АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

КОВБОЙ-ФРЕНДЫ
Корреспондент «Новой газеты» побывал на лондонской премьере фильма-сенсации этого года «Фаренгейт 9/11»
       
(Фото — EPA)
     
       
Конечно, фильм — антибушевский от сих до сих и снят в этом смысле отлично. Все предельно ясно: очень много умело смонтированного Буша со всеми его словечками и выражением лица абсолютно уверенного в себе человека, Буш как главный эксцентрик наших дней. Лондонский зал то громко хохочет, то дружно выдыхает: «Боже мой…». А уж появление говорящей головы глупенькой Бритни Спирс со словами поддержки ТАКОГО «моего президента» и вовсе встречается гомерическим коллективным сотрясением тел…
       Однако антибушевские эмоции — не все. Дав нам отсмеяться, камера предъявляет документы, содержание которых не может не шокировать. Например: после трагедии
       11 сентября, объясняет закадровый голос, были отменены все полеты над США, и даже папу-Буша где-то принудительно посадили. Но! Смотрите: вот полетный лист единственно разрешенных в этот момент передвижений по воздуху… Оказывается, это был вывоз из Штатов многочисленного семейства бен Ладена в Саудовскую Аравию. По команде Буша, чья семья имеет давние нефтяные связи с этой семьей…
       Главная мысль автора ясна: нефтедоллары Бушу превыше жизней американцев, коим он президент, а значит, Буш — самое большое несчастье для Америки последнего десятилетия. Доказательств в фильме хоть отбавляй: лето 2001 года — время непосредственно перед 11 сентября, когда президенту стоило бы внимательно читать тревожные донесения спецслужб, — а Буш, обиженный, что многие им недовольны, уходит в длинный отпуск, охотится за какими-то кроликами, гольф, ковбойство, ранчо… А к спецдонесениям даже и не притрагивается.
       Так приходит 11 сентября — и мы видим, как Буш, оставаясь комиком, переплавляет шок, который он испытал, в патриотические речи, одна воинственнее другой. А потом — бомбометание в Афганистане, дальше — в Ираке. Исламский мир загнан в тупик и огрызается… А что ему еще делать? Сдаться на милость вот такому-то Бушу?
       Однако стоп. Англичане в массе своей — ярые антиамериканцы, поэтому так и смеются в кино, завидя очередную картинку из жизни Буша. А если ты пролетом из России?
       Если пролетом, то не до смеха. Уж слишком очевидны военно-политические параллели. От слов до дел. От всех этих «мочить в сортире» и «возрождать армию» посредством мочения — до тысяч жертв, принесенных в «антитеррористической войне». Полтора часа, пока англичане, собравшись в кинозале, смеются над Бушем, ты все больше осознаешь, что свой фильм Мур будто и с нас лепил. Чем глубже режиссер погружается в механизм раскручивания Бушем антиисламской истерии по всему миру, называемой «построением коалиции», — тем меньше мыслей про собственно Буша с компашкой, а все больше о нашем.
       Вот Мур показывает: не то что Буш очень хотел, чтобы случилось 11 сентября, — конечно же, нет… Но… так получилось к месту. Буш накануне 11 сентября — полупризнан и легитимен с изъяном, он — недопрезидент в глазах Америки (перевес голосов был минимален на выборах, да и тот обнаружился только во Флориде, где губернаторствует брат Буша). Самолюбие Буша ущемлено — и Бушу позарез требуется что-то такое, что докажет его силу и подкрепит легитимность. Что это? Война.
       И война Бушу вовремя подвернулась.
       А как там было у нас? Ельцин назначил преемника, стране его показали, он оказался человеком из тени — без харизмы, без идей, без послужного списка с явными заслугами перед народом. На круг «русский Буш» — недопрезидент, полупризнан, легитимен с изъяном, стратегически несилен, советники странные, неизвестно откуда взявшиеся, случайные… Куда тут без войны?
       И она Путину подвернулась. Вовремя.
       Демонстрация российскому люмпену патриотического кулака силами визжащих от восторга журналистов федеральных телеканалов РФ — и страна этот кулак зауважала. Демонстрация американскому люмпену патриотического кулака силами визжащих от восторга журналистов федеральных телеканалов США (механизм показан у Мура филигранно) — и страна этот кулак зауважала.
       
       
Есть тема, на которую Мур почти не размышляет: почему именно Буш пришел к власти? Но это вопрос № 1 и требует ответа: почему почти одновременно на должности первых персон двух супердержав пришли господа, которым, уже после прихода в высшую лигу, надо было самоутверждаться, и это их так сблизило, что мир заколотило?
       Все сложное обычно объясняется просто. Видны две главные причины.
       Во-первых, личностная: заподозренные в ущербности всегда тянутся друг к другу, чтобы поддержать друг друга и эффективнее отомстить состоявшимся и неущемленным. Если такое случается в детском садике, мщение ограничивается песочницей. Если же поле для самоутверждения — нации и государства, то начинаются глубинные бомбометания, тысячные перемещения беженцев, партизанские войны в ответ, кровь, разруха, голод и отчаяние миллионов. Режиссер Мур здорово демонстрирует, как важно мстителю «правильно» выбрать инструмент для осуществления своего плана — чтобы в итоге мстителя приняли как Первого и Единственного.
       Для Буша этот инструмент — бен Ладен, выращенный в том числе и личными усилиями семьи Бушей, — «свой» то бишь. И чем больше бен Ладена у Мура, тем настойчивее вспоминается Басаев. Давайте не забывать, что Басаев был вылеплен в нынешнем своем варианте как раз между двумя чеченскими войнами, когда Путин имел пост директора ФСБ.
       Другая сторона: вырастив бен Ладена, Буши, безусловно, пытались от него избавиться как от компрометирующего обстоятельства. Так и Путин. ФСБ времен середины — конца 90-х — именно та спецслужба, которая обязана была нейтрализовать действия Басаева, она же, руководимая Путиным, старательно растила его. А в 99-м пришел срок избавляться от Басаева как от компрометирующего обстоятельства, но для начала использовав его как инструмент в игре по развязыванию войны.
       
       
Это не разведывательная многоходовка — это примитив, сотни раз описанный в детективах. История знала множество подобных примеров из жизни монархов, императоров и их дворни. Сегодня за этот примитив приходится умирать части из нас. Число им тысячи. Среди тысяч — не только присягнувшие воины, но женщины, дети, старики. Жестокие кадры взаимного смертоубийства, снятые группой «Фаренгейта» в Ираке, сбивают с ног даже не сами по себе, а впечатлением дежа вю. Все то же самое видено-перевидено в Чечне. Просто в Ираке все еще не так долго, как в Чечне. И иракцев, в принципе, больше. И территории там пообширнее.
       О второй причине близости Буша с Путиным также есть намек у Мура. Оба они — из поколения «холодной войны». Они воспитаны в этом стиле, когда традиция «хрясь по башке — и дело в шляпе» им ближе и комфортнее толерантности. Конечно, это бич того поколения, которое теряется без противостояния. В них нет культуры созидания. И, протанцевав лет десять от радости, что Берлинская стена пала, им стало вдруг скучно от отсутствия врага. Самый подручный материал был в этом смысле исламский мир. Сначала — в лице отдельных его представителей. Потом — зона отчуждения стала расширяться. Исламский мир начали превращать в стратегического врага христианского сообщества. А по мере превращения, в связи с недопустимостью применяемых методов борьбы, даже те мусульмане, которые ничего не имели против немусульман и жили в традиции толерантности, стали сторонниками борьбы с Бушем и Путиным.
       Сейчас на планете чувствуются уже такие подвижки в коллективном мусульманском сознании, что они сродни сдвигам земной коры в ходе землетрясения и третья мировая война вовсе не кажется далекой.
       …Почти в конце «Фаренгейта» Буш уже прямо-таки мессия. Вершитель мира. Вспомните и Путина — нынешнего. Он — уже на Золотом крыльце, и не стесняется, и никого постоять рядом не зовет. Один на верхотуре. А мессианство избранных с изъяном и есть гибель мира.
       Не похоже, что в России у фильма Майкла Мура не будет трудностей с прокатом. Слишком очевидны параллели. Слишком точны выводы.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой», Лондон
       
15.07.2004
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»