|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
НА
ДЕТЕЙ ЧЕЧНИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ НЕ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
За год при «зачистках» в Чечне
погибли более 90 детей, 58 из них были дошколятами
Олег ГАБА,
Уполномоченный по правам детей Чеченской
Республики отвечает на вопросы Анны
ПОЛИТКОВСКОЙ.
ДОСЬЕ: Габа
Олег — 38 лет, родился на Украине, окончил
Курганское высшее военно-политическое
авиационное училище. Капитан в отставке
(уволился из армии в 1995 г.). С 1993 г. — руководитель
Общероссийской молодежной поисковой
организации. С 1994 г. — член Совета по делам
молодежи при президенте РФ. С 1995 по 2001 г.
профессионально занимался выборными
политтехнологиями. Случайно попав в Чечню год
назад, не смог уехать, стремясь работать здесь и
изменить ситуацию к лучшему. Последние полгода
по инициативе главы республики Ахмат-Хаджи
Кадырова — уполномоченный по правам детей в
Чеченской Республике
— Какова, на ваш
взгляд, самая тяжкая проблема детей современной
Чечни?
— Отсутствие
возможности чувствовать себя под защитой закона.
Моя точка зрения состоит в том, что все без
исключения дети сегодняшней Чечни, хотя их
действительно тут не выбрасывают на улицы, все 392
тысячи — безнадзорные. С точки зрения
Конституции России. Потому что Основной закон
нашей страны, частью которой продолжает быть
Чечня, на этих детей не распространяется — они не
находятся под его защитой. А что такое
безнадзорность? Состояние, когда ребенок — вне
правового и конституционного поля. Пока этот
главный вопрос не будет решен и вялотекущая
военная шизофрения в Чечне будет тлеть и
возгораться, дети обречены. О чем можно говорить,
если за год в Чечне при «зачистках» погибли более
90 детей! И все эти смерти напрямую связаны с
действиями военных. Когда же военные начинают
мне говорить, что, мол, дети пособничали боевикам
и поэтому были уничтожены, то у меня есть ответ: 58
из 90 — дошколята! Подобные цифры не позволяют
продолжать уверять страну в том, что
антитеррористическая операция проходит в
соответствии с законом. Но если погиб ребенок, я
далек от мысли, что мужчины этой семьи просто
скажут: «Ну погиб — и погиб». Своими руками мы
лепим тех, кто никогда не смирится с присутствием
в Чечне федеральных войск, кого своими
сторонниками мы уже никогда не назовем. Мне это
ясно. Я бы хотел вернуться к шатойской трагедии,
происшедшей в январе этого года, когда были
убиты, а потом сожжены, как говорят и пишут, шесть
человек. А я везде говорю: не шесть, а семь! Убитая
женщина была беременна. И ушла она не одна, а с
ребенком...
— Ваш рецепт — что
делать? Что можете вы, уполномоченный? Как вы
действуете в условиях военного произвола?
Предположим, возникает ситуация: ребенок
подвергся пыткам во время «зачистки»? Вы — указ
генералам?
— Нет, не указ.
Единственное, что я пока могу, — это бить в
колокола. На «зачистки» меня, конечно же, никто не
пустит.
— А вы пытались?
— Да, попытки были, но
безуспешные. Проблема так называемых
спецопераций — самая больная. Можно делать все
что угодно: возить сюда гуманитарную помощь, хоть
золотом каждого осыпать, но если не будут
защищены конституционные права людей, живущих
здесь, от бандитов любых мастей, все
бессмысленно.
— Вы назвали цифру: в
Чечне — 392 тысячи детей. Это официальная цифра
правительства республики? Кто считал и как?
Сколько погибших? Сколько живых?..
— Да, вы правы.
Официально считается, что детей — 392 тысячи, но я
лично под этой цифрой не подпишусь. По одной
причине — никто тут пока ничего точно не знает.
— На ваш взгляд, каков
психологический портрет детей Чечни? Кто они
сейчас?
— Дети тут всего
боятся. Идти в школу, из школы домой, торговать на
рынке... Они жить боятся. Если ребенку больше 10—12
лет, он как угодно подстраховывается, чтобы не
попасть под «зачистку». Чтобы не оказаться на
глазах у военных. Всеобщий детский страх перед
всем. Однако недавно мы провели важное
социологическое исследование среди детей Чечни
школьного возраста и поняли главное: все-таки той
их озлобленности по отношению к русским, о
которой часто говорят, нет. Дети в Чечне мудры,
они воспринимают человека, каков он есть, а не по
национальному признаку. Если есть ненависть, то
она — не по отношению к «русским», не к
конкретной нации, а к «федералам». Только так
дети и называют военных. Недавно в Чечню из
Екатеринбурга прибыл «Рейс мира» с большим
грузом гуманитарной помощи. И мы увидели, что
самыми ценными для детей были не велосипед,
куртка или книга, а письмо, адрес, чтобы можно
было переписываться с кем-то в России.
Еще несколько серьезных
выводов, исходя из результатов нашего
социологического исследования. На вопрос «Кто
нарушает ваши права?» около 10 процентов детей
написали, что их права нарушают родители. И это-то
в Чечне! С ее незыблемыми устоями, где дети
традиционно уважительно относятся к родителям и
никогда ничего плохого о них не скажут! Думаю,
если чеченский ребенок уже не стесняется сказать
подобное в анкете, это — начало разрушения
основополагающих национальных обычаев, чего ни в
коем случае нельзя допустить.
— Почему это
произошло? Ваш анализ?
— Война произошла... 17
процентов детей в Чечне, хотят они этого или нет,
сегодня вынуждены самостоятельно зарабатывать
на пропитание. Некоторые кормят и свою семью.
Большая их часть отметили, что очень хотят
учиться, но у них нет такой возможности. Я не мог
этого предположить.
Еще одна ошеломляющая
подробность: сами дети обеспокоены состоянием
своего здоровья. Ну где вы это видели, чтобы
нормальные дети думали о своем здоровье? А в
Чечне дети указали именно на состояние здоровья
как на одну из самых главных своих проблем,
которую очень тяжело решить.
— Дети — как
маленькие старички?
— Нет, они не старики,
но все они — очень взрослые, совсем взрослые. Это
даже не дети в привычном понимании слова. Когда я
разговориваю тут с ребенком, меня поражает, что
для большинства из них первичным является не
мечта о телевизоре или компьютере, а чтобы у папы
и мамы была постоянная работа. Вот о чем, главном,
говорит тут ребенок в 10 лет! Социологические
исследования, проведенные в других регионах
страны, несмотря на все трудности жизни в России,
традиционно показывают, что дети даже не
затрагивают там этого вопроса. Я уверен, что, если
мы будем тут продолжать в том же духе, породим
такое поколение (и выросшие чеченские дети, и
«дети»-солдаты, прошедшие сквозь Чечню), что даже
проблема наркомании покажется смешной. Впрочем,
я бы не стал называть тех людей, о которых я
говорю, потерянным поколением. Нам всем надо
сейчас очень много сделать — дать им возможность
учиться, нормально жить, работать, чтобы только
не допустить этой потерянности. Хотя раны,
полученные в Чечне, останутся навсегда. Но
другого выхода, кроме как смягчить
психологические травмы, у нас нет. Международные
гуманитарные организации, которые сейчас
пытаются возить в Чечню гуманитарную помощь,
конечно, неплохо, но я бы хотел другого: самое
положительное, что должно произойти, это
активизация деятельности наших российских
общественных организаций. Я занимаюсь сейчас
тем, чтобы включился механизм народной
дипломатии. Быть может, я наивен, но как еще
показать чеченским детям, что с ними кто-то все
равно хочет дружить!
Впереди, например, лето,
многие говорят, что надо найти много денег и
организовать для чеченских детей отдых в
лагерях: снимать целый лагерь и вывозить туда
наших детей для оздоровления. Я — категорический
противник. Надо, чтобы они отдыхали вместе со
всеми. Обязательно! Это и им нужно, и остальным —
детям из других регионов страны. Не секрет, что у
многих из них не лучшее, мягко говоря, отношение к
Чечне. Да я сам теперь переругался со многими
моими товарищами, пытаясь доказать, что не надо
рисовать чеченца непременно с ножом в зубах, ведь
чеченцы разные, такие же, как и русские, и татары,
и чукчи.
Еще один пример:
Министерство образования России ежегодно
выделяет квоты на обучение детей Чечни в других
регионах. По идее министерства, когда есть квота,
то ребенку должны выделяться и общежитие, и
стипендия. Но ничего этого, как правило, не
происходит. И получается, человек не может жить и
учиться — ему негде и не на что. Его просто «не
хотят». Недавно я помогал восстанавливаться двум
студенткам из Чечни в одном из московских
учебных заведений — их, приехавших по квоте,
отчислили на том основании, что у них нет
прописки. И когда я спросил декана: «Вопрос
прописки и проживания — ваш вопрос?», мне
ответили: «Нет». А я настоял на «да»! Из тех детей,
которые в начале нынешнего учебного года уехали
учиться в другие регионы по квотам, немалое число
быстро вернулись — они не учатся, не используют
квоту, и главная причина — негативное к себе
отношение.
Поэтому я и говорю: нужно
использовать абсолютно все, что только возможно,
— и летний отдых в том числе, чтобы смягчить
общероссийские нравы, порожденные войной на
Северном Кавказе.
— Не утеряна ли такая
возможность?
— Уверен: нет.
Например, я обратился к общественным
организациям в нескольких областях, где учатся
наши дети, с просьбой, чтобы они помогли, взяли
что-то вроде шефства. И когда я бросил такой клич,
откликнулся директор одного из калужских лицеев,
сам же руководитель общественной организации,
очень умный человек и настоящий педагог. Он
предложил: «Я возьму к себе в лицей трех
чеченских подростков». Между прочим, взял — 14 и 16
лет, трех пацанов самого сложного возраста, вся
жизнь которых прошла в условиях военных
действий! Я сказал этому директору: «Пойми, очень
большая ответственность... Как педагоги
отнесутся? Дети? Сможешь ли справиться? Наладить
контакт?». Одно дело — отправить учиться, другое
— создать атмосферу вокруг, чтобы дети
чувствовали себя нормально. Когда в первые
недели звонил этому директору, он кряхтел: наши
парни ходили везде только вместе. А сейчас уже
все в порядке — они растворились полностью! Они
даже в разных учебных группах — сами так
захотели. Им комфортно, они прижились. Это
полностью заслуга педагогов. Два года в лицее — и
оттуда ребята поступят в Калужский
госуниверситет, между прочим.
Сейчас я занят тем, что
обращаюсь к общественным организациям страны с
просьбой сделать то же самое — взять под опеку
чеченских детей, приезжающих учиться, чтобы
найти энтузиастов-педагогов, которые не просто
взяли бы ребенка в свое учебное заведение, а
осуществили его социальную и психологическую
реабилитацию в мирной жизни. Уже нашлись
энтузиасты в Ленинградской и Московской
областях, Новосибирске, Татарстане, Ижевске.
Но я очень хочу
подчеркнуть главное: мы многое можем делать, я
буду ходить и просить, требовать, бить в колокола.
Но! Пока военная ситуация в Чечне не изменится,
все окажется лишенным смысла.
— По вашему мнению,
сознание военных в Чечне еще способно поддаться
реформированию?
— Мне кажется, да. Я,
как офицер в отставке, служивший на командных
должностях, уважающий людей в погонах, могу
сказать одно: все зависит от командного состава.
Будут командиры нормальные — все встанет на
места. Я не верю в то, что нельзя навести порядок,
что военный хаос не поддается обузданию. Захотят
генералы — все встанет на места. Армия — всегда
управляемый механизм, просто надо привести
ситуацию в частях в нормальный уставной порядок.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
11.04.2002
|
|
|