АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

В «ДЕЛЕ БУДАНОВА» ПОЯВИЛИСЬ ЭКСПЕРТЫ-ДЕЗЕРТИРЫ
       
       3 октября в Ростове-на-Дону начинается новая (после трехмесячного перерыва) порция судебных заседаний по делу Юрия Буданова – бывшего полковника Российской армии и бывшего командира 160-го танкового полка, 26 марта 2000 года похитившего, пытавшего и убившего 18-летнюю девушку Эльзу Кунгаеву. Как известно, слушания по этому делу в суде Северо-Кавказского военного округа (судья – полковник Виктор Костин) были прерваны 3 июля, прямо накануне последнего слова подсудимого, и Буданова, находящегося в тюрьме с 27 марта 2000 года, направили в Москву на новую, четвертую по счету комплексную военно-гражданскую судебную психолого-психиатрическую экспертизу силами специалистов Центральной судмедлаборатории Министерства обороны и Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
       В данный момент Буданов уже этапирован обратно в Ростов-на-Дону и ждет оглашения результатов четвертой экспертизы. Она в его деле принципиальна, именно от нее зависит, сидеть ли бывшему полковнику в тюрьме, быть на свободе или лечиться в психбольнице специального типа. Как известно, то, что дело отложили 3 июля, было полностью связано с решением предыдущей комиссии экспертов, посчитавших Буданова невменяемым лишь на короткий миг совершения преступления, а значит, не подлежащим уголовной ответственности. Суд посчитал возможным усомниться в этом.
       Однако сегодня есть все основания сомневаться, что четвертая экспертиза внесет полную ясность в запутанную будановскую историю. Три гражданских члена экспертной комиссии, персонально на сей раз назначенные судебным решением, по собственному желанию неожиданно вышли из ее состава, мотивировав это сильным давлением общественного мнения. Главная фигура среди «отказников» — академик Морозов, старейший сотрудник Института им. Сербского, бывший его директор и одна из основных фигур «шизофренических» гонений на советских диссидентов (Морозов, например, по заказу КГБ признавал параноиком генерал-майора армии Петра Григоренко).
       Своим уходом судмедэксперты создали дурной для продвижения дела прецедент и базу для оспаривания результатов и новой экспертизы, и будущего приговора — в связи с процессуальными нарушениями. По словам Станислава Маркелова, одного из адвокатов семьи Кунгаевых, «дело в том, что в новом УПК нет ссылок на общественное мнение, а назначенный судом эксперт может отказаться от участия в экспертной комиссии только в двух случаях. Во-первых, если, по его мнению, собрано недостаточно материалов для проведения экспертизы, но в данном случае эта причина отсутствует, поскольку специалисты, производившие все предыдущие экспертизы, ни разу на это не жаловались. Во-вторых, если эксперт считает себя недостаточно квалифицированным, — трудно представить, что академик Морозов расписался в собственной неквалифицированности...»
       Как бы там ни было, комиссия назначила трех новых экспертов на место ушедших, чем продолжила список процессуальных нарушений – их мог назначить только суд.
       Что теперь? Какие варианты? 3 октября судебные слушания возвращаются к стадии судебного следствия. Экспертиза, которую все ждут, может быть трех видов: невменяем, вменяем или ограниченно вменяем. Как стало известно редакции, текст экспертного заключения до сих пор в подвешенном состоянии. Мнения внутри обновленной комиссии по поводу вменяемости-невменяемости разделились, и ясности нет. Это означает, что Буданова могут снова отправить по решению суда в Москву – на дообследование...
       Кроме того, суду предстоит разобраться с историей вокруг бывшего сержанта Егорова, одного из главных свидетелей, участвовавшего по приказу Буданова в похищении девушки и тайном захоронении ее тела. На предварительном следствии Егоров заявил, что это он изнасиловал несчастную черенком саперной лопаты, тем самым сняв часть вины с Буданова, за что и был, похоже, амнистирован. Однако этим летом Егоров вдруг отказался от своих предыдущих показаний и сообщил, что некрофил — не он, не он надругался над мертвым телом...
       Значит, вопрос: кто изнасиловал, опять открыт... Будет ли настаивать судья Костин на заведении нового уголовного дела против Буданова? Или спустит все на тормозах? И вообще – что будет главенствовать на осенней порции судебных слушаний: вновь доказательства права офицера на месть за погибших товарищей? Или все-таки российское ПРАВО?.. Вот в чем суть процесса, который возобновится 3 октября.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой газеты»
       
26.09.2002
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»