|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЖИЗНЬ ПОД
БРЕЗЕНТОМ
Почему к нынешней осени не
может быть выполнено обещание чеченских властей
о возвращении беженцев из Ингушетии
Сегодня
есть лишь одно звено, явно выпадающее из всей той
идеологической конструкции Кремля, которая
называется «окончанием войны в Чечне и активным
строительством мирной жизни». Это беженцы —
почти 150 тысяч человек, третье лето подряд в
тяжелейших бытовых условиях прозябающие в
палаточных лагерях на территории Ингушетии и тем
не менее категорически не уходящие на родные
пепелища.Очередной срок возвращения, который
поставлен им властями, — сентябрь, который
совсем скоро. Однако никто из лагерей в Чечню так
и не собирается. Почему именно сентябрь? Что
делать дальше? И как может выглядеть компромисс?
Очевидно, что проблема
беженцев сегодня сводится прежде всего к
проблеме ПОЛНОГО ВЗАИМНОГО НЕДОВЕРИЯ.
Для взаимного смягчения
страстей срочно требуется «третья сторона» —
тот или те, кто способен встать между одной
стеной и другой и успокоить взаимный гнев и
ненависть.
Иса, который строил
БАМ
— Я никогда даже не думал,
что так буду жить... — горячится Иса, дом которого
был в селении Шалажи в Урус-Мартановском районе,
а с 2000 года он — палаточник, обитатель лагеря
«Бэлла» у станицы Орджоникидзевской на границе
Чечни и Ингушетии. — Делать тут совершенно
нечего. Все мужчины целыми днями на улице. Ждут,
когда кто-нибудь из ингушей возьмет на
строительные работы по бросовым ценам. В
палатках жара, все больные... Неужели вы думаете,
мы не хотим жить дома?
Не знаю... Опять — июль,
третий подряд для беженцев. И снова —
одурманивающее лето на Северном Кавказе, когда
по Цельсию все 50 с хвостиком, а под палаточным
брезентом, кажется, можно выжить, только если
сидеть по горло в воде. Но где найти столько
воды?.. Люди вокруг — рыхлые и вялые, измученные
многолетним цыганским бытом, обедами на кострах
и туберкулезом — вечным лагерным спутником...
Весь этот убийственный
набор для душ и тел — когда до родных мест
каких-то полсотни километров, а иногда и меньше...
Так ради чего терпеть?..
— Думаю, не очень хотите
домой.
— Вы не правы. У меня две
дочки и два пацана, — продолжает Иса. — Дочек в
Ингушетии «от Буданова» спасаю. Пацанов — от
«зачисток». Сколько можно эти спецмероприятия
проводить? Десять лет?
— Кто знает.
— Значит, десять лет — без
меня. Столько я и не вернусь. Будут «зачистки» —
не будет меня. Не для того растил сыновей, чтобы
они стали мясом. ДЛЯ НИХ.
— А при каких условиях
лично вы вернетесь в Чечню? Что нужно? Войска
вывести? Блокпосты снять?
Иса молчит, разглядывая
свои большие рабочие ладони, утомившиеся от
регулярного безделья. Ответ у него есть, но он
медлит — видно, как хочет быть и понятым, и
понятным.
— С 1975 года я служил, жил и
работал в России, — произносит Иса, и у
переносицы блестят капли. — Я строил БАМ, у меня
две медали за ее освоение. Я чувствовал себя
человеком. Всегда. В 1995 году, гордый своими
успехами, приехал в Чечню, домой — и волосы
дыбом... Теперь вот застрял в лагере. Все, что
накопил, проедено. Значит, уехать куда-то и начать
жизнь заново не могу — нет средств... Получается,
только обратно в Чечню?.. Но я этого не сделаю.
Почему? И вот теперь мой ответ: надо, чтобы меня
дома не считали скотиной, и тогда я вернусь в
Чечню. Я должен чувствовать, что федералы уважают
меня, как себя, и не смогут безнаказанно
застрелить или похитить моих сыновей. Я хочу
ощущать, что я дома, а не под надзором...
То, что говорит Иса, —
самая распространенная точка зрения среди
лагерных мужчин-невозвращенцев среднего и
старшего возраста, а таких тут подавляющее
большинство (молодых немного). У каждого из них
было свое прошлое, кроме военного, и каждый кем-то
привык быть. А тот образ жизни, который чеченцам
пока предлагает федеральная власть, уверены они,
основан на скотском к ним отношении.
— А если начнут сносить
палатки в сентябре?
— Уйдем дальше, —
объясняет, как решило тут большинство, Беслан из
Аргуна. — Уйдем семьями, куда угодно, где закон.
Но только не домой, где беззаконие.
— А Кадыров уверяет:
беженцы продолжают сидеть в Ингушетии из
меркантильных соображений. Потому что тут
гуманитарку дают. Добьется мол, он, переноса
потока гуманитарной помощи в Чечню — и вы
вернетесь...
— Глупости. Не все так
просто. Не все же такие, как он.
Старик, умерший при
виде танков
Беженские лагеря живут
народными сказаниями, основанными на реальных
событиях. Изо дня в день их передают из уст в уста.
Ими доказывают друг другу все то же — беженскую
правду на главную тему: почему возвращение в
Чечню для большинства невозможно.
Хамзат Висерханов,
туберкулезного вида сторож, охраняющий
беженскую поликлинику, рассказывает, как в
начале лета в Ингушетии вдруг активизировалась
58-я армия, постоянно дислоцированная в Северной
Осетии. Целый день танки тогда
показательно-устрашающе катались вдоль границы
Чечни и Ингушетии, где расположены самые
многолюдные палаточные лагеря.
— Старик из 10-го блока
увидел танки и умер, — говорит Хамзат. — Подумал,
боевые действия начинаются. У нас тут такие люди:
войной сильно пуганные.
— Как звали старика?
Хамзат вспомнить не может.
— А зачем вам? — злится он.
— Мы тут все такие: он сейчас умер, мы — когда
танки прикатят в следующий раз...
Это тоже типичная в
Ингушетии беженская идеология непроходящей
обиды и злобы, базирующаяся на трех «без».
Беспросветность. Бескомпромиссность.
Безапелляционность. Когда беженство
продолжается годы, ты постепенно превращаешься в
воинствующего пессимиста.
— И все же, как звали
умершего старика? — настаиваю.
Хамзат нехотя, потому что
в его системе координат не важно, как зовут,
главное, что умер, посылает за «блочницей». Так
тут называют комендантов «подразделений» —
лагерных блоков. Вскоре приходит Румиса
Геникаева, «блочница» умершего старика, женщина
нездорово-одутловатая и навечно усталая, как и
большинство лагерных обитателей. Румиса вносит
такую ясность, которая еще беспросветнее,
бескомпромисснее и безапелляционнее, чем
приблизительность Хамзата:
— Зубираев Абдул-Вахид. 1936
года рождения. Из 10-й палатки. Сам — из селения
Чечен-Аул. Его повезли туда хоронить, жена, 47-го
года рождения, поехала, как положено, вслед. Когда
стала готовить жертвоприношение, в дом вошли
солдаты. Бабушка увидела их, и ее парализовало.
Читай, о чем говорят
Хамзат и Румиса: своими действиями военные
сгубили еще одну чеченскую семью. И значит, раз
нет гарантий нормальной жизни — нет нас в Чечне,
мы не поверим никому, кто придет и скажет, что
гарантии будут; обязательно наврет...
Такими настроениями живут
99 процентов лагерников — они копят аргументы,
чтобы остаться на месте, в невыносимой среде
палаточного неуюта и коллективного бытового
общежития, когда под одним брезентом может быть и
до 50 человек, и часто это три совершенно разные
семьи, и живи, как в таборе... Но все равно
рождаются новые и новые «за» в пользу того, чтобы
только не уйти по домам, и история про умершего
старика и его парализованную вдову — из их числа.
Что делать?
На десятом подобном
сказании спотыкаешься: да, они — реальные
трагедии... Но сколько можно говорить? Делать-то
что? Дальше? И палаточное существование
немыслимо в течение многих лет — сыновья, жизни
которых семьи сохраняют в Ингушетии, растут в
палатках со здоровьем и психикой, вдрызг
надорванными... Да и Кадыров, глава Чечни, все
быстрее бегает по Москве, лицемерно доказывая,
насколько жестче надо вести себя властям в так
называемой «проблеме чеченских беженцев», и что
«беженцы» — не те несчастные и гонимые, за кого
себя выдают, а замаскировавшиеся боевики. И так
он активен в последнее время, что осталось,
кажется, совсем немного, и власти рухнут под этим
кадыровским напором и предпримут уже и в
Ингушетии крупномасштабные «зачистки» по
чеченскому образу и подобию?..
Итак, надо решать.
Очевидно, что проблема беженцев сегодня сводится
прежде всего к проблеме ПОЛНОГО ВЗАИМНОГО
НЕДОВЕРИЯ.
Во-первых, БЕЖЕНЦЫ НЕ
ВЕРЯТ ВЛАСТИ, которая их зовет в Чечню. Причем ни
одному ее слову. Они готовы во всем, и априори,
увидеть подвох и не надеются ни на слова о
гарантиях безопасности, даже если они последуют,
ни на рабочие места, ни на закон.
Они уверены: вернись они в
Чечню — это для них будет почти что смертный
приговор. И нельзя не признать, до какой степени
они не ошибаются: очень многие военные,
находящиеся в зоне «антитеррористической
операции», уверены: раз «те» так до сих пор и
отсиживаются в Ингушетии, значит, есть почему, и
Кадыров прав...
Во-вторых, и ВЛАСТЬ, в свою
очередь, СОВЕРШЕННО НЕ ВЕРИТ БЕЖЕНЦАМ. Причем
также ни одному слову. Уверена, что эти 100 с лишним
тысяч ее граждан просто паразитируют на
гуманитарной помощи и, как ей кажется, с
удовольствием ничего не делают. Кроме того,
убеждена в том, что лагеря — способ для части
боевиков уйти от ответственности.
Это положение — стенка на
стенку. Параллельные миры, которые пока далеки
даже от того, чтобы начать движение навстречу
друг к другу. Взаимная ненависть не только не
утихает, а продолжает накручивать свой темный
спидометр. При подобном раскладе сил никакой
ликвидации лагерей в Ингушетии и возвращении
пятой части народа домой, в Чечню, получиться не
может. И не только в этом сентябре, но, боюсь, и в
следующем. Во-первых, потому, что недоверие
превращается в доверие не посредством речей, а
исключительно поступков, причем много раз
повторенных. А во-вторых, при уже существующем
огромном списке взаимных претензий трагического
характера любой поступок несет заранее
противоположный оттенок.
Можно, конечно, не
соглашаться с реально существующим положением
вещей. Можно даже бороться с теми, кто произносит
подобные вещи вслух. Но разрешение самой
беженской коллизии от этого не продвинется ни на
шаг. Поэтому стоит быть конструктивными.
Прагматичный коридор в этом деле пока может
заключаться в одном: для взаимного смягчения
страстей срочно требуется «третья сторона» —
тот или те, кто способен встать между одной
стеной и другой и успокоить взаимный гнев и
ненависть.
Не раз и не два за вторую
чеченскую войну шли такие разговоры — о
необходимости введения миротворческого
контингента с правами разведения сторон для
охлаждения взаимно бушующих страстей. И всякий
раз подобные дискуссии, публичные и подковерные,
заканчивались ничем. Причина была в федеральной
стороне, которая, считая себя единственно правой,
никакой «третьей стороны» видеть не желала на
земле, которую считает только своей.
Когда речь
шла о перемирии с боевыми отрядами,
противостоящими военным, такой жесткий подход
можно было хотя бы понять. Но сейчас речь — уже о
ситуации противостояния с гражданским
населением, ради благополучия которого,
собственно, и творилась «антитеррористическая
операция».
Если оно, население,
полностью отказывается доверять власти,
неоднократно демонстрировавшей лицемерие и
ложь, значит, без «третьей стороны» не обойтись.
Можно, конечно, продолжать отнекиваться и делать
вид, что беженская проблема в Ингушетии сама
собой рассосется, но она — как беременность,
когда живот только растет, и рано или поздно, а
власть вынуждена будет смириться с реальностью.
Важно не опоздать: чтобы
еще остались желающие проголосовать на будущем
референдуме за совместное политическое будущее
Чечни и России.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой газеты», Ингушетия
22.07.2002
|
|
|