|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЧТО
ДУМАЮТ В ЧЕЧНЕ О РЕФЕРЕНДУМЕ ЕГО СТОРОННИКИ И
ПРОТИВНИКИ. И ЧТО У НИХ ОБЩЕГО
Можно устраивать какие угодно референдумы и
по каким угодно поводам – это здорово. Потому что
чем больше референдумов, тем, выходит, общество
свободнее и люди вроде бы чувствуют себя не
пешками, а теми, кого еще о чем-то спрашивают,
значит, это трудно не назвать демократией. Однако
применимо ли это к Чечне? Где главный аргумент —
по-прежнему смерть? Где люди исчезают с лица
земли с легкостью летней пыли? Как то, что
творится здесь именно сейчас, в начале весны 2003
года, соединяется с понятием «свободное
волеизъявление»?..
«НЕТ!»
— Ни на какой референдум я
не пойду. Ни за что. Сначала сына верните. –
Табарик Исраилова, решительная женщина с нотками
жесткого командарма в голосе, не говорит —
отрезает предложение за предложением. Табарик
действительно уже 23 года как на руководящей
работе в администрации селения Кулары, и
политически вполне подкована, но ее сына Шарпуди
это не спасло.
Мы едем с Табарик смотреть
труп – это дело тут совершенно рядовое. Тысячи
семей мотаются по Чечне, разыскивая своих без
вести пропавших родных, и почти ежедневно есть
возможность осматривать неопознанные трупы, то
тут, то там неизвестно кем подброшенные на поля и
в кюветы.
Итак, 30 декабря
Шарпуди ехал вместе с куларинскими
милиционерами Сулеймановым и Яхъяевым получать
в райцентр обновленный паспорт. У 18-го блокпоста
их машину обстреляли военные – средь бела дня.
Яхъяева убили. Всех, и живых, и мертвых, загрузили
в БТР, машину тоже за собой поволокли, но по
дороге Сулейманова, обчистив, выкинули, труп
Яхъяева еще и взорвали, и от милиционера
похоронили только нижнюю часть тела... А Шарпуди?
Его военные оставили себе, и куда потом ни ходила
Табарик, кому только ни подавала прошения –
тишина и отписки. Нигде он не числится – ни в
одном списке задержанных. И это тоже тут
типично...
— Что в этом беспределе
может изменить референдум? Военные будут вести
себя по-другому? – спрашивает себя Табарик. И
сама отвечает: – Считаю, ничего.
И вот на днях в
новоалдинскую мечеть имени шейха Мансура люди
принесли неизвестно чей труп – его бросили у
дамбы, и по цыганской почте все это передали
Табарик.
Пока машина прорывается
по весенним дорожным колдобинам, похожим на
холмы, Табарик невозмутима и хладнокровна – ни
слезинки, ни истерики. Говорит, что никому не
верит, что привыкла за эти месяцы смотреть трупы
молодых парней, ее уже не проймешь...
Но машина тормозит у
ограды мечети, и все меняется: Табарик
преображается, быстро кидается вперед, будто не
видит и не слышит ничего; ее крупные шаги уже
резки и стремительны, она взлетает по ступенькам,
с силой распахивает скрипящую дверь железного
вагончика, стоящего по ту сторону ограды, и в
отчаянном финальном порыве знать бросает свое
тело внутрь...
И... Ее спина вмиг обмякает.
Слышен голос: «Ничего нет!». И этот голос можно
было бы назвать даже радостным. Если бы не
обстоятельства.
«Ничего нет» — значит,
трупа нет. Значит, уже увезли – какие-то свои
нашли кого-то своего, и труп был чужой. И, выходит,
лично для Табарик все хорошо, и надежда когда-то
увидеть сына живым остается – можно идти и
искать дальше.
На всякий случай, чтобы во
всем удостовериться и во избежание ошибок,
Табарик, уже опять собравшаяся и железная,
стучится в ворота имама этой новоалдинской
мечети Хамида Матаева. И он, привыкший за войну к
подобного рода вопросам, растолковывает все
подробно: в какой одежде и обуви был труп, какого
примерно возраста – все не Шарпуди, и что увезли
его в Урус-Мартан, и что только на их
новоалдинском сельском кладбище теперь 70 могил,
где лежат неопознанные, в большинстве
изуродованные и взорванные трупы, подброшенные
на окрестные поля, и что наконец надо что-то со
всем этим делать...
— Эти, кто занимается
зверствами и потом подбрасывает трупы,
превратили мечеть в криминальную зону. Я так и
сказал в прокуратуре. «Наводите наконец
порядок», — говорит Хамид Магомедович.
В стороне, где-то за нашими
спинами, — постоянная стрельба. Неприятно – ведь
спина не имеет глаз, но никто, собственно, не
обращает никакого внимания на этот визг
автоматных очередей. Такой тут «мир».
— Семьдесят трупов - это
очень много. Очень... Понимаете? Для сельского
кладбища. А сколько еще опознали и увезли, –
продолжает имам строго, и взгляд его суров. – Мы
свое, конечно, уже пожили, но что будет с нашей
молодежью? Когда она сможет свободно ходить по
нашей земле?
У имама нет ответа на этот
главный вопрос современной чеченской жизни, и мы
уходим прочь — шелестеть бумажками-отписками,
которых у Табарик накопилась уже гора.
Табарик не собирается
идти голосовать – и не потому, что ей заплатил
Масхадов. И не потому, что ей нравится Басаев. Ей
вообще все на свете надоели, она просто мать
пропавшего сына в стране неопознанных трупов,
следы которых ведут к власти, которая еще и
требует проголосовать за нее...
«ДА...»
Гойты – очень красивое
село. Улицы просторные – усадебные проспекты,
деревья могучие, старые, ветвистые, крепко стоят,
припав вершинами друг к другу. Что ни улица –
аллея.
— Будь прокляты они, эти
наши деревья, – говорят гойтинские женщины. —
Все скрывают. Не видно, кто подъехал. Встанут
«уазики» за стволами — и не разглядишь... А как
потом искать?
В ночь с 4-го на 5 февраля,
после половины третьего, в дом № 141 по бывшей
улице Кирова, ныне улице Дадарова, тихо вошли
неизвестно кто. Целая толпа. Чем ближе к
референдуму, тем все чаще по телевизору
объявляют об этих ночных гостях чеченских домов,
что они — «с той стороны», но в маскарадных
костюмах «этой».
Пусть так. Но почему
матерились так отменно, по-русски? И вообще
говорили только чисто по-русски? И откуда были
БТРы? У «тех» нет БТРов...
Большая семья Хачукаевых
из дома № 141 давно спала.
— Я проснулся, потому что
в меня уперся автомат, – рассказывает Сайд-Амин,
глава семьи, 47 лет отработавший водителем,
высокий крупный старик с огромными ручищами
рабочего человека и глазами растерянного
ребенка. — Я спросил «маску» надо мной: «Что вам
надо?». Он: «Молчи и спи». Я: «Вы дадите уснуть!».
Он: «Встанешь, когда нас не будет. Иначе всех
пристрелим».
Так и получилось.
Сайд-Амин услышал, как кто-то разбил лампочку,
висящую во дворе, – наверное, чтобы не вздумали
включить. И удаляющиеся звуки чавкающих по грязи
бронетреков вдоль гойтинских аллей. Группа в
камуфляже и масках растворилась в ночи, как
джинны. Как и пришли. А Хачукаевы недосчитались
Мурада, младшего сына и брата.
Его опознали по
ботинку – осталась только одна нога, больше
ничего. А ботинки эти он купил месяц назад, и
женщины тогда дома заметили, что матерчатые
полосочки на задниках разноцветные, и Мурад все
собирался их поменять, да не успел. Вот по
полосочкам и определили, что останки — Мурада. Их
нашел местный пастух в Мичуринских садах, где
бродил со стадом, — есть такое место, очень
плохое в Урус-Мартановском районе, где федералы,
базирующиеся под селением Танги-Чу, наладились
взрывать не понадобившихся им (ничего не знают)
людей.
— Мужчины набрали
фрагментов только на маленький мешочек. Меня не
пустили, – говорит Сайд-Амин, и он не может унять
рук. — Так и похоронили. Большой парень был
Мурад... Тихий... Добрый... Жена моя в 90-м году
умерла, так он был всем тут как мать. В войне не
участвовал. В беженцы не ходил. Не басмачил. Не
ваххабит. За что? Идет уничтожение поколения...
Чеченская нефть не черная уже, а красная от крови.
— А на референдум пойдете?
— Да. Чтобы быстрее
наступило время отвечать за все, что творится. И
это гарантия, что другие мои дети выживут.
ЧТО МЕЖДУ «ДА» И «НЕТ»
Между этими полюсами:
«нет, ни за что!» и «да, может быть» и
распределяются сегодня люди в Чечне по своему
отношению к референдуму. Заметьте, они не по
разные стороны баррикад – отнюдь, они стоят на
одной, плечом к плечу. Они объединены пониманием
происходящего, что какой референдум ни
организуй, какую бы шантаж-агитацию под общим
девизом «Референдуму — да, войне – нет», когда
«референдум» и «война» — субстанции разных
категорий, ни примени — никуда не деться от
главного. От цены вопроса. И он звучит просто: как
быть с жертвами, которые за спиной?
Заметьте опять же: все — и
те, кто «да», и те, кто «нет», — не намерены их
списывать. Просто одни говорят: торг на крови
совершенно неуместен — и точка. Никаких
соглашений, никаких промежуточных референдумов,
кроме договора о мире и размежевании. Другие же
стараются верить «в 24 марта» — в день после
референдума. Их внутренний двигатель – 23-го
удастся-таки узаконить ответственность
российской власти за содеянное, и таким образом,
ценой предлагаемого ныне компромисса с Россией,
есть шанс выторговать спасение для жизней
следующих, кого пока ежедневно пожирает военный
молох. У этой группы людей, как правило, тоже нет
никаких иллюзий, но они надеются, даже когда
надеяться не на что.
Впрочем, цементирует
разные точки зрения одно: все уверены, что итоги
референдума уже давно готовы... Почему это так – в
следующем номере.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
наш спец. корр. Чечня
13.03.2003
|
|
|