|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
НОВАЯ,
«ПОСЛЕНОРД-ОСТОВСКАЯ» ИДЕОЛОГИЯ В ЧЕЧНЕ:
ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ ОТОМСТИТЬ
Мало кто
сомневается, что страна стала другой после
теракта 23 октября прошлого года в Москве.
Идеология, дух и наши настроения изменились.
Многие, дотоле убежденные путинцы,
засомневались: а так ли уж прав, собственно,
президент со своей политикой выжженной земли на
Кавказе? Часть публики, напротив,
антимусульмански радикализировалась. Кое-кто и
вовсе подался в «красные бригады».
Однако что в самой Чечне? В
том месте на нашей земле, где три с половиной года
идет война, остановки которой и требовали
захватчики мюзикла в обмен на жизни зрителей и
артистов?..
Было бы наивным полагать,
что идеологические изменения Чечни не коснулись.
Залпа
Лично у нее, по
современным чеченским меркам, вроде бы все в
порядке. Муж — жив и даже не ранен. Ну что с того,
что каждую ночь надо ждать набега «русских» и он
ложится спать одетым, чтобы не утащили
неизвестно куда прямо в нижнем белье? Это же
касается всех... Так сгинул сосед справа Заурбек,
окончивший нефтяной институт, весельчак и
насмешник, в последние годы столярничавший на
дому, чтобы прокормить пятерых детишек...
Ребенок? Сынок у Залпы —
тоже практически здоров. Правда, дерганый весь,
нервный, очень плохой год рождения у него — 95-й,
то есть и ту войну «прошел», и эту, — и Залпе
постоянно очень жалко его: никакой жизни не видел
и, возможно, не увидит...
Сама? Да, конечно, нет
больше у Залпы детей... Не выходит. Ну так та же
катастрофа сегодня у половины женщин вокруг, а к
гинекологу пробиться — деньги нужны, а когда они
появляются… Залпа привыкла тратить не на себя...
Но — ничего особенного, все такие...
Конечно, военные забрали
двух ее двоюродных братьев, и о них ничего не
известно вот уже больше года... Но надежда
все-таки осталась: Залпа, как и остальные в семье,
постоянно ищет их следы. И правда, трупов же нет? И
это уже неплохо... Родственники, и Залпа среди них,
носятся по Грозному за тайными записками
психотерапевтического содержания, периодически
появляющимися здесь и кочующими из дома в дом, из
села в село, из семьи в семью. Записки отпечатаны
на машинке или, чаще, переписаны от руки
печатными буквами — и это послания «из
пятигорской тюрьмы» либо «из ростовского
изолятора». На затертых пожелтевших клочках —
надежда, которая не меркнет никогда, — слова о
том, что: «знайте, мы — тут, 105 «нохчи», ждите,
помните...» Проходят пара-тройка недель — и к
Залпе опять прибегает Сацита, соседка, совсем
седая в свои тридцать пять жена Заурбека, — и ее
глаза горят, и она шепчет: «Пошли, я знаю, ГДЕ...» И
наутро они идут прочитать новую записку...
Ну и что с того? Так — все...
И тем не менее.
— Если бы меня только
взяли! — говорит Залпа совершенно спокойно и
очень твердо. Никакого сумасшедшего блеска в
глазах. — Если бы я только узнала, что где-то
что-то подобное готовится, я бы тут же пошла
проситься!
Новая,
«посленорд-остовская» идеология в Чечне именно
такова: возьмите меня отомстить!
— Но за что? Лично тебе —
кому мстить?
— За всех. Они же смогли. И
я хочу. Только бы меня взяли!
Героини нового,
«посленорд-остовского» времени в Чечне —
женщины, пришедшие с отрядом Бараева и
продемонстрированные всему миру со взрывными
устройствами в районе талии. Мир ужаснулся —
Чечня восхитилась. И эти настроения очень сильны.
И это тебе уже не ваххабизм, с которым, как многие
федералы думали, боролись в первой половине
второй чеченской войны.
Доборолись. Героизация
самоубийства ради будущих поколений и свободы —
это когда больше ничего не остается: все, предел
терпению и унижениям. Ответ беспросветной
безысходности — того главного чувства, с которым
живет каждый в нынешней Чечне.
Да, люди тут с юмором. Они
смеются вопреки, они находят радости там, где
никто из нас ничего, кроме повода для депрессии,
не увидит... Но всему наступает финал: человек не
стена.
Сайд-Хасан
Ему почти тридцать. Голова
с проседью, глаза с вечно поселившейся там болью,
в беженцы не уходил. За плечами — Чеченский
госуниверситет, но работы по специальности быть
не могло, и сейчас Сайд-Хасан просто чинит машины
в собственном дворе. Рядом — три дочки, мал мала
меньше, жена прихварывает, хотя только-только,
наконец, родила мальчика.
Два брата Сайд-Хасана
воевали. Один, младший, — в первую войну, и погиб
при штурме Грозного в 1996 году. Другой, совсем
младший, — уже в эту, и тоже давно мертв.
Сайд-Хасан не знает, где точно в горах его могила,
но главное, что знает людей, которые потом, позже,
когда все кончится, обязательно покажут, где
лежат кости их самого младшего.
Сам же Сайд-Хасан воевать
не собирался никогда, братьев отговаривал — но
случилось то, что случилось. Первый, который
погиб, очень уж верил Кадырову, когда тот был
муфтием при Дудаеве и призывал мальчишек на
джихад, и те шли и умирали...
— А второй почему пошел?
— Мы его просто не
удержали. — произносит Сайд-Хасан и утыкается
взглядом под капот нашей машины. Познакомились
мы случайно — машина встала, и надо было, чтобы
кто-то поблизости разобрался в ее строптивых
внутренностях. Так и разговорились, за ремонтом.
— Кадырова не переношу, —
продолжает Сайд-Хасан. — Мальчишки погибли, а он
вот устроился неплохо. На их крови. Второй мой
брат ушел воевать, когда Кадыров стал главой
республики. Решил отомстить за погибшего брата.
Вообразил, что Кадыров виноват. Горячий был
пацан, собрались с соседскими парнями и ушли в
горы. Одному — 16, другому — 15, нашему — почти 17
было. Говорят, провоевали всего месяца два и
погибли...
— И что дальше? Как жить?
Все равно ведь не прошлым, а будущим?
Сайд-Хасан молчит. Долго
молчит. Вижу, он знает, что ему делать и как
думать. Только говорить не хочет — не доверяет.
Опять заезжаем к нему через день — машина
продолжает греметь, как БТР на подъеме. И на этот
раз Сайд-Хасан сам начинает разговор...
Оказывается, он не считает
себя сильным человеком — это, конечно, плохо,
даже очень плохо... Но так есть. Сайд-Хасан с
трудом подыскивает слова, пытается уйти от
прямых формулировок, но все-таки наконец выдает:
— Какие ОНИ! Я восхищен
ими. Вот как надо.
Это тоже о «Норд-Осте».
Сайд-Хасан, как и Залпа, оказывается, героизирует
женщин — именно женщин, а не мужчин — Бараева,
например, совсем не уважает, — женщин, решившихся
стать смертницами.
— Они мечтали погибнуть —
ради своего народа. И погибли.
Попытки снизить пафос ни к
чему не приводят.
— Они — святые, —
подводит итог разговору Сайд-Хасан. — Вы должны
это понять. Для нас теперь они — святые.
Стоит понимать, откуда
такое произросло. С начала войны многие мужчины в
Чечне почувствовали себя никем. Предметом для
унижений, оскорблений, травли и — главное — не
способными ничего изменить в ходе событий. Это
женщины ходили на блокпосты, на рынок, к воротам
воинских частей; это они отбивали незаконно
задержанных, загораживали собою мужчин в
автобусах... А в то же время большинство мужчин
сидели дома, потому что их хватали сразу, как
только они открывали рот. У большинства из мужчин
в результате оказались только два пути: либо за
автомат — и в горы, чтобы хоть так, в последний
раз, да самореализоваться, либо похоронить себя в
четырех стенах, между сараем и кухней, проклиная
свою слабость, и ждать очередной «зачистки»,
никогда не раздеваясь, даже на ночь.
И вот «Норд-Ост», каким он
случился... Большинство посчитали, что это и есть
история самореализации. И мужчины в Чечне,
особенно молодые, стали причислять этих женщин,
так похожих на их собственных, домашних, но
оказавшихся СПОСОБНЫМИ НА ПОДВИГ ради родины, к
святым. И эта точка зрения владеет умами куда
большего числа мужчин, чем можно было даже
представить. И это феномен — в Чечне женщина вряд
ли имеет шансы претендовать на святость за
действия, не входящие в традиционный круг
представлений об исконных женских достоинствах
— матери, хозяйки, жены, защитницы слабых,
больных, сирот и калек.
Так вот, месяцы после
«Норд-Оста» показали, что поступок самоубийц —
именно этот тип поведения — перечеркнул вековое,
традиционное, укорененное и казавшееся
абсолютно незыблемым. Женщина, пришедшая убивать
беззащитных, стала властительницей дум мужчин.
Не стоит от этого
отмахиваться — это даже не вера в то, что
«Масхадов — наш президент, и все тут». И не
думайте, что подобное рассосется, как комариный
укус, лишь прими новую конституцию странного
содержания, которую, впрочем, почти никто в Чечне
не читал, кроме тех, кто ее подписывал. И не тешьте
себя иллюзиями, что 23 марта — референдум и так
называемое начало политического процесса —
что-то сможет в этом изменить. Ровным счетом
ничего, даже если его итоги окажутся
предсказуемыми, то есть «за» — 99,99 %.
Пропасть
Только мудрая политика,
проводимая в Чечне, если она будет основана на
КОНКРЕТНЫХ и ПОНЯТНЫХ людям шагах к мирному
урегулированию, выводе войск и удалении с поля
одиозных политических фигур — а на это даже и
намека пока нет, — только это способно ослабить
укрепление новой, «посленорд-остовской»
идеологии, несущей катастрофу.
Но что мы видим вместо
«мудрой политики»? Пока только возделывание
почвы для дальнейшей героизации тех, кто героями
быть не должен. Самая распространенная картинка
современной Чечни — по-прежнему внесудебные
казни тех, кого кто-то признал неблагонадежным.
Их взорванные тела, редко подлежащие опознанию,
— характерная деталь пейзажа... Селение Курчалой,
8 января. Курчалоевцы обнаруживают разорванные в
клочья останки неизвестного. Судя по останкам,
человек взорван. Опознать не удается. Останки
хоронят на курчалоевском кладбище...
...Селение Цоцан-Юрт, 18
декабря. Группа военных в масках и белых
маскхалатах врывается в дом главы сельской
администрации Имрана Хусиева (ул. Ленина, 4). Ищут
хозяина, но он у соседей. Идут туда, спрашивают:
«Кто Хусиев?» Имран Ватаевич отвечает: «Это я».
Один из военнослужащих без слов стреляет ему в
голову. И отряд уходит. Гибнет пятый подряд глава
села за время второй войны...
...29 января, 3 утра, Грозный,
улица Дружбы, 54. Из собственного дома неизвестные
в камуфляже, прибывшие на БТРе, похитили
23-летнего Ибрагима Хаджиева, учителя 10-й школы
Старопромысловского района — чудного парня,
преподававшего астрономию, математику, физику и
учившегося в Чеченском госуниверситете.
Ибрагима нет нигде, ни следа...
...21 января, селение
Алхан-Кала, из дома похищен Мусостов Хасамбек,
действовали военные в масках, приехавшие на
нескольких БТРах с номерами, замазанными грязью.
Хасамбеку не дали ни одеться, ни обуться,
затолкали в БТР, увезли. Все органы власти и
силовые структуры Чечни сообщили родственникам,
что такой к ним не поступал... В тот же день в том
же селе федералы оцепили дом Мовсара Термулаева.
Его жена увидела через окно, как один из военных
вытаскивает гранату, и выскочила с криком: «В
доме дети!». Тот спрятал гранату. Но военные
схватили Мовсара, избили и увезли. Вечером его
выкинули в районе станицы Петропавловская,
переломанного, окровавленного, сказав ему, что
ошиблись адресом...
...Ночью с 25-го на 26 января в
райцентре Ачхой-Мартан, на улице Павлова, 64,
военные, прикатившие на двух «УАЗах», ворвались в
дом 32-летнего местного парикмахера Бакара
Устарханова. С одним вопросом: «Что ты так плохо
остриг своего соседа?» Бакара избили, швырнули на
пол одной из машин, поставили на него ноги,
распивали так и ездили по селу до утра. Утром
парикмахера выкинули. В ту же ночь то же самое
произошло и с другим ачхоймартановцем —
глухонемым инвалидом. Утром старейшины пришли к
военному коменданту Шамилю Бураеву, где им
сообщили, что если население самостоятельно
будет выдавать боевиков, то подобные акции
прекратятся...
Пропасть между тайным и
явным в нынешней Чечне только углубляется. Между
жизнью Чечни, демонстрируемой стране по
общероссийским каналам, и той, которая идет
скрытно, подпольно и рассказы о которой
передаются только из уст в уста. Похоже, это мы —
самоубийцы, вслед за теми, кто пришел в
«Норд-Ост».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой газеты»
13.02.2003
|
|
|