|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
СКРИПКА И СЛИШКОМ НЕРВНО
Песнь о скрипаче Си Чене,
которого били не по паспорту, а по существу. И о
бельгийском виолончелисте, по иронии судьбы
игравшем на конкурсе в один день и час с матчем
Россия—Бельгия
Музыканты
ласково именуют Московский Международный
конкурс им. П.И.Чайковского «Чайником». «Он на
«Чайнике» играл», пусть даже не лауреат – и это
уже знак, что музыкант состоялся. Конкурс у нас (а
сейчас идет 11-й по счету) — престижный. Отсюда и
подходы: готовятся к нему, как к Олимпийским
играм: или пан, или пропал. Китайский скрипач Си
Чень, студент Пекинской консерватории, тоже
приехал покорять Москву. Но 9 июня Москва
распорядилась по-другому...
Люди
говорят на разных языках: одни – матом,
вываленным в зажигательной смеси «коктейля
Молотова».
Другие – скрипичной
колоратурой каприсов Паганини.
Первые тратят на
подготовку к своим тупым «па» по Манежной
площади всего час-полтора, копя злобу по подвалам
и подворотням, пропахшим вонючей мочой и дурью.
Вторые готовятся к выходу
на сцену Большого зала Московской консерватории
всю жизнь — лет с четырех-пяти.
Однако планета у нас одна
на всех, и наступает время, когда столь разные
пути сходятся. «Одни» валят на площадь гикающей
толпой якобы «болеть» — и им совершенно нечего
терять, кроме своей агрессии. «Другие»,
оказавшись у них на дороге, рискуют расстаться с
делом всей своей жизни, с надеждами нескольких
десятилетий...
Именно это и случилось
вечером 9 июня в Москве. Китайский скрипач Си
Чень, окрыленный удачным выступлением на первом
туре конкурса Чайковского, шел по самому центру
города – из гостиницы в консерваторию на Большой
Никитской, чтобы порепетировать. Си Чень думал о
Бахе, о руках, о пальцах, о скрипке, которая не
должна подвести.
Он видел, конечно, что
вокруг толпа. И слышал, как о чем-то кричат... Но о
чем? У Си Ченя за спиной только два языка –
китайский и скрипичный... И кофр с любимым
инструментом. Не от мира сего — эти люди,
приехавшие отовсюду на наш конкурс.
...Толпа нагнала скрипача
уже в переулке, почти у консерватории, где
мечтают учиться все, кто мечтает сыграть на
«Чайнике». И по кулакам и челюстям в толпе он
понял, что сейчас надо делать: защищать скрипку. У
музыкантов-инструменталистов — это
рефлекторное: если уж падаешь, надо упасть так,
чтобы скрипка или виолончель была обязательно
перед или над тобой, на спасительно вытянутой
руке...
9 июня скрипач свою
скрипку отстоял, в последний момент развернув
тело так, чтобы оно спасло инструмент... Но удар
пришелся самому Си Ченю в плечо. И он побежал что
есть силы. Одному — против дюжего, накачанного
пивом десятка безмозглых тел, к тому же напавших
из-за спины, – ну никак... У скрипача не тот
уровень физической подготовки: каждый день у
него уходит столько же часов на то, чтобы пальцы
все быстрее и точнее бегали по грифу, сколько у
«тел» — на «качалку»...
Что было дальше? 9 июня —
приемный покой столичной травматологии. И 14 июня
Си Чень выглядел совершенно счастливым.
— Повезло... Так повезло...
– Видимо, именно это он пытался высказать, не
зная никаких других языков, кроме скрипичного и
китайского. – Я буду играть последним, жюри
решило...
Оргкомитет конкурса
Чайковского, дабы Си Чень имел время
восстановиться и морально, и физически после
встречи с нашими «футбольными» недоделками,
постановил: его выход на сцену будет
заключительным, после всех соперников-скрипачей.
— Большей удачи не бывает,
– сказал Си Чень.
Вокруг ходили другие
«чайники»-2002 и люто завидовали Си Ченю. Явно
забыв, почему он, собственно, теперь последний.
Главное, что «повезло»: нет более ценного
счастливого билета для музыканта-конкурсанта,
как играть финальным номером.
В консерваторских
курилках, в перерывах между конкурсными
прослушиваниями, где задумчиво дымят студенты и
студентки Московской консерватории, они
обсуждали это событие примерно так, отвечая на
мой вопрос, что бы сейчас делали они, окажись на
месте Си Ченя: «Что? Если бы не побили – все равно
сказали бы, что побили... Сами бы себе плечо
расцарапали... Ради последнего номера. «Чайник»
бывает раз в жизни, и если в руки плывет такая
удача, значит, ты – везунчик...»
«Удача? Везунчик? Китайца
могли убить, приняв за японца!..» — вставила я
свое.
И консерваторские
многозначительно замолкли – «вам не понять, вы
не любили» — этот клан носителей тайны, ради
которой можно... «Ради музыки можно все», – подвел
черту взлохмаченный парень с трагически-темными
глазами непонятого гения.
И двинулся прочь, бросая
уже на ходу: «И — умереть. В том числе. Кто со мной
на Арбат?»
«Он виолончелист. Не
прошел на второй тур», — проронили, как над
трупом, остальные.
Мы вместе пошли «на
Арбат». Там, в новом столичном концертном зале
имени Павла Слободкина, с утра соревновались во
втором туре «чайники»-виолончелисты. Перевалило
за 11 часов 14 июня. С Манежной, которая совсем
поблизости, опять долетали звуки большой
заведенной толпы – шла публичная трансляция
матча над Москвой. На сей раз Россия – Бельгия. И,
как нарочно, именно на эти часы выпал жребий
играть единственному на конкурсе подданному Его
Величества Королевы Бельгийской.
«А вдруг наши проиграют и
надо будет бельгийца выводить дворами, –
говорили, шагая по Москве, консерваторские
мальчики и девочки. — Мы это сделаем».
...Бельгиец, при ближайшем
рассмотрении оказавшийся «нашим» по имени
Александр Храмушин, уже несколько лет как
переехавшим с родителями-скрипачами из Минска в
Бельгию, играл блестяще. Его Шостакович
язвительно ерничал и едко ухмылялся, Брамс
трагически воспарял, а Чайковский впадал в тихую
вечнорусскую печаль.
И? В зале — ни одного
подростка с лицом дегенерата. Другие контуры,
иные абрисы...
— Футбол?.. – переспросил
Александр, в бледной задумчивости вернувшись в
артистическую со сцены. – Да, знаю, чемпионат
мира сейчас. Но... У меня – очень интересная
конкурсная программа, я о ней думаю. Я приехал
играть. Но, действительно, вы правы, футбол... Я
люблю красивую игру и там.
— Боялись фанатов?
— Кого-кого?..
— Разъяренных фанатов?
Вдруг бы они пошли по Москве бельгийцев бить?
Смотрит с сожалением:
— Я боялся неудачно
сыграть.
— И как вы сами оцениваете
свое выступление на конкурсе?
— Я его не помню. Сцена –
это особое состояние. Другая жизнь.
О ценностях окружающего
нас мира: с утра до вечера по телеящику – кадры
погрома 9 июня и потоки-океаны слов, почему наша
«шпана» такая агрессивная. И лишь изредка,
коротким пробегом – новости с «Чайника». О том,
как «шпана» побила «японцев»-музыкантов,
оказавшихся китайцами и корейцами. Потому что в
паспорта не смотрела.
И ни слова – об успехе
бельгийца Храмушина. Ни слова — о «другой жизни».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
17.06.2002
|
|
|