|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
Муса ГАЗИМАГОМАДОВ,
командир чеченского ОМОНа:
В ЧЕЧНЕ НАРОД — ЭТО
МИЛИЦИЯ
Если бы не было
Масхадова и Басаева, я бы давно с этими бандами
разобрался
ДОСЬЕ
Газимагомадов Муса — 38
лет, в милиции — с 1985 г. По профессии – учитель
физкультуры. В годы между первой и второй
чеченскими войнами жил в Москве, работал
председателем общественной организации
ветеранов локальных войн и конфликтов «Комбат».
Вернулся в Чечню в сентябре 1999 г. Назначен
командиром чеченского ОМОНа в январе 2000 г. Сейчас
в ОМОНе — 301 человек. В феврале 2003 г. получил
должность также и заместителя начальника
милиции общественной безопасности МВД ЧР.
— Зачем вам,
командиру чеченского ОМОНа, референдум 23 марта?
Как это может изменить вашу работу, вы станете
защищать людей лучше?
— Я хочу защищать
конституцию именно Чеченской Республики. Чтобы
на меня никто не показывал пальцем, что я
прислуживаю не народу, а кому-то. Чтобы мне люди
не говорили: «Ты защищаешь Конституцию России».
— А разве это плохо?
— Нет, но я хочу
получить право защищать свой народ, имея
правовую базу собственной республики. Чтобы
говорить своему народу: «Я вас защищаю на основе
нашей конституции».
— Вам не хватает
Конституции России?
— Не хватает. В наших
условиях — своих обычаев, культуры, менталитета
— нужно выработать свою конституцию, которая бы
отражала их. Поэтому сырая она сейчас или нет –
неважно, мы ее потом доведем. Конституция нужна
даже в таком виде, как теперь. Мы что, не имеем
права иметь закон согласно своим обычаям?
— Но предложенный
текст не отражает обычаев чеченского народа...
— Потом внесем их.
Эту конституцию вырабатывали одни, потом изберут
парламент и законную власть, и они смогут
дополнить ее необходимыми статьями. Поймите, я
сегодня похож на Чапаева. Все — временное у нас.
После принятия конституции я смогу объяснять
своим милиционерам, что они защищают конституцию
Чечни. Именно Чечни...
— Почему в таком
случае вас не устраивает масхадовская
конституция? Почему вы настаиваете на принятии
именно кадыровской? Ведь и ту принимал народ,
которому вы служите?
— Потому что то была
конституция шариатского государства, которое
хотел построить Масхадов в своих мифических
мечтах. Но шариат неприемлем для чеченцев, у нас
всегда жили по адатам, и конституция должна
отражать именно эту нашу специфику.
— Считаете ли вы, что
масхадовская конституция сама себя уничтожила?
Ведь не было же референдума по ее отмене?
— Да, сама себя. Так
же, как Масхадов и его парламент. В тот день, когда
они приняли шариат, поработили собственный народ
и пошли в поход на Дагестан.
— На ваш взгляд,
референдум — финал политического процесса?
— Нет, начало.
Референдум — это сегодня посаженный саженец.
Может, года через два-три он пустит свои плоды, но
чеченскому народу нужно будет потрудиться, чтобы
вернуть доверие перед Кремлем, Думой, российским
обществом. Мы же все понимаем, что слово
«чеченец» — хороший он или плохой, ассоциируется
с бандитом и террористом. Этот ярлык нам повесила
власть Джохара Дудаева... Какая разница, чем болен
человек — гигантоманией или манией величия,
главное, что получилось теперь. Потом было
заключено Хасавюртовское соглашение, и статус
Чечни стал «отложенным» вопросом. Это когда я не
являлся гражданином, меня подвесили и сказали:
«Жди». О какой легитимности масхадовской власти
можно было говорить в государстве с отложенным
статусом? Прошло семь лет, и гражданин Чечни
никаким законом так и не защищен. У него нет
своего парламента, избранного президента, и
поэтому нас везде преследуют и гоняют. Семь лет
мы без прав и защиты. Реально — двенадцать.
— Как должен
потрудиться чеченский народ, чтобы саженец, о
котором вы говорите, дал плоды?
— Во-первых, поверить
в то, что саженец даст плоды. Во-вторых, ухаживать
за ним, поливать, беречь. Труд состоит в своем
отношении, вере в эту конституцию. Все должны
относиться к ней, как к младенцу, как к
собственному ребенку.
— Многим мешает
относиться к ней, как к ребенку, то, о чем вы
отлично знаете: у этой конституции есть имя —
кадыровская.
— Нет, она не
кадыровская, а конституция Чеченской Республики.
Такой ярлык вешают провокаторы, которые
забрасывают эту идею в народ, чтобы конституция
не прижилась. Нельзя конституцию народа
связывать с одним именем.
— Но нельзя
сбрасывать со счетов и так называемую «проблему
Кадырова». Как ее решить?
— Жизнь решит. Когда
конституцию примут.
— Но тогда вы же и
встанете за спиной у Кадырова и объявите народу,
что лучше в Чечне людей нет, и сделаете его
президентом только потому, что так захотел
Кремль.
— Я – не политик, я —
милиционер. Нам нельзя заниматься политикой. Но
если на выборах победит Кадыров, значит, народ
его так любит.
— Одна из главных
проблем Чечни — исчезнувшие и продолжающие
исчезать по сей день люди. Их уже несколько тысяч,
и никто точно не знает, сколько. Что вы как
командир ОМОНа можете предложить своим людям,
чтобы предотвратить похищения людей сегодня и
завтра? Вернуть хотя бы трупы пропавших вчера?
— Я сам ищу своих
милиционеров, захваченных в Атагах в октябре 2001
года. Пропали у меня пять человек, предварительно
они были убиты по указанию Ахмадова Зелимхана,
Садаева Исы, Ахтарова и по приказу Масхадова.
Если бы не было Масхадова и Басаева, я бы давно с
этими бандами разобрался. Масхадов их
подпитывает, значит, он виноват. Когда подорвали
автобус с моими омоновцами, он же объявил героями
нации того же Ахмадова Зелимхана, Седаева Халида,
Магомадова Ширвани, Бейсумова...
— Как быть тем семьям,
чьи люди бесследно исчезли при «зачистках»? Их
увезли военные — и сведений никаких.
— Продолжать жить. Мы
все пришли на этот свет для того, чтобы умереть.
Это не первая война и не первая потеря чеченского
народа. Надо смириться.
— Вы считаете, их
больше не найти?
— Не знаю. Но сегодня
надо идти вперед. Сзади туман, впереди облака.
Страшно, но надо двигаться... В моей семье тоже
бесследно исчезли люди. Но в том, что произошло на
чеченской земле, начиная с Дудаева, в конечном
счете виноваты сами чеченцы. Так что надо
смириться, сделать глубокий глоток — и идти
вперед. Ради своих детей. Ради родины, народа. Мы
— последнее поколение, которое должно вернуть
детям детство. Если мы этого не сделаем, некому
будет больше этого делать. Мы лишим детей родины.
Нация ведь исчезает...
— Какие признаки
гражданской войны в нынешней Чечне?
— Чеченская милиция
сейчас уже не та, что в 1996 году. Она — не
политическая сила. Она защищает народ, а не
какую-то линию.
— Но вы боретесь с
чеченцами? Да и 27 декабря на территорию
правительственного комплекса на грузовике,
начиненном взрывчаткой, въехали чеченцы? И
приговорили к смерти других чеченцев? Вы
считаете, что это не гражданская война?
— Ваххабиты — не
чеченцы. Я их не считаю чеченцами. И бандитов я
чеченцами не считаю. Лично для себя я все акценты
расставил — все зло от Масхадова.
— Новый пост, который
вы получили, — что он вам дает?
— Я могу теперь
заставить работать все отделы милиции по
принципу своего подразделения.
— А какие принципы у
ОМОНа?
— Мы не принадлежим
себе — мы принадлежим народу.
— У нас все так
присягают...
— Все говорят, а я
делаю.
— Что вы можете
сделать, чтобы положить конец внесудебным казням
в Чечне?
— Дайте работать
чеченской милиции. Пока в Чечне все сотрудники
милиции общественной безопасности только
«исполняли обязанности». Не работали. При этом
полномочий достаточно — не хватает в каждом
патриотизма. Главное, что я требую от своих
омоновцев, — это патриотизм. Сегодня очень
большая разница между бойцами моего
подразделения и остальными милиционерами. У меня
— патриоты. Позиция такая: получил
удостоверение, надел форму, имеешь зарплату —
защищай безопасность людей, тебя не должно
волновать, кто будет президентом, какие идут
политические преобразования... Я своих бойцов
спрашиваю: «Кто вам запрещает сегодня защищать
свой народ и бороться с преступностью?». Никто.
Часто говорят: «Чеченский омоновец боится
федерального омоновца». Боится? Тогда зачем
пришел? Если не можешь защитить себя, как ты
можешь защитить общество?
— Собственно, это и
есть вопрос к вам. Кого еще вы можете защитить,
кроме себя и своих семей?
— В Чечне уже 12 600
милиционеров. Эти 12 600 и есть народ. У всех есть
близкие и родные, они — представители всех 134
тейпов и 9 тукамов республики. Если каждый будет
своих защищать, это и есть весь народ. Когда
шестнадцать моих бойцов подорвали, кто мне помог?
— Кто?
— Никто.
— Почему?
— Потому что боятся.
— Вас?
— Нет, их —
масхадовскую сторону.
— Как сделать, чтобы
перестали бояться?
— Милиция должна
прийти к народу. Добро только победит. Хватит
бить друг друга. В Чечне всего-то 500—600 тысяч
человек. Мы же бьем друг друга, а это и есть
гражданская война.
— На чем основана
боязнь людей перед той стороной? На том, что та
сторона сильна?
— На том, что она
беспредельная. Мы привязаны к дому, базе, ко
многому — они не привязаны ни к чему. Люди боятся
слово сказать — на базаре, в автобусе, своем селе,
на похоронах, свадьбе. А это уже террор. Люди
живут в страхе и ужасе.
— Но также они боятся
и Кадырова. Его бандиты рыскают по Чечне. И не дай
бог сказать о них лишнее слово — будешь ночью
уничтожен.
— Я не уполномочен
говорить на эту тему.
— Каким образом можно
уйти и от того, и от этого?
— Референдум, выборы.
— Какую конституцию
ни прими, рано или поздно нужно будет садиться за
стол переговоров всем тем, кто участвует в
противостоянии. С кем лично вы готовы сесть за
стол мирных переговоров?
— С Масхадовым уже не
получится. Для меня он — политический труп, я его
вычеркнул.
— Тогда с кем из
полевых командиров получится договориться о
прекращении боевых действий и беспредела?
— С Вахой Арсановым,
Докку Умаровым, Мунаевым. С ними я готов сесть и
разговаривать, и это моя личная позиция — как
человека, который хочет мира. Добавлю: не ради них
самих, их спасения и не потому, что именно на них
нет компроматов. Ради государства. Никакого
светского суда после войны, конечно, не будет, но
Божий — обязательно. Я бы пошел на это, чтобы
спасти людей, которые, обманутые, безвинно стоят
на той стороне. Их таскают за собой как пушечное
мясо, запугав вконец... Я не воюю с патриотами,
которые когда-то взяли оружие, чтобы защитить
свою родину, я воюю с преступностью и
международным терроризмом.
Беседовала Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ
27.02.2003
|
|
|