АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВАЦИИ УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ
Чеченцев, следующих из России, депортируют прямо с границы
       
       
Тайные связи спецслужб позволяют нарушать все законы и соглашения.
       
       Минводы — Харьков
       Дело в том, что Луиза Берсанова — чеченка. Когда-то она жила в Грозном, но давно уже обустроилась в Ингушетии, в станице Орджоникидзевской, и даже сумела открыть крошечное частное предприятие. Правильно ли сделала? С государственной точки зрения? Конечно. Зачем сидеть на «гуманитарке», если руки-ноги на месте.
       В феврале знакомый посоветовал обратить взгляды на Украину — торгово-закупочные контракты заключить с харьковскими фирмами, где все подешевле.
       Опять же — разумно? С коммерческого забора глядя? Безусловно.
       21 февраля Луиза села в поезд Минводы—Москва, следующий через Харьков. Российский пограничник, увидев в паспорте место рождения — Грозный, сказал, что на укаринской границе «будут проблемы». Луиза посмеялась: какие, собственно? В купе их было трое — двое ингушей, случайных попутчиков, и она.
       И вот Украина, пункт пропуска «Иловайск». В купе вошли два инспектора. Один быстро проверил документы попутчиков Луизы, тут же вернул их; те стали заполнять миграционные карты, и инспектор поставил штамп о дозволении пребывать на Украине в течение 90 суток. Другой пограничник взял паспорт Луизы и, лишь увидев слово «Грозный» в графе «место рождения», не вникая ни в какие подробности биографии, предложил сойти с поезда и вернуться обратно в Россию. Луиза попыталась что-то объяснять, что она — гражданка РФ, «не имеете права»…
       Но все было бесполезно. Когда попутчики-ингуши вступились за Луизу, инспектор сразу переправил им 90 суток на 9 часов, и всех дружно — и Луизу, и ингушей — выдворили из поезда. На пограничном пункте, куда их привели, оказалось еще десять высаженных. Две русские женщины — за старый паспорт и отсутствие документов на ребенка. Третий — гражданин Азербайджана: у него оказалось с собой 300 долларов, а с такими «мелкими деньгами», как объяснили инспекторы, на Украину въезд воспрещен. И еще четверо чеченцев — за ту же самую «провинность перед независимой Украиной», что у Луизы: местом рождения у них тоже был Грозный.
       Словесные бои с пограничным начальством продолжались недолго. Чеченцам объяснили, что с нового года действует некий секретный внутренний документ, запрещающий впускать чеченцев на Украину, и выдали всем никакими официальными причинами не мотивированные постановления о «запрете прохода через границу», подписанные старшим инспектором ПК «Иловайск» старшим лейтенантом Кагановецким. Депортированные с ближних подступов на Украину добрались до российской территории на перекладных, там наши пограничники объяснили, что все это ерунда, никакого секретного документа не существует, но украинские пограничники с некоторых пор ведут себя именно так, и число депортированных прямо с границы все больше и больше — и все они чеченцы.
       
       Кто создает нацию-изгоя
       Депортация чеченцев, желающих попасть на Украину, продолжается уже два с половиной месяца. И разве слышен какой-то общественный шум? Крик Рогозина, борца за права русскоязычных граждан в СНГ? Заявления нашего МИДа, возмущенного самоуправством? Обращения РФ в ОБСЕ? В Комиссию по правам человека ООН, расквартированную в Женеве, — как было сделано в защиту прав латышских граждан, желающих учиться на русском языке?
       Никаких подобных шагов, как удалось нам выяснить, и даже попыток не было сделано ни одной российской официальной инстанцией — с тем чтобы заставить Украину, во-первых, выполнять подписанные межгосударственные пограничные соглашения и, во-вторых, прекратить политику выборочных репрессий по национальному признаку. Российские да и европейские власти будто воды в рот набрали.
       Давайте откровенно: сначала российская власть, поддержанная большинством населения, решила сотворить из чеченцев нацию-изгоя, и Европа не слишком была против. Теперь же наступил момент, когда российская власть договорилась о помощи ей в этом направлении уже со стороны Украины, стремящейся в Европу, — и опять Европа этому не воспротивилась. Современные события на российско-украинской границе — это пособничество Украины с молчаливого европейского согласия в создании резервации для чеченцев в пределах границ Чеченской Республики, куда их всячески заталкивают.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
       
       P.S. Редакция «Новой газеты» направила официальные запросы в МИД РФ и Государственную Думу.
       
       
22.03.2004
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»