|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЧЕЧНЯ:
ВТОРАЯ ДЕПОРТАЦИЯ
Военные выдавливают людей из
горных сел под угрозой расправы. Спускаясь на
равнину, эти люди оказываются бомжами
Хроника
теневой стороны контртеррористи-ческой
операции: неофициальная беженская миграция
внутри республики власть не волнует. Главное —
чтобы в Ингушетии беженцы перестали мозолить
глаза проверяющим из Европы.
На узком
диванчике, как на насесте, в рядок сидят
взъерошенные старики и чем больше говорят, тем
чаще их слова заканчиваются слезами. Алавди
Кудусову, заслуженному работнику просвещения с
55-летним стажем работы сельским школьным
директором за плечами, — почти 80. И он —
бездомный. Его другу, сельскому кузнецу
Михамаеву Загалу с медалью «Ветеран труда» на
пиджаке, — 74. И он тоже все потерял... И не знают
старики, как им быть дальше: ни дома, ни статуса,
ничего, кроме горя.
Алавди и Загалу — из
селения Центорой. В Чечне есть несколько
Центороев. Так вот, Центорой этих стариков — в
Ножай-Юртовском районе, в горной его части, в
крайней точке на границе с Веденским районом. До
Ножай-Юрта — 35 километров, до Ведено — 12, и
поэтому в этом Центорое действует система
«двойной очистки», когда, «зачищая», заскакивают
и те военные, кто дислоцируется в Веденском
районе, и те, кто контролирует Ножай-Юртовский.
— Жить дальше было нельзя.
Нас выпихнули, — объясняют старики.
Мы разговариваем очень
далеко от их родных мест — в селении Новый
Центорой Грозненского сельского района. Новый
Центорой не зря так называется — он имеет прямое
отношение к ножай-юртовскому. Село возникло в 1989
году, после катастрофических оползней в горах:
многие семьи из Центороя должны были его
покинуть. Большинство со временем вернулись, но
некоторые, желавшие жить поближе к городу,
остались на равнине. Поэтому именно сюда, к
родственникам, спустились центороевцы, когда
военные их выгнали из села. Как это было — в
истории дедушки Алавди.
В первый раз его дом
сожгли еще в первую войну — в 1995 году. Тогда
сыновья перевезли отца к себе, в Новый Центорой, и
постарались быстро восстановить хозяйство,
потому что дедушка очень страдал и никак не мог
прижиться на равнине, считая тут все чужим. Да и
кто, собственно, имеет право сказать, что
человека надо насильственно лишать того места,
где ему хорошо, в пользу того, где ему плохо?
Накануне второй войны дом
был восстановлен, Алавди вернулся, завел пасеку и
стал жить в окружении любимых ульев и собирая
горный мед. Когда Центорой стали бомбить, Алавди
сказал сыновьям, что никуда не уйдет от своих
пчел. Однако если обстрелы все-таки прекращались,
то набеги — никогда. Военные грабили дома
нещадно.
— Когда шли бои, нам было
даже легче, — рассказывает Алавди. — Прошлый, 2002
год стал самым тяжелым — военные очень нас
мучили. Залетают: «Уходите отсюда, вы тут только
боевиков кормите». И грабят.
Дом у Алавди большой,
кирпичный — сыновья постарались,
восстанавливая. Надеялись, что все уже позади,
войны не будет, и, желая отблагодарить отца,
давшего всем им, пятерым, высшее образование, не
скупились... Так вот, за этот хороший
дом-благодарность военные к Алавди и зачастили
больше, чем к другим в Центорое. «Хаттаб тебе его
построил, старик. Почему у тебя лучший дом?..» — С
такими речами зачастили. Но Алавди все равно
упорствовал, отказываясь бежать.
10 октября 2002 года Центорой
сильно обстреляли с вертолетов. Крыша с дома
Алавди слетела. Дальше пришли военные и подожгли
все, что осталось после обстрела.
— Пасеку я не уберег. Они
разгромили мои ульи. Кричали, что внутри оружие,
вытаскивали вкладки с сотами и швыряли. — Старик
так горько плачет, что сыну его, Лом-Али, в доме
которого в Новом Центорое он живет, неудобно...
В октябре сыновья наконец
увезли отца из родного села. Вот и сидит он теперь
на этом диванчике вместе с другими стариками, и
мечтают они с другом Загалу умереть, потому что
хотят домой, а дом уничтожен.
Как у Алавди была самая
большая драгоценность — пасека, так у Загалу —
коровы. Вся жизнь старика Михамаева состояла в
этих коровах, но военные заходили в его сарай как
к себе домой, забирали ту, что им нравилась, и «в
лесу кушали мою корову»; и наступил момент, когда
увели последнюю, и Загалу тоже спустился на
равнину...
Старый кузнец плохо ходит.
Еще хуже видит — ему не помогают даже толстые
уродливые линзы в очках. И, естественно, почти не
слышит... Ну кто сказал, что он, отработавший всю
свою жизнь на государство, начиная с войны
(Загалу — участник Великой Отечественной, был на
трудовом фронте, и теперь, дожив до глубокой
старости, всегда носит удостоверение с собой —
на случай неожиданной зачистки), — кто сказал,
что ветеран Михамаев не имеет права жить там, где
ему хочется?
— И у меня убили и забрали
пять коров. А это единственное пропитание моей
семьи, — говорит Истамулов Али, бывший директор
бывшей начальной Центороевской школы. — Все
парты в нашей школе военные сожгли — грелись;
всех наших коров расстреляли — есть хотели. Да, я
понимаю, их начальство им не создает условий, но
как нам жить?
Али — тоже
новоцентороевский безработный бомж, выгнанный
из Центороя. А потому принадлежит к касте
внутренних — внутричеченских, безстатусных
(никто не дает) — и потому самых бесправных
мигрантов, находящихся прямо посреди войны.
Несмотря на все отчеты
Министерства образования республики о том, что
«все давно в порядке» и «мир вернулся», невзирая
на то что партия «Единая Россия», находясь в
пиаровском экстазе, не устает объявлять, что
Ножай-Юртовский район Чечни взят под ее
партийное крыло и обеспечен всем необходимым,
школа Али Истамулова не работает с начала этого
учебного года (хотя во все предыдущие годы войны
она еще кое-как функционировала). Летом, как раз
на фоне показательного телепартстроительства в
Ножай-Юртовском районе, школьное здание федералы
уничтожили с вертолетов, доведя его до полной
некондиции, и «единороссы» отказались
восстанавливать руины...
А осенью на Центорой
участились набеги военных с требованиями
убраться, чтобы им было спокойнее, — и тогда те
семьи, которые еще оставались в селе, увезли
последних детей — 31 ребенка. Теперь кто в
Ингушетии, а кто в Чечне, на равнине.
— Я говорил военным, —
продолжает Али, — что 198 человек из нашего села
воевали на финской войне и в Великую
Отечественную. Просил: «Зачем вы так себя ведете
по отношению к нам?..». Но все бесполезно... Село
теперь пустое. Большинство домов и сараев
уничтожены. Наши знаменитые центороевские
фруктовые сады спилены, а там были яблони и груши,
которым по полвека... Все четыре сельских
трансформатора взорваны, столбы выкорчеваны.
Мечеть 1918 года постройки разгромили после нашего
отъезда. Все памятники уничтожены.
Малик Алиев — четвертый
на диванчике. Люди говорят, он совсем еще не стар,
но выглядит, как Алавди с Загалу. Его сломило
горе. Малик тоже не хотел уходить из Центороя —
отказывался устраиваться в палатке в Ингушетии
или скитаться по чужим углам. Считал, это стыдно
для мужчины: признать, что ты бездомный.
Согласитесь, Малик — вроде бы именно тот человек,
которого наше государство должно носить на
руках: он никому не мешал делать большую
политику, пока шла вторая чеченская война, не
сидел в беженском лагере, смущая иностранных
посетителей, ни у кого не просил бесплатного
хлеба и пособий; он остался в своем доме, никого
не трогал и ждал, что никто не тронет и его.
И сын Магомед остался с
ним. Вместе они смотрели за стадом в 14 голов и тем
кормили семью.
— Кому это мешало? —
спрашивает Малик, качая опущенной головой, как
делают мужчины на похоронах.
6 августа 2002 года военные
забрали 25-летнего Магомеда — будто бы проверка
паспорта. Хотя таких проверок каждый, живший в
селе, прошел сотни за войну, и паспорта
превратились в труху из-за этих проверок. Вечером
того дня военные, человек двадцать, вернулись в
дом Алиевых.
— Я стал просить: «Отдайте
сына», — рассказывает Малик. — А они: «Старик,
сколько твоему сыну?». Я ответил: «Двадцать пять».
А они: «Значит, твоего сына расстреляют». Я: «Но за
что?». Они: «У нас такой приказ — всех «ваших» от
двадцати пяти расстреливать. Чтобы к боевикам не
уходили». Вот и расстреляли в тот же день.
7 августа военные отдали
тело Магомеда главе администрации Центороя
Рахману Манаеву. Свидетельство о смерти написать
запретили. А когда Малик стал кричать им что-то в
горе — и вовсе объявили, что это «не они».
Джалавди Мударов, тоже
теперь беженец из Центороя в Новый Центорой, а
ранее «зачищенный», несколько часов просидел в
одном автозаке с Магомедом — так что это именно
«они». В этот автозак, на окраину селения
Баз-Гордали, военные свозили всех «зачищенных»,
будто в свой штаб. Потом Магомеда куда-то вывели,
и позже Джалавди видел из окошка, как его труп
лежал рядом с автозаком. Сам же Джалавди спасся
чудом, и отлично это понимает. Поэтому о том, как и
кто его пытал, молчит.
— После того как мы его
вытащили оттуда, — рассказывают старики, — месяц
лежал пластом. Пять ребер сломаны, кровью долго
плевал. Ожоги везде: на ногах, у сердца, под ушами.
Туда провода подсоединяли, чтобы пытать током.
Вторая война идет долго, и мы знаем, что это пятна
от электропытки. «Ваши» совсем как шакалы стали:
просятся на ночь — им холодно, мы это понимаем и
пускаем, а днем потом они же приходят и
«зачищают»... Жалко Россию, приехали нас убивать и
у нас же кормятся. Пока «ваши» не уйдут совсем,
нам возвращаться и восстанавливать село нельзя.
В начале войны никто из нас этого не требовал.
Теперь мы говорим: «Уходите совсем».
Это было последнее слово
бездомных центороевских стариков. В их селе
сейчас остались только три человека, сказавших
просто: «Убейте на месте, но не двинемся». Это
инвалид, лежачий больной, его жена, которая
ухаживает за ним, и еще один парень, который решил
сторожить свой трактор.
Вторая чеченская война
стала для Центороя приговором. Если, когда шла
первая, здесь было около 300 дворов, то есть жило
большое горное село. В начале второй еще
оставалось 138 семей. Поздней осенью 2002 года
насчитывалось 30. Теперь — три человека.
— А где же все остальные,
кроме вас, сейчас?
— Большинство, конечно,
здесь, мы перевезли в Новый Центорой, — отвечает
Лом-Али Кудусов, сын Алавди. — Дали кров, пищу. Но
наши старики все равно не понимают, почему они не
имеют права доживать у себя дома.
— Это вторая депортация,
— говорит Алавди и вытирает слезы.
И нет аргументов, чтобы
его успокоить.
Остается добавить, что
судьба ножай-юртовского Центороя — типична для
сегодняшней Чечни. Горные села опустели.
Особенно в Веденском, Итум-Калинском и
Ножай-Юртовском районах. Только в последнем под
натиском военных, создающих тут по своему
усмотрению мертвую зону, вымерли селения
Белгатой, Курчали, Шуани, Гардали, Гансолчу.
Сохранены же фактически только те, где постоянно
стоят войска, — Энгеной, Беной, Дарго.
Контртеррористическая
операция обернулась для многих жителей горной
части Чечни бесправным беженством без конца:
выгнав из домов, власть не берет на себя даже
малейшей толики заботы. Ни «гуманитарки», ни мест
в пунктах временного размещения им не
предлагается.
Попытка выяснить точку
зрения на эту геополитическую катастрофу,
например, у главы Ножай-Юртовского района Иситы
Гайербековой не приводит к успеху. Она не хочет
ничего объяснять по существу, уверяя, что «это не
бегство, а обычное дело — старики уехали к своим
детям на зиму»...
И это тоже типично — так
называемая новая чеченская (или кадыровская)
власть живет своей жизнью, а народ — своей. Более
того, главы районов, выселяемых военными, не
спешат трубить «SOS» еще и потому, что политически
им это совершенно невыгодно. Во-первых, могут
потерять работу, когда поднимется публичный шум,
что они — главы без людей, при постоянно
сокращающемся населении. Во-вторых,
«гуманитарку» сразу же сократят.
Таким образом, в Чечне
продолжается все то же, что и было. Есть
контртеррористическая операция для
официального употребления — она ладно скроена и
вся на благо человека: ремонтируют школы, фонари
осветили улицы, газ пришел в горные села, а
Кадыров, судя по телекартинке, печется о правах
граждан не покладая рук и готов защищать их
прямо-таки с оружием в руках.
А за спиной такой
«контртеррористической операции» мыкает горе
другая — война как она есть, для ежедневного
пользования живущих в ней людей, с
непрекращающимися ни на сутки похищениями,
пытками, внесудебными казнями, новыми потоками
беженцев, число которых не становится меньше от
того, что про них не передают по радио.
Эти миры и реальности не
соприкасаются в Чечне никогда.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой газеты»
30.01.2003
|
|
|