|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЧЕЧЕНСКИЙ ВЫБОР: ОТ «КОВРА» ДО «КОНВЕЙЕРА»
Тактику ковровых
бомбардировок сменила стратегия конвейерного
уничтожения людей
На
протяжении почти уже трех лет второй чеченской
войны власти не раз намекали: мол, не станет
Хаттаба с Басаевым — это и будет означать конец
войне, именуемой «антитеррористической
операцией», и тогда наконец огромный, никаким
здравым смыслом не оправданный, почти 100-тысячный
боевой контингент, противостоящий 600-тысячному
населению Чечни и «2000 боевиков» (официально
объявляемые цифры), сможет покинуть республику. А
с этим сойдут на нет убийства, пытки, зверства и
похищения людей силами господ в погонах, а также
неизбежное при оккупационном положении армии
массовое «военное» мародерство...
Ждали-ждали и дождались...
О кончине «в связи с долгой и продолжительной
болезнью» и Хаттаба, и Басаева торжественно
объявлено — войска же остаются на месте, да и в
методах ведения войны никаких изменений не
произошло: идут «зачистки», не прекратилась
работорговля живым и мертвым товаром силами
военнослужащих как главное «боевое мероприятие»
в Чечне, тысячи семей ищут своих похищенных
родственников и в лучшем случае выкупают их
трупы у «защитников Родины от терроризма»...
«ВЫС. РОС.»
Имран Джанбеков из
селения Гойты Урус-Мартановского района был
очень высокого роста. И только 22 лет от роду. Эти
обстоятельства, похоже, и решили его судьбу — в
соответствии с традициями, укоренившимися в
Чечне в последние почти три военных года. Его
увезли ночью — и с концами. Как многих других.
— Я теперь каждое утро
встаю и отправляюсь искать сына, — говорит
потухшая красавица Зайнап, мать Имрана. Она
опустила голову, так что видны только высокий лоб
и волосы, и вырисовывает безжизненными пальцами
на скатерти бесконечные круги своей безнадеги.
— Куда отправляетесь?
— Куда глаза глядят. К
Урус-Мартановской комендатуре, в МВД в Грозный, в
республиканскую ФСБ... Показываю фотографию,
прошу: может, хоть кто-то... И вот недавно в одной
из этих структур мне показали протокол
задержания другого парня... И я прочитала в графе
«причина задержания» — просто «выс. рос.». То
есть «высокий рост».
— Не может быть!
— Я тоже сначала так
подумала, но... Куда деваться? Своими глазами
видела. Моего Имрана тоже не за что было забирать,
кроме как за этот «выс. рос.». Лучше бы я его не
кормила хорошо, лучше бы не растила, не
воспитывала, как подобает...
В последние годы по
большей части Имран сидел дома по требованию
родителей. Всю войну сидел.
— Почему? — спрашиваю.
— Мы берегли его. От всех.
— Зайнап начинает плакать. — Он был «выс. рос.»: 1
метр 92 сантиметра. И когда стало ясно, что первым
делом федералы забирают физически крепких,
хорошо сложенных парней, мы даже в институт
перестали его пускать — очень уж придирались на
блокпостах. А потом подумали и все-таки решили:
надо учиться, и по очереди — то я, то отец —
ездили с ним на занятия в Грозный, ждали там и
сопровождали обратно.
Кому-то из незнаек рассказ
этот покажется странным, да еще и с
преувеличениями: ну как так? Провожать 22-летнего
подобно детсадовцу?.. Однако именно такова
современная многострадальная чеченская жизнь, а
сказанное Зайнап — типичная от безысходности
происходящего вокруг история для матери
молодого чеченца.
— Но не уберегли мы нашего
старшего. — Зайнап смотрит перед собой, как на
похоронах. — Днем-то сопровождали, а они пришли
ночью. Ровно в пять минут первого. Все — в масках.
Были два БТРа и военный «уазик» на улице. Сына
посадили в БТР. Я бежала за машинами и кричала:
«Имран! Имран!». Так добежала до выездного, в
сторону Грозного, блокпоста. Оттуда: «Стой!
Стрелять будем!». А я кричу: «Стреляй! Убийцы! Сына
моего похитили! Вон в тот БТР, который вы только
что пропустили без проверки, его пихнули!..»
Солдаты, охранявшие
блокпост, опустили автоматы, не стали стрелять в
мать. Единственное, что она увидела: «02» — так
называемый «регион» — на заднике БТРа. В Чечне
все знают, что это значит — бронемашина
принадлежит внутренним войскам МВД.
Тот блокпост был границей
истории: никто теперь не знает, где похищенный
Имран, ВСЕ силовые и военные структуры
Урус-Мартановского и всех иных районов, а также
соответствующие республиканские ведомства
заявили, что не забирали... Джанбековы написали
заявления во все прокуратуры и всем главам
администраций — от Ясаева, главы
Урус-Мартановского района, и Ахмата Кадырова,
руководителя Чечни, до Путина. Письма, жалобы,
петиции, заявления... Все оказалось
бессмысленным. Ясаев заявил, что он «ничего не
сможет», Кадыров традиционно не любит
Урус-Мартановский район, как не лояльный
Грозному, о чем прямо заявляет по местному
телевидению, и поэтому бесполезно просить за
урус-мартановского парня... А Путин? Похищение
молодого чеченца силами военнослужащих — то, на
что в Москве реагировать вообще не принято. Вроде
это и не люди, которых украли. Вроде так и
положено...
Во всем мире матери живут
надеждами: это их жизненное кредо, на котором
стоит планета. Если ребенок болен — надеждами,
что будет обязательно здоров. Если оступился —
что выправится. Если пропал — что найдется.
Такова и Зайнап.
— Люди говорят, если через
5—7 дней не выбросили труп, значит, хорошо... —
передает Зайнап один из устойчивых мифов
сегодняшней Чечни. — Значит, он выдержал пытки
первых дней и его отправили в Ханкалу. Он —
крепкий. Только мне снится, что он стоять не
может, били сильно... Таких, как мы, родителей,
сегодня много по Чечне. Сотни, тысячи... Мы часто
теперь стоим до комендантского часа на
Ханкалинском повороте — оттуда дорога прямо к
военной базе.
— Зачем вы там стоите? Что
ожидаете?
— Информацию о своих.
Иногда оттуда, от офицеров, подъезжают к нам
посредники, объявляют цену на тех, кто еще
содержится... Или кто уже мертв — на трупы.
Так проходят световые дни
Зайнап и Адлана Джанбековых. А по ночам родители
Имрана перебирают, как ночами то же самое делают
в тысячах других чеченских бессонных домов,
пытаясь понять: что они сами сделали не так, в чем
не угодили федералам, в чем мог быть виновен их
сын?..
Джанбековы находят лишь
одно: Имран хорошо знал турецкий язык, два года
отучился в стамбульском колледже. И может быть,
кто-то донес об этом.
— Но знать язык — хорошо?..
Это — достоинство.
— У вас — да. Но не у нас.
Федералы могли подумать, что в Турции он набрался
чего-то плохого, — объясняют родители. — Когда я
поняла про турецкий язык Имрана, то везде, куда
хожу на его поиски, стала объяснять, что тогда в
Турцию наших ребят отправляли учиться по решению
российского правительства! Сам вице-премьер
Лобов курировал этот обмен! И Имран, ему было лет
15—16 тогда, не может сейчас за это отвечать! Но нам
некому это рассказать. Никто ни слушает. Сколько
ни перебираю жизнь сына, ничего больше опасного
не нахожу. Я в этом уверена, потому что он все
время был при нас.
КАКОВЫ ПРАВИЛА ИГРЫ?
...Наступает вечер и в
другом гойтинском доме. Сюда недавно «выдали»
труп тоже похищенного военными человека. А
говорим мы с 20-летним Саламбеком, племянником
погибшего, — о том, что делать дальше, о смысле
всего происходящего, о том, что думают об этом
молодые чеченцы...
Жизнь приучила его
молчать. Всегда и при любых обстоятельствах. И он
немногословен, как многолетний заключенный
концлагеря.
— Что сегодня вообще
делать молодежи в Гойтах? Кроме как прятаться от
федералов? Ведь не последний вопрос... Не могут же
в самом деле 18—25-летние парни три года подряд,
изо дня в день, сидеть дома, чтобы только все
знали, что они не воевали?..
Вот ответ Саламбека:
— Что нам делать?
Помирать.
Надеетесь, Саламбек в силу
возраста смеется? Ерничает? Иронизирует?..
Ничего подобного. Молодые
тут вообще редко смеются — отвыкли, вон сколько
свежих могил на гойтинском кладбище. Столько же
похоронных процессий, которые должен посетить.
Саламбек совершенно серьезен: на его
бесстрастном малоподвижном лице — гримаса
мучительной безысходности, хотя крупные глаза
над широкими застывшими скулами смотрят упрямо и
с укором.
Большинство выживших к
этому моменту людей в Чечне чувствуют сегодня
отчаяние — полное, кромешное, как пасмурная
беззвездная ночь. Это и есть главный результат
тотального правового беспредела, примененного к
населению в ходе войны. Из села выходить — опасно
для жизни, заберут, по селу гулять — опасно для
жизни, заберут... Молодых эта федеральная метла
вычищает ежесуточно. Урус-Мартан навестить — тем
более нельзя. По пути, на дороге, полно
блокпостов, и каждый может стать самым последним
в жизни — примеров чему тьма. Да и в самом
Урус-Мартане повелось хватать всех без разбору, и
нет никаких гарантий, что сможешь объяснить,
почему ты не дома сидел, а очутился в собственном
своем райцентре. Если, конечно, раньше не
скончаешься под пытками «на третьем этаже». Так в
районе называют райотдел ФСБ — он располагается
на третьем этаже здания военной комендатуры.
А в самих Гойтах? До войны
тут жили примерно 40 тысяч человек, теперь же — не
более 15. Все, кто только мог, уехали, спасая детей.
А для оставшихся тут нет ничего, кроме известного
чеченского набора: набегов федералов, ночных
«зачисток», мародерства, утренних обсуждений,
кого «взяли» на этот раз и что при этом
прихватили, регулярных похорон да рассказов,
кого как пытали из тех, кто выжил, и кого в каком
виде возвратили трупом... Ни библиотеки, ни
кинотеатра, хотя здание и сохранилось.
— Когда у вас крутили кино
в последний раз?
— Когда я еще был
маленьким. До первой войны.
...Измученная мама Имрана
Джанбекова с остатками былой решительности, еще
поддерживающими ритм ее опустошенного горем
сердца, выплескивает:
— Россия делает нас
быдлом. Почему? Россия гонит нашу молодежь в
объятия тех, кто первым придет и скажет: «Будь с
нами». Почему?
— Не знаю так же, как и вы.
— Я даже думаю теперь так:
пусть бы «бородатые» палками били нас за водку.
Палка — все равно лучше, чем убивать... Мы хотим
понимать: кто из нас вам не нравится? И по каким
признакам? За что конкретно нас полагается
пытать? За что конкретно приказано убивать?
Похищать? Сейчас же — ничего непонятно, и
уничтожают просто всех подряд: и того, кто был с
ваххабитами, и того, кто был против них. А больше
других — «серединных», кто был ни с кем. Как наш
Имран.
Ответить нечего. Потому
что «Чечня времен Путина» — это годы молчания о
главном или одинокие вопли страдающих граждан,
которые тут же утопают в песнях и оргиях тех, кто
делает вид, до какой степени им все это нравится.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
обозреватель «Новой газеты», Чечня
20.05.2002
|
|
|