|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
СТРАХ ПО РАСПИСАНИЮ
В Чечне для мирного населения
уже стерлась разница между армией и боевиками
25 мая в
горном чеченском селе Улус-Керт бесчинствовал
отряд почти в сотню бандитов-«бородачей», и никто
не пришел людям на помощь. Боевики, уходя, забрали
с собой заложников, пообещав вернуться и убить
тех, кто их требования не исполнит.
Это у нас —
четвертый год второй чеченской войны на исходе.
Под ружьем в Чечне — уже 12 тысяч милиционеров при
сохранении почти 80-тысячного контингента
федеральных войск. Но никто из них даже не
попытался остановить боевиков — не было ни
одного выстрела им ни навстречу, ни вслед.
Гражданское население в Чечне по-прежнему
абсолютно беззащитно от набегов как «тех», так и
«этих».
– Меня,
старую чеченку, били молодые чеченцы. Одни —
держали. Другие — били. Как такое могло
случиться?.. Вот до чего дожили... Лучше бы убили...
— Немолодая женщина в стареньком истертом
платочке и платье далекого, еще советского
покроя говорит, не переставая, лишь с паузами на
тяжелые вздохи. У нее глубокий шок от недавно
пережитого. Это Зулай Висингириева, учительница
местной школы и по совместительству глава
администрации горного селения Улус-Керт на
границе Шатойского и Веденского районов.
За нашими спинами скрипят
на ветру свежепростреленные, в дырочку, синие
железные ворота. Все новые и новые люди, жертвы
налета «бородачей» (так их тут называют),
собираются во двор к Зулай. Мы со страхом
оглядываемся на этот воротный скрип, потому что
каждый настырный их взвизг заставляет нас думать
о вечном неестественно часто, не реже одного раза
в минуту: а если «они»? Опять? Сейчас? Или
«другие»? Тоже не подарок...
— Нет, я не боюсь, я теперь
перестала бояться. Просто жду, когда меня убьют,
— произносит Зулай. В ее голосе нет ни
озлобления, ни разочарования — лишь смиренность
с судьбой и немного удивления: «Это же были наши,
чеченские ребята»...
Рядом в кружок стоят
улус-кертовские женщины, согласно кивая Зулай. Их
жесты полны безнадежного отчаяния. Видно, что они
сломлены. В ту ночь, 25 мая, из многих домов
слышались женские стоны от побоев, эхо разносило
по окрестным горам их крики: «Помогите!.. Да
помогите же!.. Люди!», но горы, якобы набитые
войсками, пришедшими спасать, оказались
слепоглухонемыми.
В доме Кушнаровых
здоровый битюк первым делом приставил автомат к
виску четырехлетней девочки Румисы, подняв ее,
спящую, с постели, и «бородачи» объявили
старенькой бабушке: «Убьем, если не скажешь, где
твой Муса». Муса — сын бабушки и один из пяти
улус-кертовских милиционеров. Румиса с того часа
выглядит странновато, а бабушку увезли прочь из
Улус-Керта с инфарктом. А может ли быть
по-другому? Когда видишь, что приговор твоей
любимой внучке уже почти подписан? И ты можешь
его отменить, но ценой жизни твоего же
собственного любимого младшего сына?..
— Сколько «их» было?
Люди сходятся на том, что
около сотни. Все — в форме и с полной оружейной
выкладкой; те, кто что-нибудь выкрикивал, делали
это чисто по-чеченски и прикрывали лица масками;
вошли пешком — ушли тоже пешком, не торопясь и
выстроившись, как на параде, в колонну... Нахально
и открыто.
— Чего же они хотели
от вас?
Избитая Зулай называет
пережитое «позором» и просит выслушать всю
историю Улус-Керта от начала второй войны до
самых последних дней «этого позора».
— У нас особое село, —
говорит она. — Очень бедное. Совсем бедное. Здесь
живут 611 человек, которым некуда ехать. Пасем
скотину, сажаем огород — перебиваемся, выживаем,
потому что друг другу помогаем выживать. В войну
в Ингушетию ушли только две семьи, остальные были
в селе, потому что у нас не было ни одной семьи
ваххабитов. Поверили русским, когда они говорили
в начале войны: «Мы воюем с ваххабитами, а вы
живите — не тронем». Я тоже людям говорила:
«Россия воюет с теми, кто хочет воевать. Мы
воевать не хотим, поэтому нас не тронут». И я
ошиблась.
18 января 2000 года ракета
прямиком угодила в ее дом — и погиб 96-летний отец
Зулай Супьян Висингириев, улус-кертовский алим, в
тридцатые годы дважды отсидевший за чтение
Корана, участник финской войны, в 44-м выселенный
вместе со всеми чеченцами, а в 99-м объявивший
семье: «Беженцем больше не буду».
22 бомбы в тот день упали на
Улус-Керт. Люди ушли под землю — в подвалы.
Боевики?.. Да, и они, раненые, стекались в село.
— И мы их перевязывали.
Так же, как и своих раненых. Потому что если ты
чеченец, ты не имеешь права не оказать помощь
нуждающемуся. А теперь они меня били... И всех
других... Позор.
История, случившаяся 25 мая
2003 года, началась 16-го. Тогда ночью, где-то около
трех, в Улус-Керт вошла бронетехника. За БТРами
тихо бежали солдаты. Саид-Ахмед, старший сын,
сказал Зулай: «Нас окружают. Не выходи». Но она
все-таки пошла посмотреть: вдруг кому-то
понадобится помощь? Постояла на дороге, наблюдая,
как техника ушла вперед и солдаты убежали прочь.
— Я двинулась вперед по
улице. В доме Румани Зинабдиевой было все
открыто, — рассказывает Зулай. — Я — туда, а там
пусто. Только Румани, вся замотанная скотчем,
лежит. Я ее разлепила. Оказалось, русские забрали
Курбику, тридцатилетнюю дочь Румани, и 15-летнюю
девочку Амину (Дугаеву. — А. П.), свояченицу,
приехавшую погостить из Наурского района, из
поселка Советская Россия. Я видела эту девочку
накануне, она воду несла — ну приехала в гости и
приехала...
О Курбике в селе давно
поговаривали плохое. Например, и то, что именно
Курбика вербовала женщин-подрывниц в «Норд-Ост».
И о ее постоянном хиджабе на голове... Когда-то
Курбика была, как все. Перемены в ней случились
после того, как вернулась она домой, пожив в
Старых Атагах замужем за родственником
Зелимхана Яндарбиева. Говорили, теперь ее муж —
бандит Халидов Беслан из того же джамаата, и
между собой люди звали Курбику ваххабиткой, или
просто ваххабкой.
А 15-летняя
девятиклассница Амина? Мнение улускертовцев:
девочка, жившая одиноко (мать больна, старшие
братья за границей), — одна из тех, кто серьезно
воспринимал проповеди Курбики.
Федералы похитили Курбику
и Амину так, как делают это обычно, когда концы в
воду. Куда ни ходила Зулай в их поисках — позор
же, гостью села, Амину, увезли в неизвестном
направлении, — везде ей отвечали: нет таких, нам
ничего не известно... Нигде — ни в 45-м полку (он тут
поблизости), ни в прокуратуре, ни в ФСБ, ни в
комендатуре.
25 мая только легли — крик
за воротами: «Беги, Зулай!». Но вместо того чтобы
бежать огородами, Зулай откликнулась: «Что, опять
русские пришли?» — открыла ворота и сразу же
получила прикладом.
— Где твой старший сын? —
орал один.
— Где «тюльпанчик»?
(«тюльпанчиками» в Чечне называют
короткоствольные автоматы. — А.П.)
— Мы — шариатский суд!
Подожгите ее! Жги все!
Часть боевиков была в
масках, и они кричали по-чеченски. Те, кто был с
открытыми лицами, молчали — и это были нечеченцы.
Кто? «Арабы, наверное, — отвечают сегодня люди. —
Но они нам не представлялись. Главное, что нас
били чеченцы и разрешали нечеченцам нас держать,
чтобы удобнее было бить. Это и есть позор».
На крики Зулай выскочил ее
младший сын, учитель, человек не очень здоровый.
Он только и успел крикнуть: «Не бейте ее! Она же
женщина!», как его швырнули на землю и долго
колотили вшестером — одного. Та же участь ждала и
старшего сына Зулай.
— Почему ты не
сопротивлялась, когда наших девочек забирали? —
не унимались бандиты.
Отряд «бородачей», войдя в
село, разделился на пять групп, и те пошли прямо
по пяти адресам — где живут улус-кертовские
милиционеры. В каждом из их домов бандиты учинили
погромы, били женщин, детей, стариков. И увели с
собой Лом-Али Нинигова — самого боевого из
сельских милиционеров, и именно он должен был
следующим утром идти в 45-й полк на окраине села
Хоттуни, чтобы попытаться что-то узнать о
похищенных федералами Курбике и Амине. Вторым
милиционером, которого забрали с собой
«бородачи», стал Ислам Тимаев. «Вернем
милиционеров, когда добьетесь освобождения
девочек. А ты будешь этим заниматься», — объявили
бандиты Зулай.
— Мне стыдно, что мы не
убиты. Почему их взяли, а меня оставили? — качает
головой Зулай.
Под утро отряд боевиков
ушел из Улус-Керта. Никто его не остановил. Никто
ему не препятствовал. По бандитам с гор не было
произведено ни единого выстрела. Никаких боев и
засад. Многотысячный контингент спал? Лишь на
третий день, когда улускертовцы подняли шум, в
село наведались офицеры из МВД республики,
сотрудники районной прокуратуры и ФСБ. Все как на
подбор, с внушительной охраной. Поспрашивали, как
все было, и уехали. Зулай умоляла помочь найти
следы похищенных женщин: «Убьют ведь
милиционеров!»; просила охраны для села, ну хотя
бы рацию: «Они же обещали вернуться!» — но
«ответственные товарищи» промолчали, и след их
автомобилей смыло прошедшим дождиком...
...Первый блокпост, якобы
отлавливающий бандитов, оказался только у
селения Старые Атаги — это почти час езды от
Улус-Керта, через пол-Чечни от него. То есть там,
куда гарантированно не ступит нога бандита,
приставлявшего автомат к виску четырехлетней
Румисы.
Тем не менее пост оказался
трехслойным. Сначала — контрактники Внутренних
войск МВД лениво проглядывали документы и тут же
теряли к ним всякий интерес, как только
становилось понятно, что денег не слупить. Потом
— срединная «начинка». Весьма солидные
фээсбэшники. Последними стояли опять какие-то
контрактники. Поодаль митинговали
староатагинские женщины, у которых в последнюю
зачистку увели родных, — и блокпост не обращал на
них ни малейшего внимания. На ближних подступах к
«трехслойному пирогу», на ржавой трубе, скрипел
на ветру самодельный безграмотный (правилами
русской грамматики военные в Чечне не балуют)
плакат — большой лист железа с белыми печатными
буквами по темно-зеленому полю: «Ну что, вы еще
воюете? Или взрываете? Тогда мы идем к вам.
Спецназ».
Вранье это все. Никто
никуда не идет. И даже никуда не собирается. Всего
через какой-то месяц — четыре года как Басаев
беспрепятственно, как и эти, что «гуляли» по
Улус-Керту, сходил на Дагестан. С тех пор дело
Басаева живет и побеждает. Под присмотром
многотысячного федерального контингента.
Что все это значит?
Что творится в Чечне сегодня, накануне
четырехлетнего «юбилея» начала второй войны?
И боевики, и федералы —
обе воюющие стороны — де-факто признают не
только силу друг друга, но и равновесие этих сил,
и история с захватом Улус-Керта — тому
доказательство. Проявление признания силы — то,
что не вступают в бой и берут друг у друга
заложников для взаимной торговли. Не отбивая
взятых заложников и тем, например, доказывая, кто
же в доме хозяин, а играя в игру довоенного, до 1999
года, образца — в работорговлю по интересам: вы
взяли — мы отдали, мы взяли — вы отдали...
На круг — общебандитский
паритет, и ничего больше; при чертовой туче
военных всех мастей и званий, на фоне
сосредоточения такой массы оружия, которая
способна отразить нападение целого государства.
На деле же для жителей — одна банда против
другой, и совершенно, по сути, не важно, кто под
каким флагом. Не важно — для жертв. Потому что
поле этой омерзительной битвы — не сами бандиты,
а гражданское население — разменная монета в
этом паритете. Оно в Чечне совершенно беззащитно
и если выживает, то лишь в расчете на собственные
силы. Это значит: как и три, и два, и полтора года
назад, чеченская проблема все так же распадается
на три части: федералы, защищающие сами себя и
свой бизнес, боевики, занятые тем же, и просто
люди, брошенные всеми, кто присягал их защитить. И
хуже того — подогреваемые и федералами, и
боевиками на гражданскую войну. Вот он —
реальный результат минувших четырех лет.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой газеты», Улус-Керт, Чечня
P. S.
ОТ РЕДАКЦИИ
Ни одного
официального сообщения о захвате села сделано не
было.
5.06.2003
|
|
|