АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

«МЫ С ВАМИ УСТРОИМ ЗДЕСЬ ЗАКОНЫ»
Предвыборная борьба в Чечне. Государственное телевидение называет конкурентов Кадырова «кучкой козлов»
       
Рамзан радуется. Государственный орден РФ ему к лицу?. (Фото ИТАР-ТАСС)       
5 октября в Чечне — выборы. Кандидаты в президенты ЧР, пытавшиеся зарегистрироваться (последний день этого этапа предвыборной гонки — 20 августа), но не получившие благословения в администрации президента в Москве, столкнулись со всяческими искусственными техническими препятствиями на пути к регистрации. И хотя в Грозный как раз прибыла делегация Центризбиркома с широко разрекламированной целью проверить, нет ли нарушений демократии в подготовке к совершенно свободным выборам, кандидаты в кандидаты, наткнувшиеся на препятствия, не имели физической возможности пожаловаться командированным сотрудникам ЦИК, поскольку те оказались тщательно охраняемы и практически недоступны для жалоб на отсутствие демократии
       
       
Участь не санкционированных администрацией президента претендентов, пока еще остающихся на территории Чечни, продолжает быть тяжелой. Они не чувствуют никакой защиты со стороны Конституции 23 марта, на основании которой и объявлены выборы, и поэтому вынуждены существовать в Чечне на положении разведчиков в стане врага: не ночуют в одном доме более раза из-за страха быть уничтоженными либо «неизвестными в масках, камуфляжах и на БТРах» (федералы), либо «кадыровцами» (бойцы отряда охраны «и.о. президента ЧР», распухшего в последние месяцы до многотысячного). Под вооруженным контролем последних в преддверии выборов очутились практически все районные центры республики. К примеру, в Ачхой-Мартан, один из последних райцентров, недавно вошла бригада «кадыровцев» примерно в сотню бойцов. Они вступили в боестолкновение с сотрудниками районной чеченской милиции (и это прошло безнаказанно со стороны федеральных структур), разогнали передвижной блокпост в центре села (также без последствий), захватили себе под казармы бывшее здание отдела милиции, утащили для его обустройства койки районной больницы… В целом ведут себя так, что ачхоймартановцам непонятно, чем, собственно, охранники «и.о.президента» отличаются от бандитов или ваххабитов, ушедших отсюда в 99-м году.
       
       
Тем временем государственное телевидение официального Грозного продолжило промывку мозгов населения в пользу лишь одного кандидата — ежедневные трансляции бесчисленных мероприятий с участием и речами Ахмат-Хаджи Кадырова («и.о.президента»), разбавленные выступлениями его сына Рамзана, командующего тем самым отрядом охраны, с угрозами всем, кто «против нас». Среди этих трансляций особо выделились торжества по случаю дня рождения жены «и.о». Аймани с публичным вручением ей ценных подарков от чиновничества, большую часть которых составляли золотые украшения, усыпанные драгоценными камнями. Министры и их замы при этом ничуть не смущались бежать впереди паровоза и прямо именовали «и.о». «первым президентом Чечни», несмотря на то, что 6 октября еще не наступило.
       
       
Такая предвыборная шизофрения в конце концов не могла не вызвать публичный резонанс в Москве. Как известно, столичные правозащитники совершенно не хотели мараться о «демократические выборы» такого низкого качества, которое прогнозировалось ими заранее, и поэтому на протяжении довольно большого периода времени заявляли, что посылать своих наблюдателей они в Чечню не станут. На этой неделе позиция была изменена. Как сообщила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, наблюдателей правозащитники все-таки пошлют. И их будет очень много — чтобы хватило на все более чем триста избирательных участков Чечни. По словам Людмилы Алексеевой, «мы готовы обучить потенциальных наблюдателей из числа региональных правозащитников — партнеров МХГ». Также, сообщила она, «удалось повысить статус наблюдателей», которые будут действовать в Чечне от имени и под эгидой Комиссии по правам человека при президенте РФ, согласие на что уже дала глава комиссии Элла Памфилова.
       
       
Это, конечно, неплохо. Но неясно. Как сможет совместиться в одном времени и пространстве горькое и сладкое? Демократическая процедура и надругательство над ней? Ведь именно администрация президента одним своим крылом пропихивает в Чечне эти выборы имени Кадырова, а другим крылом, выходит, будет пристрастно фиксировать нарушения?..
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
       
       Выдержки из типичной предвыборной речи Рамзана Кадырова — сына «и.о». (транслировалась по государственному чеченскому телевидению 1 августа 2003 года):
    
       «…Люди не хотят сказать о нас хорошее. За хорошие слова им денег не платят… А все плохое говорят, потому что им за это платят.
     
       …Я говорил сотрудникам ФСБ и МВД, всем, что эти люди (речь о других кандидатах в президенты Чечни, кроме Ахмат-Хаджи Кадырова. — А.П.) никогда здесь порядка не наведут. Они занимаются провокациями, эта кучка козлов.
    
       …Занимаются сплетнями, это делается специально, чтобы ссорить нас с людьми. Это делают люди, которые до сих пор сидели в Москве, когда мы тут с оружием в руках… Эти пустышки, как Малик. (Имеется в виду кандидат в президенты ЧР Малик Сайдулаев. — А.П.) И теперь едут к нам со своей очень грязной политикой. Эти люди постараются нас обратно загнать в лес. Будем терпеливы, во всем разберемся, успеем… Вот скоро выборы, будет много кандидатов, каждый чеченец хочет быть генералом.. Я сделаю все, что надо. Если надо, пойду воевать.
        
       …Русские не хотят, чтобы война закончилась. Может, Путин и хочет, а его команда не хочет. Потому что здесь очень много нефти, металла и здесь можно очень хорошо заработать. Военные не хотят. Не будет войны — не будет доспехов. Эти твари, которые к нам пришли, не хотят порядка.
      
       …Русские не пришли к нам шутить, у них нет ни брата, ни свата.
      
       …До выборов осталось два месяца. Эта сволочь Басаев, у которого ногу оторвало и туберкулез еще у него, никак не умрет. Если бы это был я, то давно бы умер. Готовит каких-то женщин-роботов, которые взрываются. Это твари! Никогда в истории Чечни не было такого. Никакие они не шахидки, а твари без роду и племени. Я не знаю, откуда они взялись. Каждый чеченец должен знать, где его жена, сестра, дочь. Мужа убили, сына убили, хочу рай. Рая не будет. Надо предупредить их родственников, чтобы присмотрели за такими своими женщинами. А виновник всему этому — Масхадов. Будь он проклят! Он 25 лет служил в армии, свинину ел, стоял у тумбочки дневальным. Он больше всего любит свою армейскую работу и русских…
      
       …Мы должны быть вместе и едины. Надо передать тем, кто в лесу, пусть придут к нам. Все, кто к нам придет оттуда, будут нашими товарищами. Только Масхадову и Басаеву нет места нигде. Мы должны навести здесь порядок…
       
       …Ингуши воруют наши деньги, там же готовят эти машины, камикадзе. Также и в Дагестане. В Чечне очень много нефти, поэтому все лезут сюда. Но мы освободим народ. Кроме нас, это никто не сделает. Мы войдем в историю…
       
       …Какая-то тварь Магас-ингуш ходит. Они никогда не были нашими товарищами, эти ингуши, всегда продавали нас, чеченцев. Таких людей надо уничтожать. Их место — под землей в три метра…
      
       …Мы со своего пути не свернем. Мы должны провести выборы, а после выборов устроим разборку с тем, кто нас оскорбил, он нам ответит за свои слова. Все это политика, а политика по-чеченски — просто ничего. Мы с вами сделаем порядок. Мы с вами устроим здесь законы...
       
       …Я — человек необразованный. Учиться не мог. Войны были — надо было воевать...»
       
       
14.08.2003
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»