АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ДЕЛО КАДЕТА
А СВИДЕТЕЛЕЙ — В ТЮРЬМУ?
Выпустили из тюрьмы одного из самых жестоких военных преступников второй чеченской войны, стачивавшего напильником зубы у своих жертв, добиваясь их признаний в участии в бандформированиях. Вопрос государству: что делать свидетелям, чтобы выжить?
       
       
Очередной военный «чеченский» запредельщик — Сергей Лапин, совершивший в Грозном ряд жестоких и циничных преступлений, – выпущен на свободу из следственного изолятора в Пятигорске. Так решил Пятигорский городской суд с подачи добровольных «защитников» Лапина из регионального управления Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе.
       Мотивация освобождения проста: Кадет («чеченская» кличка Лапина) социально не опасен и может ждать суда в свободном полете.
       Напомним кое-что, о чем мы уже неоднократно писали: как раз о социальном облике Лапина — нижневартовского милиционера. Он оказался в Чечне в ноябре 2000 года в составе ханты-мансийского сводного отряда милиции под командованием полковника Кондакова и стал работать в должности оперуполномоченного группы по борьбе с терроризмом и организованной преступностью временного отдела внутренних дел (ВОВД) Октябрьского района Грозного под непосредственным руководством майора Прилепина («чеченская» кличка Алекс).
       Уже очень скоро после прибытия за «хантами» (так называют в Грозном ханты-мансийских милиционеров), и за Лапиным в том числе, укрепилась дурная слава одних из самых жестоких палачей среди федералов, а Октябрьский ВОВД превратился в то место в городе, которого боялись все. Люди, схваченные «хантами», бесследно исчезали прямо с территории ВОВДа, а над кварталом, где базировался этот отряд, витал (и до сих пор витает) тошнотворный трупный запах. В Грозном уверены: «ханты» уничтожали следы преступлений, кидая тела своих жертв в старые шахты, расположенные на территории, и взрывая их там. Собственно, много позже, в мае 2002 года, Кадет, привезенный в ВОВД для проведения следственного эксперимента, это полностью подтвердил... Что жили, пили и ели «ханты» в Грозном – прямо на этом импровизированном кладбище...
       А еще в 2001-м милиционеры держали в страхе не только население вокруг, но и прокуроров, время от времени пытавшихся противостоять вопиющим преступлениям, совершаемым офицерами МВД под маркой «борьбы с терроризмом». Бывало это так: если кого-то из «хантов» вызывали в прокуратуру Грозного на допрос, его распоясавшиеся товарищи по оружию окружали здание прокуратуры и держали окна под прицелами до тех пор, пока «своего» не отпустят. Таким образом, уголовное дело № 15004 против оперуполномоченного Кадета, открытое в связи с похищением 2 марта 2001 года, пытками и издевательствами над 26-летним грозненцем Зелимханом Мурдаловым, удалось продвинуть вперед лишь совершенно случайно. Также случайно – в результате длинной цепочки обстоятельств и только в феврале 2002 года — был арестован Кадет, человек, абсолютно уверенный и в правильности поведения, и в собственной безнаказанности.
       Сначала все вроде шло, как положено: Лапин был этапирован в следственный изолятор в Грозный – по месту совершения преступлений, шло следствие... Но потом атмосфера вокруг дела № 15004 стала меняться: Кадета перевезли в Пятигорскую тюрьму, следователи менялись, будто в калейдоскопе, и все они уже были в Ессентуках, а не в Чечне, где в результате никто уже никого не торопил с раскопками на месте массовых захоронений в Октябрьском райотделе.
       Наконец выяснилось то, что предполагалось: следственные материалы подверглись явной «отмывательной» кастрации – и из обвинительного заключения выпали принципиальные эпизоды, которые позволяли привлечь к уголовной ответственности тех, с кем рука об руку, а часто под непосредственным руководством которых Лапин совершал свои преступления. Доходило до смешного: в материалах уголовного дела офицеров, старательно выводимых из-под ответственности, прокуроры стали именовать «неустановленной группой лиц» — и это в конце следствия, при наличии не только свидетелей, но и документов, из которых следовало, кто, в какой день и в какой час был в ВОВДе на дежурстве...
       Впрочем, потом смеяться стало уже неприличным, потому что опять запахло смертью. В Грозный был возвращен отряд «хантов» (по распоряжению президента Путина, как официально сообщил нам заместитель министра внутренних дел РФ Иван Голубев), и свидетели по делу, остающиеся в не безопасном для них Грозном, перестали спать два раза в одном доме...
       А теперь вот Лапина и совсем освободили...
       Дальше – текст документа, именуемого «постановлением о привлечении в качестве обвиняемого», на основании которого и наступил судебно-прокурорский вывод о «социальной неопасности» Лапина с последующей свободой. Судите сами:
       «...Лапин С.В. работал в должности инспектора по розыску группы розыска отделения уголовного розыска криминальной милиции ОВД г. Нижневартовска Ханты-Мансийского АО, был командирован в г. Грозный, где с 3.11.2000 по 14.01.2001 состоял в должности оперуполномоченного... Лапин, постоянно осуществляя функции представителя власти и в силу федеральных законов «О милиции» и «Об основах государственной службы в Российской Федерации», а также внутриведомственных приказов МВД РФ, наделенный властными полномочиями, то есть являясь должностным лицом, превысил с применением насилия и специальных средств свои должностные полномочия при следующих обстоятельствах.
       2.1.2001 около 11 часов по ул. Павла Мусорова в Октябрьском районе Грозного... был задержан житель Грозного Мурдалов З.А... Лапин завел Мурдалова в свой рабочий кабинет в Октябрьском ВОВД. ...Руководствуясь ложно понятыми интересами службы, совместно с неустановленными следствием сотрудниками
(выделено нами. — А.П.) Октябрьского ВОВД стал принуждать Мурдалова к негласному информационному сотрудничеству с органами... Получив отказ Мурдалова, Лапин, совершая действия, явно выходящие за пределы его полномочий, стал в течение нескольких часов избивать Мурдалова, нанося ему руками и ногами, а также специальным средством – резиновой палкой ПР-73 — множественные удары в различные части тела, причинив ему телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы, сопровождающейся угрожающими жизни патологическими состояниями в виде длительной утраты сознания, судорог, нарушения дыхания, повлекшие за собой тяжкий вред здоровью по типу опасности для жизни... После этого Лапин сопроводил Мурдалова в ИВС и передал его дежурному... Когда сотрудники ИВС, заметив на теле Мурдалова телесные повреждения, отказались помещать задержанного в камеру ИВС, Лапин, превышая свои должностные полномочия, с целью сокрытия совершенного им и неустановленными следствием сотрудниками (выделено нами. — А.П.) преступления в отношении Мурдалова составил от имени последнего объяснение о том, что данные телесные повреждения Мурдалов получил при падении с высоты собственного роста, принудив Мурдалова под угрозой применения насилия удостоверить правильность изложенного в объяснении.
       Утром 3.1.2001 ... Лапин, опасаясь, что факт причиненного им Мурдалову телесного повреждения будет предан огласке, действуя по предварительному сговору с неустановленными следствием сотрудниками
(выделено нами. — А.П.) Октябрьского ВОВД, поставил от имени Мурдалова подписи в протоколе его задержания и в постановлении об освобождении из ИВС... Затем неустановленные следствием сотрудники (выделено нами. — А.П.), действуя с ведома и согласия Лапина, вывели из ИВС Мурдалова и на автомашине увезли в неизвестном направлении...
       По совокупности совершенных им деяний Лапин обвиняется по ст. 286 ч.3 п.п. «а», «б» (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина, совершенные с применением насилия и угрозой его применения, с применением специальных средств); по ст.111 ч.3 п. «а» (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенные группой лиц по предварительному сговору); по ст.292 УК РФ (служебный подлог)...»
       Остается добавить принципиальное: в нашей стране – перевернутая жизнь и виртуальное право. Когда вся сфера услуг — для преступника: адвокаты, прокуроры, суды. Общественное мнение, на худой конец. С жертвой же – немногие. Тем более если жертвы – чеченцы. В результате сегодня у потерпевшей стороны – у членов семьи Мурдаловых — даже нет адвоката. Вообще нет. Ни платного, ни бесплатного, положенного по закону. И защиты от прокуратуры – никакой. Потому что денег нет – все запасы и вырученные от продажи имущества средства давно ушли на поиски Зелимхана по тюрьмам и следственным изоляторам Северного Кавказа, куда Лапин и неустановленные сотрудники, возможно, увезли их сына...
       Зато это все есть у Лапина. И сочувствие прокуратуры, и понимание суда, и адвокат, и благодарные коллеги... И в результате – свобода.
       
       
Мы ждем немедленного ответа от генерального прокурора Владимира Устинова: соответствуют ли действия прокурорских работников требованиям закона? Почему именно так – «немедленного»? Потому что в любую минуту уже может быть поздно. Ведь в стране очень большая беда с офицерами, прошедшими Чечню. По самым скромным оценкам, соратников Кадета в России – уже почти полмиллиона. Большой город кадетов...
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
      
       От редакции. Именно Кадет неоднократно угрожал убийством нашему обозревателю Анне Политковской, после чего она сначала находилась под охраной сотрудников МВД, а потом была вынуждена уехать за границу. Кадет этот факт признал, ничуть не раскаиваясь. Мы требуем немедленного изменения меры пресечения — ареста гр-на Лапина, поскольку уверены: жизнь свидетелей и нашего обозревателя — опять под угрозой.
       
       
08.07.2002
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»