8. Присутствие
международных наблюдателей обязательно на весь
переходный период — период остывания взаимных
страстей. Просьба федерального центра к
международному сообществу о таком наблюдении
воспринимается не как слабость, а как сила
федерального центра.
9. Политическое
руководство переходного периода — «русский
наместник» (терминология большинства) в ранге
уполномоченного президента РФ по урегулированию
чеченского конфликта. Может быть, это
вице-премьер с особыми полномочиями. Сохранение
Алу Алханова в такой конструкции вероятно на
некоторый период. Однако сохранение Рамзана
Кадырова хоть на каком-то посту абсолютно
невозможно — эта фигура воспринимается
исключительно отрицательно.
10. Главное
качество «русского наместника» — гражданское
лицо. Личность должна быть известной и уважаемой
чеченским обществом — для этого в ее
политическом багаже должна быть стабильная
антивоенная позиция по Чечне, которая не
колебалась с «линией партии».
11. Обязательное
существование чеченского (в Грозном) офиса
«русского наместника», состоящего из
представителей гражданского общества
(российского и чеченского), прекрасно знающих
положение в Чечне и нужды людские на протяжении
всех лет войны, работавших там, в гуще, в качестве
правозащитных наблюдателей и поэтому
заслуживших уважение людей. Никакого
чиновничества.
12. Хозяйственные
структуры управления республикой — в подчинении
офиса «русского наместника». Финансовые потоки
— под контролем гражданского общества и членов
Федерального совета с непререкаемой,
незапятнанной репутацией.
13. Постепенная
организация общенародного обсуждения: какой
должна быть Чечня? Парламентской или
президентской республикой? Это не может быть
решено из Москвы — решения из Москвы не будут
приняты, и национальное согласие будет сорвано.
14. Организация
общенародного обсуждения: по какой конституции
жить? Необходимо открыто, путем обсуждения,
покончить с конституционным «двоевластием»,
когда часть населения не принимает Конституцию
92-го года, а другая — Конституцию 2003-го. В этом
обсуждении — почва для нормализации обстановки,
для действительно всенародных выборов по единой
конституции, в которых сочтут для себя возможным
принять участие все.
15. Наконец, через
несколько лет процесса умиротворения и
демилитаризации — свободные выборы по той схеме
(президентская или парламентская республика),
которую приняло большинство населения.
Возможно, у
других сейчас есть и другие планы. И отличные от
моих аргументы. Это очень хорошо и полезно. Было у
нас Конституционное совещание — пусть будет
рождено Чеченское совещание. Для обсуждения
вариантов. Для споров и дискуссий, причем быстрых
споров и дискуссий, — времени не осталось. Для
скорого и мощного мозгового штурма. Без амбиций.
Без чванства, кого первого туда позвали, кого —
второго. Без нашего привычного политэлитного
сволочизма.
Сейчас надо только думать.
Ради выживания. Ради всех нас. В память о детях
Беслана.
Трусам же можно помочь
только уйти. Они уже все сделали.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой»
13.09.2004
|
|
|