АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОЕ ОЛИГАРХОВЕДЕНИЕ
Эксперты утверждают, что обзываться «олигархом» больше нельзя — это новый русский мат
       
       
Как известно, живут теперь бок о бок с нами новые русские — и у них все свое. Даже новый русский мат. Это не дряхлые и всем известные слова на буквы «х» и «б», которые нового русского обидеть уже не могут. А существительное из семи букв, начинающееся на «о», — «олигарх», которое ранит, оказывается, так, что даже один раз оброненное в их адрес «о» может стоить вам трех лет лишения свободы. Именно к такому выводу пришли новые русские лингвисты, работающие по заказам новых русских следственных органов и новых русских судов, которые, в свою очередь, защищают права новых русских господ. Кое-где у нас порой. Например, в Рязани.
       Не думайте, что это какие-нибудь шуточки, — это уже целое уголовное дело. 6 октября в Рязани, в Московском районном суде, открывается уникальный судебный процесс окрепшего нового русского поколения. Будут судить журналиста Михаила Комарова (он работает заместителем главного редактора «Новой газеты» в Рязани»), посмевшего обозвать нового рязанца Кузнецова «олигархом», в результате чего этот рязанский многопрофильный торговец Кузнецов возмутился невоздержанностью лексикона журналиста и написал заявление в милицию с требованием привлечь Комарова за клевету (ч.2 ст.129 УК — до трех лет лишения свободы). На том основании, что «олигарх» для Кузнецова — оскорбление хуже «б», а также «х» и т.д.
       В милиции заявление Кузнецова восприняли очень серьезно и стали вести следствие против шагающего не в ногу со временем Комарова. Больше года вели, после чего явилось на свет уникальное уголовное дело нашей новой эпохи. Действительно, как доказать, что Комаров достоин трех лет тюрьмы за слово «олигарх», употребленное в одной из статей в адрес Кузнецова?
       Следственный аппарат Московского РОВД Рязани подошел к порученному делу творчески — первооткрыватели ведь, и сегодня папка Комарова представляет собой многостраничное его жизнеописание на тему: как дошел он до «олигарха», сорвавшегося с языка. Перечислено большинство статей — это когда Комаров пошел в журналисты и его туда взяли. И оказалось, что в них Комаров только и знал, что обижал людей. О клевете — сути дела — ни слова. То есть полностью выдуманное дело?
       Цементирует кривой жизненный путь Комарова, описание которого не имеет никакого отношения к сути дела, ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ — лингвистическая экспертиза, выполненная заведующим кафедрой русского языка Тульского педагогического университета профессором Виктором Бондаренко.
       Вот цитата из экспертного заключения профессора Бондаренко: «Для формирования имплицитной (скрытой) негативной оценки С.Н. Кузнецова автор публикации прибегает к такому приему, как употребление имени и фамилии «Полсинаута» (название рязанской фирмы Кузнецова. — А.П.) в одном контексте с нарицательными именами лиц: сотрудники СБ Сергея Кузнецова, охрана Сергея Кузнецова, люди Сергея Кузнецова, пьяный сотрудник Сергея Кузнецова...».
       Разве это обидно?
       Продолжим цитирование: «С той же целью используются для характеристики Кузнецова слова с неодобрительной оценкой: хозяин, олигарх. Все сказанное дает основание для размышления о профессиональной этике журналиста, его социальной и профессиональной ответственности за свою работу. ВЫВОДЫ. В тексте представленной для экспертизы статьи содержатся сведения, которые могут повредить авторитету и деловой репутации С.Н. Кузнецова и умалить его честь и достоинство».
       Для полноты картинки — пара фраз из текста другой экспертизы: «В исследуемой статье обнаруживается целый ряд приемов скрытого речевого воздействия. (Комаров шаманил, что ли? — А.П.) Один из них — прием «навязывания пресуппозиции»… В этом случае читатель воспринимает эту информацию некритически».
       А рязанские правоохранительные органы, выходит, стоят на страже читателей…
       Пора отбросить шутки в сторону — 6 октября в Рязани начинается действительно страшный процесс. Страшный не только для Михаила Комарова, обвиненного по сфальсифицированному делу, но и для всех нас. Комарова будут судить не за действия, не за то, что он задумал кого-то убить или ограбить.
       Только за слово — за «олигарха», за «хозяина».
       Абсурд? Конечно. Перестарались? А вот это — нет. Комарова «захотели осудить» — надоел Комаров, а это значит: пора «делать оргвыводы». В нашей стране укоренилась система, когда при наличии разветвленной правоохранительной и все более финансируемой системы трудится она как стол заказов — по заявкам тех, кто более финансово способен. Привлекают к суду не за дело, а «кого надо».
       Какая в результате получается страна? Послушная. Мягкая. Податливая. Делай с ней, что хочешь. В нынешних условиях главным для граждан становится умение держать нос по ветру, быть сговорчивым и дружить, с кем надо. Остальных просят заранее сушить сухари.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой газеты»
       
02.10.2003
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»