|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
Сергей
МУСАЕЛЯН:
МОСКВА — ПО-ПРЕЖНЕМУ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МИРА
Но чтобы что-то делать в
нашей стране, надо быть в тусовке
Накануне своего юбилея,
19 октября, Сергей Мусаелян открыл для себя новый
столичный концертный зал — в квартире
Святослава Рихтера на Большой Бронной. Он редко
дает концерты, но, когда это случается, всегда
бывает в точку: тот, кто ценит элегантность
классики, исполняемой в стиле московской
игумновской пианистической школы, получит
удовольствие. На сцене не будет поделок,
неоправданных экспромтов с текстами великих
композиторов, вы застрахованы от халтуры, к
которой ухо отечественных ценителей музыки уже
несколько попривыкло в последнее десятилетие...
–
У вас карьера типичного
московского пианиста на переломе веков. Мама —
ученица Игумнова и педагог Центральной
музыкальной школы при Московской консерватории,
а вы — ученик прославленных педагогов Евгения
Тимакина, Глеба Аксельрода, Якова Флиера, лауреат
международных конкурсов. Накатанная дорога —
концерты, записи, гастроли... И вдруг новые
времена, всеобщая музыкантская нищета, попытка
стать самому себе продюсером, и... И так подкатили
полвека, тридцать из которых на сцене. Что для вас
значат эти юбилеи?
— Итог. Период
полураспада. А вообще-то просто повод лишний раз
сыграть в любимом мною Большом зале Московской
консерватории. В первом отделении — Первый
концерт Чайковского, потому что это великий
концерт и первый концерт, который я играл в жизни
с оркестром. Во втором — произведения из
репертуара Владимира Горовица, те, что были
коньком его репертуара. Горовиц — мой учитель,
хотя я никогда у него не учился.
— Каждый в жизни
выбирает свою собственную опору, дающую ощущение
благополучия. Из чего состоит ваше благополучие?
— Только в последнее
время я понял, что есть три момента в жизни,
которые составляют мою личную внутреннюю Троицу:
Бог, Музыка, Семья. Именно в таком порядке.
Триединство. Наличие хотя бы двух компонентов
дает мне ощущение благополучия. У меня бывали
моменты, когда я оставался наедине с Богом, теряя
Музыку и Семью, — и жизнь не получалась, не было
счастья и полноты земного существования.
Наверное, Бог и Семья могли бы восполнить жизнь
без Музыки. Но не так полно...
— А деньги, карьера?
— Теперь я знаю: они
не являются определяющими в ощущении мною
счастья, покоя и личной состоятельности. Просто
деньги — хороший инструмент для осуществления
задуманного. Однако мои идеи все равно не носят
коммерческого характера, у меня это не
получается.
Я был бы счастлив, если бы
у меня был менеджер, который занимался бы моими
гастролями. Но сегодня это очень большая
проблема. Каждому артисту, как известно, надо
хотя бы раз в году выступать на родине, дома. Но с
меня требуют огромных денег, чтобы я имел такую
возможность. Артист должен заплатить за
возможность сыграть на сцене Большого зала
консерватории.
— Объясните, а зачем
музыкант должен играть у себя на родине хотя бы
раз в году? Если родина не хочет, то зачем?
— У человека, когда
он выступает на сцене, возникает публика. И она
должна время от времени следить за тем, что он еще
сделал. Если долгое время музыкант не появляется
на площадке, его публика потихонечку забывает
своего артиста. Вот и все. У нас в Москве есть две
площадки, где обязательно надо играть, чтобы тебя
не забыли: Большой зал консерватории и Зал имени
Чайковского. Собственно, других реальных
высококлассных концертных площадок у нас и нет.
Тем не менее Москва — музыкальный центр мира, и
Большой зал консерватории входит в лучшие залы
мира.
— Вы верите, что
Москва — музыкальный центр мира?
— Да, вопреки всему.
Что бы ни пыталось сделать телевидение, выгнав с
экрана классику и заполонив его попсой,
московская публика продолжает оставаться одной
из самых требовательных и изысканных. И именно
это означает, что мы — музыкальный центр мира.
— Объясните, что значит
платить деньги, чтобы сыграть?
— Все
коммерциализировано. Аренда колеблется от 1800 до
4000 долларов — это собственно аренда, без
рекламного пакета: афиш, расклейки, анонсов и т.д.
Но взять один зал — очень мало для концерта.
Нужно заплатить оркестру. Хороший оркестр стоит
от 4000 до 7000 долларов за одно выступление, а я к
тому же требую три-четыре репетиции перед
концертом. И нужно заплатить за репетиции, и
требуются настройщики...
Выйти на сцену в России
можно либо через суперзнакомства (то есть
по-прежнему, по-советски), либо имея большие
деньги.
— Как классическому
музыканту — молодому и не очень — найти сегодня
своего импресарио?
— Поиск импресарио — это
Его Величество Случай. В свое время, при
соцсистеме, был единый целенаправленный
импресариат, назывался он Госконцерт. Без
протекции попасть в него было крайне сложно. Я не
сумел, мне даже протекция Рихтера не помогла.
Почему это происходило, не знаю, — у меня были за
плечами и конкурсы, и звания, и соответствующая
концертная форма. Думаю, в музыкальном мире
существует та же коррупция, как и во всей нашей
стране. Если ты не хочешь играть в эти игры, то
тебе очень трудно попасть в обойму.
У меня только один раз в
жизни был настоящий импресарио. Он услышал меня
случайно и решил заняться моими делами. Он был
очень известным в Скандинавии музыкальным
журналистом, работал в самой большой газете
Хельсинки, переводил и писал книги о музыке.
— А где он вас
услышал?
— Мы познакомились в
Большом зале консерватории на концерте. После
него Сеппо сказал, что хотел бы пойти куда-нибудь
в гости, выпить чаю. Мы пошли к моей подружке, там
сидела компания и слушала поп-музыку. Сеппо
взмолился, что не может слушать такую музыку. А у
этой девушки оказались только мои классические
кассеты. Она их и поставила. Сеппо
заинтересовался и спросил: «Кто это?» Нам стало
неудобно, мы ответили: «Это ранняя запись
Горовица». На что человек таких знаний, как Сеппо,
сказал: «Я знаю раннего Горовица, это не он».
Тогда мы ему подарили эту кассету, и он уехал в
Финляндию. Через месяц Сеппо позвонил и говорит:
«Я во всех библиотеках поискал, у Горовица нет
такой записи». И я признался в обмане. Через месяц
он мне устроил концерты в Хельсинки. И долго
помогал мне с гастролями.
Пять лет назад Сеппо
покончил жизнь самоубийством, написав книгу
мемуаров. Поставив в ней последнюю точку, он
попрощался... Причины его самоубийства
неизвестны. Больше никаких других серьезных
связей у меня не образовалось. Сам за себя я
никогда не просил и не прошу.
— Но как сегодня это
все построено? Ты идешь в продюсерский центр,
предлагаешь себя… И что дальше?
— Для классической
музыки в России сегодня такой системы нет —
профессиональной раскрутки классических
музыкантов. Каждый сам себе менеджер. Дорога к
месту концерта очень дорогая, как на Западе.
Аренда зала тоже. Гостиница — как на Западе по
цене. Все рекламные услуги, сопровождающие
концерт, тоже. Все, кроме зарплат людей, которые
приходят на концерты. Они не могут платить
сравнимые с Западом цены за билеты. И поэтому,
если они у нас колеблются от 2 до 5 долларов, а на
Западе от 20 до 50, невозможно не то что окупить
классический концерт — нельзя даже рассчитывать
на продажу билетов как на коммерческое
мероприятие. В результате у нас все концерты
благотворительные.
Конечно, есть в стране
своя классическая обойма, и ее муссируют
туда-сюда. Попасть в эту обойму прямым
музыкальным способом практически невозможно.
К сожалению, чтобы что-то
делать в нашей стране, надо быть в тусовке.
— Вы продолжаете
утверждать, что Москва — музыкальный центр мира?
— Москва имеет
Большой зал консерватории. Сыграть в нем —
наслаждение и удовольствие, он акустически
уникален. Поэтому многие готовы играть только за
афишу, бесплатно, и приезжают бесплатно.
— Быть может, вообще
не играть, если таковы условия?
— Не играть
невозможно. Я — тот самый человек, который не
может заниматься ничем другим, кроме музыки. А в
БЗК все — акустика, инструменты, дух, особая
публика — помогает играть ту музыку, которая
больше нигде не получится.
Беседовала Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ
05.11.2001
|
|
|