|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
САХАРОВ
НА РЕСТАВРАЦИИ
Усилия столичных властей по
идеологической чистоте поддержали
самодеятельные вандалы-антисемиты
Как уже
сообщалось, в ночь с 29 на 30 мая в Москве была
осквернена мемориальная доска Андрею
Дмитриевичу Сахарову на здании Музея и
Общественного центра его имени в самом центре
Москвы – на Земляном Валу, почти напротив дома,
где он жил, куда возвратился из горьковской
ссылки и где умер. Неизвестно кто, вооружившись
аэрозольной краской, начирикал на доске всякую
гнусность с широко распространенными намеками.
Вроде «САХАРОВ-ич». По этому поводу случился
небольшой шум в СМИ, который спровоцировал
посещение сахаровского Музея и осмотр его
экспозиции следователем из райУВД и даже
начальником этого следователя.
И? Дальше все смолкло, как
водится. Кто у нас ищет антисемитов, когда
непойманных киллеров — выше крыши...
Мемориальную доску занавесили сеткой, как это
бывает с зеркалами в доме, где кто-то умер. И
теперь ждут художника Дмитрия Врубеля, ее автора:
он будет решать, каким скипидаром все вернуть
обратно. С технической точки зрения.
Куда хуже с идеологией. С
единомыслием, старательно насаждаемым ныне
укрепившейся властью в противовес сахаровской
традиции неотъемлемого права на инакомыслие
Итак, 16 мая,
незадолго до ночных антисемитских аэрозольных
упражнений, в музей пришел человек,
представившийся главным инспектором инспекции
по контролю за состоянием художественного
оформления и рекламы правительства Москвы. У
человека, конечно, была фамилия, но ее называть
неинтересно — по сравнению с функцией, на него
возложенной. В руках человек-функция держал
«Предписание» вышеупомянутой инспекции №
43-Т01-453, в котором вперемешку с грамматическими
ошибками, за которые ставят «двойки» еще в
начальной школе, содержалось требование в
течение 24 часов «оформить или демонтировать» два
плаката, висящих на здании музея («оформить»
значит утвердить текст в инспекции).
Причина требования —
собственно, текст в абсолютно сахаровском духе:
«С 1994 г. идет война в Чечне. Хватит!».
Плакаты эти тут появились,
конечно, неслучайно. Музей, верный правозащитным
традициям Андрея Дмитриевича и выражая свою
политическую позицию, с ноября 2001 года проводит
постоянную антивоенную акцию «Хватит!». Плакаты
— часть ее. Сотрудники музея дали друг другу
слово снять их, только когда вторая чеченская
война будет закончена.
Естественно, директор
Сахаровского центра Юрий Самодуров объяснил все
это инспектору по рекламной идеологии и спросил:
а почему, собственно, снять велят? И получил
вместо ответа официальную бумагу характерного
содержания.
«Уважаемый Виктор
Александрович! — докладывал за № 2/1-128/2 (и снова —
с ошибками) начальник отдела контроля управления
по делам наружной рекламы, информации и
оформления города правительства Москвы г-н
Харитонович начальнику инспекции по контролю
(оцените стиль! — А.П.) за состоянием
художественного оформления и рекламы г-ну
Шумайлову. — Сообщаю Вам (еще раз оцените стиль.
— А.П.), что по адресу: Земляной Вал, 57, самовольно
установлены два настенных панно. Текст: «С 1994
года идет война в Чечне. Хватит!». Убедительно
прошу принять меры административного и
экономического воздействия, а также обязать...
демонтировать...»
И — «обязала». Слуги
народа — исполнительная власть — в который раз в
нашей истории посчитали себя коллективными
санитарами народных мыслей, то бишь
политическими цензорами. Как в недавние времена,
при которых так страдал академик Сахаров. Была у
«предписания» еще одна важная причина. Президент
Буш как раз готовился посетить Москву, и город
чистили в соответствии с «линией партии»,
которая изложена в весеннем же заявлении
президента Путина о том, что война в Чечне
«закончена»...
Музей, однако, уперся. И на
демонтаж не пошел, предпочтя борьбу. 21 мая при
всем дипломатическом народе в Большом зале
Московской консерватории прямо на традиционном
концерте, посвященном дню рождения Андрея
Дмитриевича, правозащитник Шабад от имени музея
сделал соответствующее резкое заявление.
Вскоре, собственно, и
случилась ночь с 29-го на 30-е — в точном
соответствии с традициями запугивания, вновь
укоренившимися в нашем обществе. Когда акт
вандализма налицо, заказчиков не ищут,
исполнителей — тоже.
И плакаты, впрочем, на
прежнем месте: это музей продолжает настаивать,
что второй чеченской войне пока еще не конец. И
ожидает со всех сторон новых неприятностей.
Как же с народом? Музей
Сахарова находится неподалеку от Курского
вокзала. Тут — люд со всей страны, особенно южной
ее части, несколько более подзараженной всякими
шовинистскими идеями. Провожу простой и
самостийный опрос проходящих мимо людей, не
претендующий ни на какую репрезентативность и
научный подход.
Вопросы предлагаю
следующие: «Как бы вы прокомментировали то, что
власти заставляют снимать плакаты против войны в
Чечне? А также тот факт, что мемориальная доска
Андрея Сахарова, расположенная на здании музея
его имени, руководители которого вывесили
плакаты против войны в Чечне, осквернена
антисемитскими и прочими оскорбительными
надписями?».
Ответы удивили сразу по
нескольким статьям. Во-первых, относительно
снятия плакатов обнаружилось почти полное (около
85 процентов опрошенных) единодушие под общим
знаменателем: «А зачем им висеть?». Во-вторых,
примерно половина народа на привокзальной
площади, оказалось, вообще не знает, чем
занимался в жизни Сахаров. Помнят только, что
критиковал коммунистов. Но при чем тут Чечня,
соотнести не смогли. Однако после короткого
экскурса в недавнюю нашу историю примерно
половина от этой половины прежде всего спросила
так (если суммировать высказывания): «А он
действительно был Сахаровичем-Абрамовичем? Если
был, то все правильно — жиды продали Россию, а
«черные» в ней — террористы и бандиты...».
Лишь процентов 15
опрошенных согласились: антисахаровский
вандализм показателен для российского 2002 года и
опасен для жизни страны.
Но это только меньше, чем
пятая часть. Значит, поезд все-таки пока ушел?
Можно как угодно
относиться к Путину — любить или ненавидеть, но
из песни слов не выкинешь: страна под его
предводительством все дальше скатывается в
неосоветизм. Где процветал негласно поощряемый
антисемитизм, где покрикивали на Сахарова, где
агрессивное и недалекое большинство клеймило
его позором, а меньшинству было постоянно стыдно
за происходящее. Теперь — то же самое. Плакатик
«Смерть жидам» на обочине оживленного шоссе, по
которому ехал Буш с кортежем под присмотром
сотен спецслужбистов и милиционеров, не
спровоцировал ни одной отставки в рядах
последних — значит, смекнул остальной народ,
свыше дозволено. Антисемиты пригляделись и
перемигнулись: «Прошло. Можно продолжать». И
плюнули в Сахарова — неважно, чьими руками. И
Елена Боннэр невостребованно далеко, и это очень
устраивает. И мы тоже опять промолчали.
...Мутные весна—лето
второго десятилетия российского новейшего
времени. Сахаров закрылся на реставрацию. Так
должно было случиться, и так случилось.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
06.06.2002
|
|
|