|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЧУЖИЕ ПЫТКИ БЛИЖЕ К ТЕЛУ
До какой степени нам интересны пытки
американских тюремщиков над иракскими пленными
— и до такой же степени до фонаря пытки
отечественных вертухаев над пленными чеченскими
боевиками. Напомню, о чем речь. Федералы в Чечне,
как и американцы в Ираке, часто снимают home video —
для себя и своих близких. Традиция.
Именно так создавалась
видеотека преступлений времен второй чеченской
войны. Больше месяца назад мы опубликовали кадры
с одной из таких видеопленок, оказавшихся в
распоряжении редакции. За это время в редакцию не
позвонил ни один тележурналист или
представитель хотя бы одного телеканала,
работающего в Москве и в России, с просьбой дать
им пленку. Даже не для показа — ну хотя бы для
архива…
Единственная просьба
такого рода была от одного из частных
французских каналов, да и те вели себя странно,
пожурив меня за то, что запись выполнена
непрофессиональной телекамерой.
Естественно, это не жалоба
на жизнь, а просто наблюдение. Отсутствие
публичного интереса не остановило работу над
пленкой — я продолжала расследование,
встречалась со свидетелями и очевидцами,
пыталась выяснить, проследить дальнейшие судьбы
запечатленных на пленке людей.
Сегодня —
рассказ очевидца. Назову его Арсби. Он был
заключенным в Чернокозове, чеченском СИЗО, когда
туда свозили пленных и амнистированных боевиков
из-под Комсомольского. Мы встретились по моей
просьбе в одной из европейских столиц, где Арсби
теперь беженствует. Сначала я просила, чтобы он
попытался узнать кого-нибудь на нашей пленке. Но
потом разговор вышел далеко за эти пределы:
«Я был в Чернокозове с 12
апреля 2000 года. Охранял нас Минюст. (Отряд
спецназа МЮ из Воронежа. — А.П.) Восстанавливали
тюрьму зэки, привезенные из Ставропольского
края, им день шел за три. В камере были пленные.
Из-под Грозного. Из группы «Джихад». Так они себя
называли. Ваххабиты. В другой камере — а там все
время перетасовывали состав камер, чтобы не
успевали сговориться, — сидел с боевиками из
Комсомольского. Но у всех судьба была одна. Я не
воевал — но меня били так же, как остальных.
Из Чернокозова я вынес на
себе майку. На обратной стороне изнутри
записывал тех, с кем сидел. Потом майку надел на
себя и вышел — охрана не подумала, что там
информация. Майку решил сохранить для истории.
Среди боевиков в камере №
10 был русский — Александр Лисняков. 1961 года
рождения. Из Пермской области. Приехал в Чечню
между войнами. Принял ислам по убеждению. Остался
воевать добровольно. Попал в плен. Мы с Сашей были
в одной камере около трех недель.
В Чернокозове его били
очень сильно, но он был тверже духом, чем чеченцы.
Был я и в Пятигорской тюрьме — два месяца. Так
вот, в Чернокозове уничтожали личность. Человек
считался хуже скотины. Даже когда в камере —
нельзя было разговаривать друг с другом.
Смотреть друг на друга. Смотреть на дверь с
глазком. И молиться было запрещено. Должен сидеть
с опущенными глазами и головой. Все другое
приравнивалось к побегу.
Молились мы тайно. По
очереди. Тихо-тихо передвигались по камере так,
чтобы тот, кто молится, оказывался спиной к
глазку и мог шевелить губами. В Чернокозове
надежда только на Бога — я до тюрьмы не молился, а
в тюрьме стал молиться, ваххабиты-сокамерники
меня и научили.
Раз в день выводили на
прогулку — мы шутили между собой: «Давайте
одевать бронежилеты». Прогулка — это руки за
голову, голова опущена, команда «пошел», и ты
должен бежать. Замедляться нельзя, бежать надо и
по коридору, и по двору. Упадешь, замедлишь бег —
бьют.
Когда прогулка, весь
персонал Чернокозова собирался во дворе. Стояли
наготове в шахматном порядке. И у всех что-то в
руках. Черенки лопат, палки, дубинки… Чтобы бить.
Это главное развлечение в дневное время. Ты
бежишь, как по лабиринту, и каждый тебя бьет. До
прогулочного дворика. Там тоже надо бежать, но
уже по кругу. Если кто-то падал, его били просто
страшно. Но один упадет — и все на него, потому
что никому нельзя замедляться и никто толком не
видит, что впереди, голова должна быть опущена.
Один падает, все на него — и начинают всех бить.
Принцип: чем здоровее человек, тем били сильнее.
В камере № 2 был с Умаровым
Магомедом — он воевал за Комсомольское. 1978 года
рождения. Ваххабит. Был ранен в ногу. Лупили его
страшно. С Умаровым просидел недели четыре, потом
меня перевели.
Охранники называли
ваххабитов «вахами». Они кричали: «Ты — ваха?».
Человек, не понимая поначалу, что имеется в виду,
отвечал: «Нет, я Магомед». Охранники злились и
избивали.
Помню 16-летнего Айнди из
селения Валерик. Он был из тех, кого бей-бей, но он
не ломается. Айнди был совершенно
необразованный. Не ходил в школу никогда. Писать
не умел. Когда вошел в камеру, вся макушка была в
шрамах. Он воевал в Комсомольском. В группе
Гелаева.
Еще в Чернокозове сидел с
гантамировцами. У них была ст. 105 — убийство. Это
были те гантамировцы, которые штурмовали
Грозный, первыми туда ворвались, были героями, а
потом охраняли блокпост, рядом с которым погиб
сергиевопосадский ОМОН. Гантамировцы
рассказывали, что за некоторое время на двух
БТРах приехали солдаты, сказали, что идет группа
боевиков, переодетых в федеральную форму, и надо
их уничтожить. Гантамировцы охраняли блокпост, а
федералы стояли у бетонной стены — там есть
такая.
Первые выстрелы, говорили
гантамировцы, были из подошедшей «колонны», а они
вообще не стреляли. Говорили: «Мы убежали».
Федералы остались воевать с федералами. Потом
арестовали гантамировцев.
В Чернокозове видел
женщин — 12 человек. Зэчек. Была русская — жена
полевого командира. Ее расстреляли. С ней была
дочка — девушка лет 16. Но женщин не били. Только
расстреливали. Лена кричала из камеры всякий раз,
когда было слышно, как бьют других: «Фашисты!
Звери! Прекратите!». В дверь тарабанила. И ее
расстреляли будто при попытке к бегству.
В камере № 3 встретил
Алексея Белякова из Караганды. Он имел
мусульманское имя Салман. Воевал. Говорил, что
когда-то был олимпийским чемпионом по биатлону.
Потом попал в группу рэкетиров в Караганде. С
ними оказался в Чечне. Принял ислам, воевал, попал
в плен. Что с ним стало дальше, не знаю.
Был момент — привезли
сильно побитых. Нас выгнали из камеры таскать их.
Побитые были очень грязные. Но еще живые. Часть
была в сознании. Говорить нельзя, только
обменивались взглядами. Сказали сгружать в
комнату, штабелями. Потом они умерли.
По ночам нас часто
выгоняли из камер. Начиналось самое
«интересное», как говорили охранники. Открывают
дверь — на пороге человек шесть. Бьют, загоняют в
свои комнаты — и там бьют. К стенке лицом,
наручники — и деревянными молотками, куда хотят.
Этими же молотками направляли бег из камер в
комнаты. Направляли, как ослов. Бьют по правой
стороне — беги влево. По левой — вправо. Голова
должна быть опущена. Так прибегаешь куда-то, где
сидит человек, который просто получает
удовольствие от того, чтобы мучить. Спрашивает:
«Где Масхадов?». Ответ: «Понятия не имею». И тогда
по-всякому... Плоскогубцами. Током ко всем местам.
Пистолет на взвод ставит. Говорит: «Скажешь, где
Масхадов, будешь жить. Нет — умрешь сейчас».
Был там один маленький
такой, рыжий. Измывался. Особенно болезненно
старался сделать. Так сильно хотелось его
ударить в ответ — и умереть сразу.
Когда кого-то забирали из
камеры в комнаты, остальные начинали молиться.
Самое тяжелое — слушать, как кого-то бьют. Стоны,
вопли, крики очень хорошо были слышны. Особенно
тяжело, когда молодых били. Но человека ко всему
приучают… Как-то нас выгнали из камер и требуют:
«Кричите: Аллах — свинья!». Кричали…
Саша Лисняков до
Чернокозова был в Ханкале, говорил: «Здесь
лучше». Там он, голый, в феврале сидел в яме прямо
на трупах. Говорил: «Сначала не мог, а потом сел и
сижу на трупах — деться некуда. Вытаскивали из ям
— били трубами по ногам».
Мы там во сне хлеб видели
— голодали сильно. Теплая вода в миске и кусок
хлеба утром. В обед — крупа на воде. Вечером —
просто горячая вода.
Сейчас живу, чтобы жить.
Это же большая удача, что жив, а остальные мертвы.
Это надо ценить.
Отпустили меня 5 октября
2000 г. Протокол об освобождении составлен был на
две недели раньше. Сказали подписать, что
претензий нет».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой»
ДОСЬЕ
«НОВОЙ»
Читаевы
Родственники Арби и
Адама Читаевых, о судьбе которых наша газета
неоднократно писала (были арестованы в
собственном доме в Ачхой-Мартане в апреле 2000 года
и содержались в Чернокозове) и чьи дела сейчас
рассматриваются в Страсбурге в Европейском суде
по правам человека (№ 593334/00), просят откликнуться
всех, кто может оказать помощь свидетельскими
показаниями.
Канва такова: братья
Читаевы прошли через жесточайшие пытки
(электрошок, «противогаз» с пусканием в трубку
дыма, «телефон», избиения в подвешенном за руки к
потолку состоянии, «воробей», отрывали части
кожи плоскогубцами, травили собаками и др.). В
отличие от подавляющего большинства в Чечне
Читаевы довели свое дело до Страсбурга, и 18
ноября 2003 г. председатель палаты Европейского
суда направил в правительство РФ официальный
запрос с требованием предоставить письменные
замечания по делу Читаевых и ответы на перечень
вопросов (были ли заявители объектами пыток,
бесчеловечного отношения и унижений? Были ли
заявителям предоставлены средства защиты,
позволяющие законность содержания под стражей? И
т.д.).
В результате из
правительства РФ последовал ответ, что… пытки в
Чернокозове не применялись, заключенные
содержались с соблюдением всех норм
законодательства, имели адвокатов…
Семья Читаевых просит
откликнуться тех, кто был в Чернокозове весной 2000
года, и считает для себя возможным дать показания
для Европейского суда. Связь — посредством
пейджера: телефон 232-00-00 (для абонента 49 883).
Эльдиев Али
11 марта 2001 года
военными был увезен с улицы рядом с домом (г.
Аргун, ул. Кавказская) Али Эльдиев, 1970 г.р. Во время
той зачистки военными были похищены тридцать
мужчин, после чего пятерых нашли мертвыми со
следами жестоких пыток, а одиннадцать, среди
которых и Али, исчезли. Известно лишь, что их
погрузили в военный вертолет, ненадолго севший в
Аргуне, и все...
Магомадов Бувайсар
27 октября 2002 года во
время зачистки (так называемые «норд-остовские
зачистки» после теракта в Москве) в селении
Мескер-Юрт был увезен с ул. Октябрьской, 15. С тех
пор исчез.
Пытки этого года
5 марта 2004 года около
четырех утра 27-летний Ислам Базаев, инвалид
детства первой группы, был увезен неизвестными
военными в масках из собственного дома в г. Шали
(ул. Восточная, 4):
— Они положили меня в
«уазик» на пол сзади, сверху придавили какой-то
лестницей и ноги свои поставили на нее. А у меня
нога, оперированная в детстве восемь раз. Я
попросил их убрать сапоги с меня — стали
избивать. Рот и глаза замотали скотчем. Куда-то
привезли, спустили в подвал, был босой, в нижнем
белье — с постели стащили. Спрашивали об Абу
Мовсаеве. (Базаев живет в пятистах метрах от дома
родственников Абу Мовсаева, известного своей
жестокостью деятеля шариатской госбезопасности
времен Ичкерии и давно погибшего. — А.П.) Еще
интересовались кем-то, но таких фамилий я не знал.
Один и тот же вопрос повторяли несколько раз.
Били между повторами. Щипали тело плоскогубцами,
чтобы вспоминал. Спину прижигали сигаретами и
еще чем-то. В комнате, где допрашивали, была труба,
к ней привешивали за половые органы. Я им говорил:
«Вы меня убейте, но я не знаю». Они мне отвечали:
«Мы убьем, но медленно». Потом мне снова замотали
рот и глаза скотчем. Куда-то погрузили. Долго
везли. Сказали: «Развяжешь глаза, когда уедем». Я
так и сделал. Было уже темно, часы забрали — время
определить не мог. Поле вокруг. Еще — газопровод.
Я решил двигаться по трубе: куда-то она приведет.
Дополз до дороги. Оказалось, между селениями
Белгатой и Шали... Дальше люди помогли. Написал
заявление в Шалинскую прокуратуру: «Требую
восстановить справедливость… Я знаю, что ходить
с жалобой неприлично для нормального человека,
но я уже ненормальный… Больше пыток я не
выдержу». И все описал. Ноль реакции.
17.05.2004
|
|
|