АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ НА СЛУЖБЕ НАРКОБИЗНЕСА
Наркомания начинается с генетики?

       


       Яков МАРШАК, научный руководитель «Клиники Маршака»:
       Не замечали ли вы, что есть два типа людей, отличающихся тем, как они строят свое поведение: одни в соответствии с моральными ценностями, а другие, как теперь стали говорить, «по понятиям»?
       
       
Внутренний моральный закон складывается в душе счастливого человека как правило выбора тех видов поведения, которые не заставляют впоследствии страдать и поддерживают его удовлетворенное состояние. Для морального человека естественно помогать слабым, поделиться тем, что у него имеется, с нуждающимся, и для него отвратительно обижать себе подобных. Моральный закон внутри нас охраняется такими свойствами характера, как честь и совесть.
       Люди же другого сорта, с детства несчастливые, не имеют возможности выработать моральные ценности. С детства они приучиваются компенсировать нехватку удовлетворенности любыми способами, и это приводит к особому складу характера, в котором главное значение имеет стремление достичь верха любой ценой за счет окружающих. С детства они привыкают обижать, поскольку приятно иметь — но неприятно лишаться, приятно выигрывать — неприятно проигрывать, приятно быть признанным и неприятно — отверженным. Сейчас у нас все больше воспитывается именно таких людей, живущих «по понятиям», и этому есть биологическое объяснение.
       В мозгу человека существует определенный центр, вырабатывающий вещество, от которого, чем больше его выделяется, тем более приятные переживания мы испытываем. И наоборот, нехватка его рождает тоску и душевную муку (биологи называют его метэнкефалин, а внешними аналогами, химически на него похожими, являются морфин и производное морфина героин).
       Часть людей, в силу их генетических особенностей, рождается с недостатком способности активировать этот центр удовлетворенности. Такому человеку в состоянии покоя тоскливо на душе. Он вынужден придумывать способы компенсации. Одним из самых распространенных, дающих нежные переживания, является употребление в пищу высокогликемических продуктов. Это, например, конфеты, печенье, пирожные, варенье. Современный образ жизни приводит к тому, что число таких людей возрастает.
       Особенность потребления высокогликемической пищи в следующем: человек испытывает негу (увеличение количества метэнкефалина) лишь на 15 минут после еды, потом наступает период душевной угнетенности, тоски и подавленности на 3—4 часа (уменьшение уровня метэнкефалина). В основном люди такого типа пребывают в состоянии дисфории — на душе мучения, все плохо…
       Питание высокогликемической пищей схоже с употреблением героина. Когда начинается мука без героина — человеку все плохо. Его ничто не привлекает, ему неприятны секс и пища. Единственное, что приятно, — это разговаривать о героине и употреблять его. Зато когда получил героин, мир полностью преображается на время — все хорошо и симпатично. У группы «Агата Кристи» есть песенка: «Напудрив ноздри кокаином, я выхожу на променад, и звезды светят мне красиво, и симпатичен ад». Очень точное замечание: они знают, о чем поют.
       Более всего высокогликемическая пища опасна для юных — до 18—20 лет. Они реагируют на нее сильнее. В печени существует фермент, от активности которого зависит уровень вырабатывания метэнкефалина мозгом. У взрослых этот фермент «работает» почти с постоянной скоростью, а у детей после сладкой пищи скорость его работы резко меняется сначала в одну сторону, а затем в другую. И тогда на 15 минут подросток испытывает ощущение неги, а затем на 3 или 4 часа настроение резко падает. Заметим, что со взрослыми подобных сильных перепадов настроения не происходит, они значительно стабильнее и живут на более высоком (в среднем) уровне удовлетворенности.
       Для взрослых гораздо большее количество видов поведения приносит удовлетворение. И они пытаются воспитывать своих детей именно так — предлагая то, что кажется им симпатичным. Но ведь дети находятся на более низком уровне удовлетворенности, и потому предложенное взрослыми им кажется отвратительным. В результате дети стараются уйти из дома во двор за полчаса до прихода взрослых с работы.
       Есть такая пословица: сытый голодного не разумеет. Человек, находящийся на высоком уровне удовлетворенности, не может понять тех страданий, которые бывают у человека, находящегося на более низком уровне. А высказать душевную боль очень хочется… И вот ребенок идет во двор, где находит такого же другого ребенка, с которым можно поделиться… Через некоторое время складывается дворовая компания, в которой, во-первых, развивается понимание твоей беды, а во-вторых, методы избавления от нее. Каковы же они?
       
       
Человек возник не из воздуха, у него были эволюционные предки, и один из самых близких, сходный и по физиологии, и по поведению, — крыса. Аналогии именно в подростковой среде особенно ярки. Оказывается, у крыс есть универсальный способ поддержания душевного удовольствия. Стая крыс строго иерархична. Во главе — альфа-особь. Под ней — министры.
       Дальше — замминистры, начальники управлений… И так далее — до самого низа, где находится группа мышей, которых называют омега-особями.
       Психическое здоровье крысиной семьи поддерживается таким образом, что, если какая-нибудь крыса испытывает дискомфорт, она знает, как сделать себе хорошо, — она треплет крысу, которая по иерархии под ней, и ей становится приятно. Та крыса, которая испытала трепку, имеет возможность потрепать другую, которая уже под ней. Так напряжение сбрасывается до омега-особей, которые гораздо быстрее вымирают, чем все остальные…
       В детских дворовых компаниях складывается примерно такая же иерархия. Есть заводила, его ближний круг, и так далее. И принятые способы, как сделать себе хорошо, как избыть свою тоску непонимания со взрослыми: во-первых, приятно быть принятым и неприятно быть отвергнутым. Во-вторых, хорошо выигрывать — неприятно проигрывать. В-третьих, приятно иметь — неприятно лишаться… И вот разыгрываются ситуации, когда «верхние» начинают угнетать «нижних», слабых; постепенно подростки приучаются к тому, что если рядом с тобой есть человек, то его надо не поддержать, а наоборот, опустить вниз. Складывается понятие внутреннего круга и корпоративной поддержки — так же и у крыс. И обязательная инициация для того, кто желает войти во внутренний круг, — надо сделать что-то экстраординарное.
       Поскольку дворовые дети постоянно испытывают дисфорию, а «вечный кумар терпеть невозможно», как сказал один парень, лечившийся у нас в клинике (так он выразил главный биологический закон животных), эти подростки похожи на блох на разогретой сковородке, которые должны все время подпрыгивать. И чем выше подпрыгивают, тем «ценнее» их поведение. Отсюда и придуманный способ оценки их действий, им говорят: «Это — круто, а это — не круто». Круто — подпрыгивать все выше и выше. Это и есть оценка действий по ценности крутизны. Самый крутой — значит, самый ценный для внутреннего круга.
       Героин, как известно, восполняет в мозгу нехватку вещества, отвечающего за удовлетворение, — так уж химически устроен героин. Человек, живущий на низком уровне удовлетворенности и знающий, как с помощью героина на короткое время создать себе требуемый уровень удовлетворенности, все время стремится к героину. В результате получается, что самый крутой способ добиться для себя хорошего — это и есть героин. Так героин связывается с крутизной. При этом о героине все знают, что это мощный антидепрессант с огромными побочными эффектами, так что неизбежен летальный исход в конце приема, но на это не обращают внимания.
       Главное, героин — самый крутой. И наркотик стал пропуском во внутренний круг дворовых команд: чтобы попасть во внутренний круг, надо попробовать героин. И даже когда какой-нибудь совершенно здоровый парень или девочка, которые не испытывают сильных перепадов настроения, выходят во двор и сталкиваются с такой компанией, она начинает на них влиять. А они, естественно, тоже хотят быть признанными и стремятся к внутреннему кругу. И героин делает из счастливых людей тех, кто начинает, как блохи, скакать на сковородке. Причем чем дольше употребляют героин, тем температура на сковородке все более невыносимая.
       Жизнь «по принципам крутизны» в корне отличается от того, как привык поступать человек, живущий на стабильном уровне удовлетворенности и по моральному закону внутри себя. Люди, исповедующие моральный закон, дисциплинированны — «крутые» абсолютно лишены ощущения дисциплины. «Моральные» способны терпеть до тех пор, пока ты не получишь удовольствие, — наркоманы вообще не могут терпеть ни секунды отсроченного удовлетворения.
       Хотел бы еще раз подчеркнуть: все это имеет биологические корни, и значит, мы можем подобраться к исправлению ситуации. Оказывается, часть людей уже рождается с нехваткой удовлетворенности, получая от родителей ген неблагополучия. Родители пытаются таких детей ругать, воспитывать и думают, что все от скверности характера. На самом деле это всего лишь способ компенсации нехватки удовлетворенности.
       
       
Число генетически неблагополучных людей сейчас растет. В Америке провели крупное исследование, чтобы выяснить, кто является носителем неблагополучных генов среди молодежи от 20 до 30 лет и сколько таких было 50 лет назад, то есть среди людей, которым сейчас от 70 до 80. Оказалось, число «неблагополучных» более чем двукратно возросло у современной молодежи.
       Но почему? Стали исследовать. Когда у «неблагополучных» рождается первый ребенок? Между 16 и 23 годами. А у «благополучных»? Между 23 и 30 годами. Значит, «неблагополучные» воспроизводятся в 1,5 раза быстрее. А если к этому добавить глобальное изменение системы питания, когда люди пытаются придумать себе такую пищу, которая все больше их удовлетворяет — правда, всего на 15 минут после еды, — это приводит к тому, что те люди, которые в предыдущих условиях были благополучными, не испытывали перепадов настроения, становятся в ряды неблагополучных и тоже начинают воспроизводить себе подобных.
       Генетическую нехватку удовлетворенности уже научились измерять. Выделен ген благополучности и ген неблагополучности. Измерить их очень просто, взяв эпителий изнутри щеки. И все. Наша клиника сейчас пытается создать такую лабораторию. У нас уже есть все необходимое оборудование, и нет только помещения.
       Когда мы узнаем генетические особенности человека, мы сможем представить ему такую модель поведения и особенности питания, при которых он будет чувствовать себя счастливым и станет успешно развиваться. Подобные исследования можно проводить и для новорожденных.
       Сейчас уже появились такие находки в физиологии и биохимии, которые показывают, чем можно компенсировать отклонения без вреда.
       Самое же главное, что нужно сделать, — надо вывести сахар из обихода. Полностью, на государственном уровне. Пусть останется кондитерская промышленность, но она должна работать на основе не сахара, а его заменителей, которые не рождают перепадов настроения. Такие заменители тоже уже найдены.
       Сегодня надо вести речь о государственном проекте постепенного введения в обиход заменителей сахара с убеждением людей, зачем это нужно, с книгами на эту тему. И это путь избавления и от соматических болезней, и от психических. В конце концов — от наркомании. Нам всем пора понять, что наши болезни происходят из-за того образа жизни, к которому мы прилипли, от которого мы не можем отказаться и который вызывает у нас патологические пристрастия.
       
       Записала Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
08.10.2001
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»