|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
«НОРД-ОСТ».
6-й РЯД, 30-е МЕСТО
Артист оркестра
мюзикла «Норд-Ост» ИЛЬЯ ЛЫСАК:
«В нашем оркестре каждый
третий погиб. А я зачем-то остался...»
Досье
Илья ЛЫСАК – 24 года,
москвич, родители – музыканты, заложник с 23 по 26
октября 2002 года, артист оркестра мюзикла
«Норд-Ост», окончил музыкальное училище
(знаменитую «Мерзляковку») при Московской дважды
ордена Ленина Государственной консерватории им.
П.И. Чайковского.
— Сегодня Дума
принимает законы, которые резко ограничивают
возможности общества влиять на ситуацию с
заложниками. Нельзя будет обменивать их.
Естественно, выкупать. Трудно будет вести
переговоры. Как это выглядит, когда точка обзора
и отсчета — не депутатское кресло, а место в
зрительном зале «Норд-Оста»?
— Не говорить, не
контактировать — это неправильно. Думаю, власти
сделали так, как им легче. Ведь они показали, что
не умеют вести такие переговоры, а теперь
демонстрируют, что даже не желают учиться.
Выходит, страна воспроизводит террористов в
Чечне, — и Дума не голосует против; а учиться
тому, чтобы управлять такой ситуацией, как была, и
повторение которой совершенно реально, власть не
желает.
— Может, мы лучше сами
будем учиться? Как себя надо вести, оказавшись в
заложниках? Что посоветуете?
— Главное —
контролировать каждое свое действие, каждое
движение своего пальца, каждый поворот головы,
причем четко и спокойно. Я тоже впервые так вел
себя в жизни. Сидел и просчитывал все варианты. Мы
изучали психологию террористов: этот быстро
рванет, тот — более заторможенный, а террористка,
думали мы, вообще может не среагировать
правильно. Лично для меня главным было не
психануть, я — драчливый по характеру. В зале
временами возникали ситуации, когда боевики
теряли бдительность и можно было дать им по
башке, выхватить автомат... Но такой ерундой мог
бы заняться каждый. А вот вытерпеть было трудно.
— Скажи, а сколько бы
вы еще выдержали это — терпеливо сидеть и ждать
неизвестно чего?
— Думаю, максимум еще
два дня. А потом люди бы просто сказали:
«Расстреливайте к чертовой матери!». И стали бы
вставать, не обращая внимания ни на что.
— А надо ли
заложникам общаться с террористами? Или
категорически — нет?
— Лучше говорить, чем
никак. Когда ты начинаешь разговаривать с тем
человеком, который тебе приносит вред, у тебя
есть шанс хоть что-то сдвинуть. Мы, в нашем
секторе например, разговаривали с чеченцами. И
хотя бы на период разговора сбивали их агрессию.
И еще я думал, что если этот парень пошел на
преступление, то где гарантия, что он не пойдет в
обратку? Бывают же случаи, что террористы
сдаются... Сдаются, потому что с ними
договариваются — долго и трудно. Нельзя
запрещать общаться — ни в коем случае.
— Но они расстреляли
первую девушку именно потому, что она с ними
разговаривала! Как вы считаете, это был
образцово-показательный расстрел? Чтобы
заложники поняли, кто есть кто?
— Нет. Ее просто
увели и расстреляли. Двери были закрыты, кроме
одной, рядом с которой я сидел. И поэтому я видел
все, а зал — нет. Девушка вела себя так, как
нельзя. Она просто шла на смерть — это мы все
понимали. Она была очень пьяная. Оскорбляла их:
«Ну что за маскарад! Ну что ты на себя напялил!
Автомат, маску!». Тогда один сказал:
«Расстрелять». Я слышал. А она: «Ну давай-давай
веди». Люди вокруг: «Не надо, не надо...» Но ее
толкнули вперед, в дверь, и — из «калашникова».
Впервые на моих глазах кого-то расстреливали.
Конечно, с этого момента мы поняли, с кем имеем
дело. До этого думали, что порезвятся и все
закончится.
— Можно ли в этой
ситуации пытаться сбежать?
— Думаю, нет. Две
девушки сбежали через туалет, и их побег нам всем
только навредил. А Саша, наш норд-остовский
техник, хоть у него и была возможность убежать, не
стал этого делать, понимая, что другим станет
хуже.
— А как Саше
предоставилась такая возможность?
— Террористы очень
плохо ориентировались в здании. Они не могли сами
найти и выключить театральный свет. И поэтому
взяли с собой Сашу. Он ходил с ними в такие места в
здании, что ему надо было лишь два шага в сторону
сделать, и у него — свобода. Но тогда могли бы
пострадать люди в зале.
— На твой взгляд, как
следует действовать — все-таки лично себя
спасать? Или действовать командой?
— Надо держаться
командой. Командой надо выживать... Мне кажется,
самое страшное в этой ситуации —остаться одному.
Или действовать одному.
— А кто-то пытался
лично о себе договориться с боевиками?
— Да. Но я говорю
только о тех, кто был в моем поле зрения. Мы не
имели права смотреть на всех, крутить головой.
Один мужик, узбек, подошел к террористу и говорит:
«Мы же с тобой братья, выпусти». Он на него
наставил автомат и сказал: «Сядь на место, брат».
Другой подошел с тем же: «Выпусти меня как
мусульманина». А террорист: «Раз ты мусульманин,
прочти хоть одну молитву». А тот в Москве живет,
ни одной молитвы не знает... Так что и у этого не
получилось. Потом я с ним в больнице лежал, он мне
говорил: «Если бы я знал, парочку бы выучил». Был
еще один тип — шикарно одетый человек. Он им
предложил деньги, а террористка сказала: «Рядом с
тобой сидит женщина, и у нее нет денег. Почему ты
решил, что я тебя выпущу, а ее нет?» И его не
отпустили.
— Только мужчины
договаривались лично о себе? А женщины-заложницы
— нет?
— Женщины плакали и
просили, чтобы отпустили детей. Но не о себе.
— Когда было труднее
всего?
— С самого начала.
Потом стал адаптироваться и смотреть, кто есть
кто: вот этот — буйный, может пристрелить сразу, а
тот — помягче, можно поговорить.
— Остальные тем же
занимались?
— Не все. Рядом сидел
парень из нашей технической службы и все трое
суток постоянно спал — такая нервная система.
Это тот самый парень, кому чеченцы тысячу
долларов вернули. Сначала они у него забрали
телефон и деньги, а потом пришли и вернули.
— И что сказали?
— «Вот твоя тысяча
долларов».
— А зачем было
возвращать, если все собрались умирать?
— Я сам не пойму. А
зачем трое суток ходить в масках, если собрались
умирать? Одна террористка нам сама говорила, что
у нее дома — годовалый ребенок и что она «сюда не
умирать приехала, а добиться свободы своей
земли». Многое непонятно... Когда она посмотрела
на партер, на нарядных людей, на сцену, она нам
сказала: «Вот вы тут веселитесь, а мы уже восемь
лет ничего подобного не видим». На вторые сутки
Бараев пошел зачем-то на балкон и нашел там
генерала МВД, и громко, на весь зал, стал говорить:
«Посмотрите, кто сидит! Генерал-майор! Всю жизнь
мечтал взять генерала в плен». У него была
эйфория в голосе, он так радовался. Чеченцы
посадили генерала отдельно, пылинки с него
сдували.
— Генерал выжил?
— Да. Жена и сын тоже
выжили. А дочь погибла. Они вчетвером были на
спектакле. В нашем оркестре тоже каждый третий
погиб. Два кларнетиста, скрипачка, трубач, два
виолончелиста, флейтист и барабанщик... Все — от
газа. Все — замечательные музыканты. А музыканта
создать так тяжело... Вокруг него должен
сформироваться особый круг, и сам он должен очень
много трудиться, с детства.
— Все молодые были?
— Нет. Федор Иванович
— трубач — был уже немолодой. Савельев Сергей
Павлович — тоже. Он играл на кларнете.
— Вам понятно, за что
эти люди отдали свои жизни?
— Нет. От газа умерли.
И не в зале. Они не имели никакого отношения к
войне в Чечне. Они и оружия-то не держали в руках.
Я, например, терпеть не могу оружия. Оружие — не
выход. Может, музыкантами потому и становятся,
что воевать неспособны.
— Когда вы увидели по
телевизору оперативную съемку после штурма, то
это была та же картинка, которая запомнилась
перед тем, как отключиться?
— Нет. Не та. Все
террористки тогда стояли вдоль партера в
респираторах. Когда пошел газ, боевики забегали
по сцене, открыли двери партера, начали
суетиться.
— Когда пошел газ, вы
поняли, что это развязка?
— Нет. Я понял, что
пошел газ, и все. Когда начали стрелять, стал
молиться. Одна террористка стояла очень близко
от меня, я думал, что, если эта штуковина на ней
взорвется, от моего лица ничего не останется. Ну а
дальше мне стало все равно — наверное, действие
газа.
— Это правда, что у
многих из вас деньги украли?
— Да, в
Склифосовского. У меня было три с лишним тысячи. Я
их вытаскивал там, когда переодевался. А когда
выдали одежду, чтобы идти домой, в кармане лежало
тридцать рублей. Я спросил: «Это все вещи?». Мне
сказали: «Да». У узбека, который просил его
выпустить, оставили в кармане десять рублей, а
вытащили 12 тысяч. И жена у него погибла. Мне жалко
этих людей, которые воруют. Как шакалы. Я просто
представляю эту картину...
— Дума по следам
трагедии приняла решение, что трупы боевиков
отныне не будут отдавать родственникам. В
наказание за то, что они совершили. Больше всего
зла террористы сделали вам и тем людям, которые
были рядом с вами. Как вы считаете, это правильное
решение Думы?
— Это абсурд. И трата
времени. Надо думать о главном, а не как бороться
с трупами, и решать, что делать с войной и как бы
террористов поменьше воспитывать. До чего
докатилось государство, чтобы даже обсуждать
подобное!
— Ясно, как возникла
эта тема: чтобы те, кто в будущем пойдет на теракт,
понимали, что их не похоронят, и это их остановит.
— Пойдут. Не
остановит.
— Почему?
— Чувствовал.
Женщины-камикадзе говорили: «Нам без разницы, где
умирать. Нас и там убивают, или здесь нас убьют». У
них и плакат такой висел: «Две дороги: либо
смерть, либо свобода». Как нас из оркестровой ямы
вытащили, они плакат уже развернули. Не для нас —
там было по-арабски, а для себя. А они нам
перевели. И еще свои песнопения включали на
магнитофончиках. Мы боялись, что они поймут, где,
собственно, находятся, и включат эту музыку со
звукорежиссерского пульта. Семь киловатт все же
у нас на «Норд-Осте». Лучший звук был в Москве.
— Какой лично вы
главный урок получили в этой истории?
— Ценить каждую
минуту жизни. Когда я вижу сейчас, как люди
жалуются на жизнь, ругаются в метро: мол, как
холодно на улице или кто-то на ногу наступил, меня
это удивляет. Мой акцент: жизнь надо любить
по-настоящему. Надо быстрее делать, что хочется.
Надо быстрее жить. А я раньше жил немного
заторможенно. И еще: нормальное состояние мира
вокруг: терроризм, убийство, насилие... Если не
создавать моральных устоев, то мы будем, как
сгущенное молоко. Нас ложкой будут мешать и
делать с нами, что хочешь. Если террористы — это
фанаты и безумцы, крепкие и сильные люди, то мы —
не очень. И лучше бы государство не обсуждало
трупную тему, а думало бы о том, как воспитывать
вокруг себя несгущенное молоко. Людей надо бы
делать — ведь людей ДЕЛАЮТ так же, как масло и
сок. Чтобы нам не подменивали ценности. Как после
революции: ели серебром, а всем дали алюминий. И
ведь не умерли же... А вышло плохо. Хотя у России —
статус материалистического государства сегодня,
но хочется духа побольше. Вокруг меня духа мало
оказалось. Раньше я только думал, что так будет,
теперь понял, что есть. С духом проблемы. Чеченцы
были гораздо более собранные и активные, чем мы —
семьсот с лишним.
— Вы слышали о
стокгольмском синдроме?
— Услышал, когда
вышел. Если это так называется с научной точки
зрения, то это было. Они нам были ближе, чем
кто-либо извне на тот момент. Мы с ними
разговаривали, девчонки глазки строили, мы
понимали, что никому эта война в Чечне не нужна —
ни заложникам, ни террористам. Они нам говорили:
«Нам нужен хоть какой-нибудь мир». И мы с ними
соглашались. Были и смешные истории на тему
«Стокгольма»: когда пошел газ и
женщины-камикадзе стали надевать респираторы,
наш гобоист Паша сказал той, которая стояла
рядом: «Ты неправильно надеваешь. Вот так надо».
Помог и произнес: «Вот теперь правильно».
— А она предложила
ему респиратор?
— Нет.
— Вы жалеете, что
пошли работать в «Норд-Ост»?
— Нет. Мне нравился
спектакль, и мы свою работу делали с
удовольствием. Такой команды, которая была в
«Норд-Осте», никто не соберет — ни «Чикаго», ни
«42-я улица». Потому что был серьезный отбор, мы
сработались, не было сбоев.
— Вы теперь — самый
популярный мюзикл планеты. Вы можете
восстановиться? Гастролировать?
— Со многими мы
пережили такие вещи... Я бы хотел играть в этом
мюзикле — в память о тех людях, которые в нем
участвовали. Каверин, «Два капитана», лучшие
идеалы человечества, верная любовь, о том, что
человек ходит по миру и постоянно ищет себя... Эти
идеалы способны изменить мир. А решение Думы не
выдавать трупы?.. Это ничего не меняет в мире.
Беседовала Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ
14.11.2002
|
|
|