|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ВЕРНАЯ
ФАТИМА
А также Малика. И мы —
все-все-все на бездомных задворках
Дома у обеих
нет – он разрушен. Средств – тоже. Кров и пища –
Христа ради. А может, и Аллаха. Что, впрочем, одно и
то же.
Уже вторую
неделю подряд у нас только и разговоров в стране,
как о беспризорниках, – это президент их заметил.
И решил искоренить. Зло,
конечно.
Отсюда вопрос. Подподает
ли под неожиданную президентскую заботу одна
восьмилетняя чеченская девочка, у которой
родители убиты в нынешнюю войну, после чего она
попала на попечение тети, которая вскоре угодила
под обстрел на одном из блокпостов,
превратившись в инвалида первой группы с кучей
невытащенных осколков в позвоночнике, и теперь
уже о тете некому заботиться, кроме этой самой
девочки, не так давно, к тому же, ставшей
стремительно слепнуть?..
Инвалидная
коляска и Фатима почти одного роста. Коляска —
тяжелая, допотопная, на сдутых колесах, и Фатиме
очень непросто ее постоянно выкатывать и
раскладывать.
Но надо. Хотя бы иногда
Малике нужно совершать подвиг и пытаться
пересесть в коляску. И тогда вздуваются жилы на
худеньких ручках Фатимы. Тренируются ее мышцы в
подъеме тяжестей. Девочке бы в школу ходить,
буквы учить и цифры, но жизнь наскулила другое.
...Впервые мы встретились
летом — на поле-пятачке между беженскими
лагерями у станицы Орджоникидзевской в
Ингушетии. Была жара, июль, все чувствовали себя
отвратительно: в Серноводске прошли массовые
зачистки, беженцы голодали, требуя окончания
войны.
Малика Эзиева, родом из
Грозного, — Фатимина тетя, у которой к тому
моменту уже несколько месяцев, как не
затягивались послераневые язвы на бедрах, —
голодала, замученная болями, вместе с группой
беженцев, разуверившись в каком-либо смысле
своего дальнейшего существования.
— Скоро умру, так хотя бы с
пользой, — твердила она.
И с ней трудно было
поспорить.
А в ногах у
Малики постоянно сидела маленькая
иссиня-бледная Фатима в нарядном бело-красном
платье. Беженцы вокруг говорили тогда:
— Смотрите, она тоже
голодает. Умереть хочет. — И добавляли: — А куда
ей деваться?
И действительно, девочка
подтверждала:
— Хочу умереть.
И становилось холодно под
45-градусным солнцем. Кто хоть однажды умирал,
знает, как это страшно, и поэтому девочке летом не
верили. Мол, за взрослыми повторяет...
Но дни шли, голодовка
перекатилась за вторую свою неделю, от девочки
оставались уже только тень в бальном платье да
глаза. А Фатима все стояла на своем:
— Если тетя решила
умереть, то и я.
И вера в ее слова не только
появилась, но и укрепилась.
Малика то и дело впадала в
стойкое забытье от недоедания и болей, и никто
тогда не дал бы гарантию, что вот-вот не случится
это самоубийство. Двойное — детское и женское.
Слава богу, тетя тогда
решила жить. Ее заставили так решить — в
бессознательном состоянии отвезли в больницу,
спасли, и вскоре наступил день, когда верная
Фатима уже сопровождала тетю Малику в Грозный. То
есть домой — в дом, которого нет, но там, в
Грозном, все-таки родное место и можно скитаться
по чужим углам и думать, что хотя бы город, весь,
целиком, не в частностях, твой.
...Сейчас обе в Москве. На
перекладных добрались до столицы: это тетя
Малика совсем уж окрепла духом и приняла решение
встать на ноги, чтобы поменяться ролями и быть
опорой племяннице. Для этого Малике требуется
нейрохирургическая операция той степени
сложности, которая доступна лишь столичным
клиникам и светилам.
В Москву тетю везла все та
же Фатима. Во что почти невозможно поверить:
лежачая больная, автобусы, поезда, пересадки,
перевалки, надо есть, пить, мыться...
Но Фатима не жалуется. Она
даже дипломатично делает вид, что ничего не
понимает по-русски (хотя понимает), когда ее
просят рассказать об этом путешествии, в которое
не рискнули бы пуститься даже очень крепкие
мужчины с закаленными сердцами и нервами.
Тут, в Москве, у обеих —
никого. И, кроме желания Малики расправиться со
своей инвалидностью и фантастической верности
ей Фатимы, у обеих — ничего нет за душой. Сейчас
им дала кров Наталья Нелидова, глава беженской
организации «Теплый дом», но ее усилий явно
недостаточно. И не потому, что усилия малы, а
просто стена вокруг слишком крепкая, и
устройство Малики в больницу все затягивается.
Впрочем, даже если тетю
туда возьмут, как быть с Фатимой? Ее будущее без
Малики пока трудно себе представить. Фатима не
отходит от Малики ни на шаг, боится расстаться
даже на короткое время.
К тому же девочка все хуже
видит. Но у нас ведь не лечат без прописки!
Проклятая система, когда право на здоровье,
включая детское и сиротское, самым крепким узлом
увязано с так называемой «регистрацией по
месту...»
И не знаешь, как тут
правильно выразиться. Поскольку нет у
восьмилетней сироты ничего и из этого ряда — ни
«места жительства», ни «места пребывания», как
четко сформулированы законом те точки на картах
наших городов, в соответствии с отметкой в
которых мы получаем реальное право на
конституционно гарантированное бесплатное
здравоохранение и образование. А есть у Фатимы
только тетя, у которой ничего этого тоже нет, —
вследствие войны. Войны, которую, нарушая все
законы, ведет наше государство, одновременно
нагло настаивая на тщательном соблюдении
законов теми самыми гражданами, которые
пострадали от этой беззаконной войны.
И поэтому Фатиму только из
милости проконсультировали в детской больнице
имени Филатова. И?
И все. Если консультация
еще как-то возможна для таких, как Фатима, то
лечение — категорически нет. Врач только и
написал на бумажке, что требуется «лечение по
месту жительства».
А кто, видя Фатиму, не
понимает, что оно «требуется»? Но где взять
«место жительства»? Вот в чем сиюминутный вопрос,
плавно перетекающий в другие, уже промежуточные
к вечным: а сможет ли когда-нибудь девочка вообще
учиться? Читать? Знать о жизни больше, чем вид
летящих в ее родителей снарядов, оторванных
конечностей, голов, вечных похорон и инвалидных
колясок?
И наконец, вечные: какая у
нее будет судьба?
Конечно, рядовой окулист,
и без того подавший милостыню грозненской
девочке, не должен искать ответов на эти вопросы,
которые поставили перед Фатимой совсем не врачи
Филатовской больницы, а люди других профессий,
прямо противоположных по целям и задачам.
Конечно...
Но то и дело кажется: а
вдруг на сей раз выпадет счастливое исключение и
кто-то, от кого многое зависит, возьмет да и
задумается более, чем о регистрации «изменений
на глазном дне»? И пойдет, и проломит стену перед
собой?..
Ведь только так мы и
добьемся того, чтобы сироты росли не во зле и
позже, повзрослев, имели бы шанс его не
распространять, — на что, собственно, и намекал
президент не так давно, публично, при камерах,
беседуя о бездомных и беспризорных детях в
Кремле с дамой в розовом костюме, персонально
отвечающей за всех российских сирот — с
Валентиной то бишь Матвиенко, вице-премьером
нашим, которая в ответ все отбрыкивалась, напирая
на аморфную «ответственность всего общества».
Напоследок вопрос. Если у
сироты — беспризорная тетя? То кто же — сама
сирота?
Если у вас есть что
ответить по поводу Фатимы Эзиевой и помочь ей
выйти из положения, создавшегося вокруг нее и
тети Малики, сообщите ваши соображения,
используя редакционный пейджер: 2320000, для
абонента 49883. Спасибо.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
24.01.2002
|
|
|