АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

С КЕМ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ В ЧЕЧНЕ
«Западники» и «востоковеды» среди полевых командиров

       
       
Армия постепенно втягивается в уже третье военное межсезонье и готовится обняться с третьей окопной зимой. Почему так долго? Вот в чем вопрос.
       Кто ей противостоит, что ничего она поделать не может? Какие события происходят сегодня в стане, противостоящем федеральным военнослужащим? Как чувствуют себя так называемые полевые командиры? И если большинство из них дали деру в сопредельные государства, «спасаясь бегством ради будущей борьбы», и тем самым цинично подставили под уничтожение ту часть своего народа, которая никакого бегства себе позволить не в состоянии, кто все-таки воюет против?
       Почему ежедневно из Чечни продолжают уходить похоронки по городам и селам российским?
       
       «Старички»
       Среда, именуемая чеченскими полевыми командирами, сегодня лишь условно может считаться таковой. Многие с громкими недавно фамилиями и званиями бригадных генералов превратились в имяреков, окруженных собственной охраной, дело которой — заслонить собой охраняемое лицо, но не воевать.
       Отсюда первый вывод: «отряды» этих полевых командиров вряд ли способны к полноценным боевым действиям.
       Впрочем, недооценивать происходящее тоже не стоит. Да, некоторые бывшие крупные формирования сегодня скукожились до минимума, но это не означает, что они неспособны разрастись, когда потребуется. «Бригадные генералы» сейчас без войск, но завтра они имеют шанс превратиться в лейтенантов при собственных взводах. О механизме такого разрастания — позже, а пока пройдемся по персоналиям — оставшимся в живых полевым командирам первого, дудаевского, призыва борьбы за независимую Ичкерию. Это прежде всего сам Масхадов, Гелаев, Арсанов, Басаев, а также примкнувший к ним Хаттаб.       
Аслан Масхадов       Основная черта сегодняшнего характера Масхадова — молчанка. Именно не пауза, выдерживать которую бывает и полезно, и мудро, а упорное молчание, выдаваемое за военную хитрость. Что, конечно, совсем не так. Два года назад, осенью 99-го, по чеченским дорогам из республики шли потоки беженцев, Грозный готовился к штурму, через села проходили отряды, именующие себя Сопротивлением, после чего на головы сельчан сыпались бомбы и ракеты, а Масхадов все равно хотя бы внятно излагал свои взгляды на происходящее. Теперь — иное. Война Масхадова стала немой, он предпочитает молчать всегда и по любому поводу — и народ недоумевает...
       В чем же причина? Масхадов забыл свой страдающий народ? Предал его, даже не попросив прощения? Или Масхадову просто нечего сказать по большему кругу вопросов?..
       У этого странного на первый взгляд поведения есть свои веские мотивы. И не потому, что они — оправдание, а просто их надо знать. На третьем году войны Масхадов уже никому не главнокомандующий, хотя и президент с подтвержденной легитимностью. И ему это отлично известно. Так о чем ему говорить?.. Все бывшие полевые командиры сегодня дышат в разные стороны, их взгляды и мироощушения не просто неоднородны — они не совпадают.
       Разногласия внутри среды были ощутимы и в начале нынешней войны — достаточно вспомнить хотя бы знаменитый отборный мат Масхадова, когда ему стало известно о походе Басаева на Дагестан, и ответную наплевательскую реакцию Басаева. Сейчас все лишь усугубилось: пропасть, разделяющая большинство из выживших командиров, столь глубока, что многие из них даже неспособны сесть за один стол. И Масхадов с Басаевым, и Гелаев с Масхадовым, и Арсанов с Басаевым. Какую пару ни возьми — это лютая ненависть друг друга, претензии и вечные подозрения в связях с ФСБ. В «дружеской» связке находятся разве что Хаттаб и Басаев, но основа их сегодняшнего сердечного мезальянса недолговечна — это деньги и «легитимность»: Басаеву требуются деньги Хаттаба, Хаттабу — встроенность Басаева хоть в какую-то чеченскую реальность, поскольку иных возможностей у Хаттаба больше нет.
       Итак, «по ту сторону» баррикад — полный раскол. «Утки» же, периодически вылетающие из некоторых СМИ о якобы имевших место кое-где у нас порой «слетах» полевых командиров с целью «выработки единой стратегии и тактики», — не более чем дезинформации. Во-первых, федеральных спецслужб, когда надо в очередной раз оправдать собственное существование. И во-вторых, полевых командиров, крайне заинтересованных хоть в таком поднятии рейтинга и имиджа.
       Впрочем, это побочная, хоть и любопытная тема — как интересы спецслужб затейливо сливаются с интересами противоположного «берега». Главное сегодня в другом: по какой линии пролегает раскол и что это несет обществу и миру?
       
       Басаев против Масхадова
       Не стоит думать, что полевые командиры переругались между собой из-за дурного характера и трудных условий, возможно, горного обитания. Их раскол куда более серьезен, потому что принципиален. Он связан с представлениями о будущем Чечни. И конечно, о деньгах: откуда их брать?
Шамиль Басаев       Итак, часть полевых командиров сегодня может быть условно причислена к так называемым «западникам». Другая — к «востоковедам» или «арабам». «Западники» с надеждой смотрят прежде всего на Европу и весь иной западный мир. Они стремятся добиться применения к Чечне общеевропейских правил общежития, ориентированы на права человека в их традиционном западном понимании, аппелируют к Совету Европы и международным правозащитным организациям. Отсюда и стратегическая цель — Международный трибунал для тех, кто совершил в ходе войны воинские преступления, сбор материалов для будущих судебных разбирательств, аналогичных тем, под каток которых сейчас попал бывший югославский лидер Милошевич.
       Первый человек на этой стороне пока Масхадов. По взглядам к нему отчасти примыкают Гелаев (что не мешает им продолжать испытывать ненависть друг к другу) и Арсанов. Последний, впрочем, «западник» «от противного» — совсем не в связи с европейской ориентацией, а от неприятия ваххабизма и Хаттаба. Как известно, Арсанов — сторонник дальнейшего развития именно чеченских традиций жизни и, значит, пришлые исламские экстремисты, покусившися на них, ему близки быть не могут.
       Другая сторона чеченской военно-политической верхушки, объявленной в федеральный розыск и так ему и не подвергнутая, — это условно «арабы». Те люди, которые связывают свои планы прежде всего с Арабским Востоком. Они уверены, что дальнейшая исламизация Чечни по арабскому образцу с неизбежным отходом от старых чеченских обычаев — несомненное благо, которое заодно с воспитанием душ населения в определенном стиле принесет в разрушенную республику немалые ближневосточные и арабо-африканские деньги. И эти средства — что важно — первым делом потекут в карманы лидеров «восточного» альянса, а не Масхадова.
       Самыми известными и рьяными представителями этого клана являются Басаев и Хаттаб. И если со вторым все предельно понятно — он просто «индеец», воюющий всегда и везде, то первый из той породы, кто сегодня за деньги сделает все, что принесет ему еще больше купюр, и эта черта басаевского нутра ни для кого давно не секрет и в ближайшем окружении, и за пределами его.
       Довершает картину «арабского» крыла Мовлади Удугов — именно он обслуживает сегодня эту идеологию. Тот самый циничный Удугов, выигравший первую чеченскую информационную войну, но теперь давным-давно сбежавший из Чечни, получивший ПМЖ в Катаре и руководящий оттуда известным интернет-сайтом kavkaz.org. Kavkaz.org — ностальгическое местечко, сюда можно забредать разве лишь с целью посмеяться над подзабытым советским стилем пропаганды. Кстати, одна любопытная деталь из жизни удуговского сайта, позволяющая понять, насколько велики разногласия между «западниками» и «арабами». Недавно там появилась биография Басаева, из которой убраны все упоминания о роли Масхадова в чеченской истории последнего десятилетия, и в этой истории имеется только Басаев, предстающий в образе безусловного лидера чеченского народа.
       Смешное, конечно, проявление борьбы за лидерство, однако это проявление чрезвычайно несмешных обстоятельств. Пока командирскую верхушку захлестывает конфронтация, боевую погоду на фоне общего неприятия «стариками» друг друга сегодня делает «середина», «прослойка» — она реально воюет, минирует, взрывает и обеспечивает бесперебойный поток похоронок.
       
       Кровники
       «Середина», или «третья сила», нынешнего чеченского военно-политического пасьянса — это большое число небольших отрядов и мелких групп, вставших под знамена уже в ходе войны ради исполнения своего личного и, как правило, конкретного плана мщения за убитых и исчезнувших родственников. Принцип рождения таких формирований один: их тем больше, чем больше обиженных и униженных.
       Суть их действий лучше всего характеризуется современными ханкалинскими терминами: «точечные удары» либо «адресные зачистки». Они созданы ради уничтожения тех, кто уничтожил их родных.
       Члены мелких отрядов не хотят ни серьезной координации между собой, никакого высшего руководства над собой им не требуется. Поэтому они не басаевцы, не масхадовцы, не гелаевцы. Они сами по себе. И это принципиально: у них собственная война против собственных обидчиков по собственным правилам, которые плохо поддаются учету и контролю в противовес, например, относительной предсказуемости Басаева, Хаттаба и даже Масхадова, Арсанова и Гелаева.
       У «третьей силы», конечно же, есть свои командиры. Но, во-первых, их имена никому ничего не скажут, поскольку отряды — «дети войны». Они родились из числа тех, кто ранее никогда не собирался воевать и даже ждал прихода армии в качестве освободительницы от ваххабитского плена, и лишь методы, выбранные федералами для ведения так называемой «контртеррористической операции», заставили их идти другим путем. Ну и во-вторых, большинство отрядов перестанет существовать в тот момент, когда их личный план мщения будет исчерпан. И уже, собственно, перестали существовать.
       Другое дело, что их место под боевым солнцем занял кто-то другой, узнавший, от чьих рук погибли их сын, брат, отец...
       Важная деталь: как вооружается «третья сила»? Откуда деньги? Очевидно, что не из-за рубежа, как у хаттабовских или басаевских формирований.
       Мелкие отряды кормятся прежде всего от военнослужащих внутри самой Чечни, оказывая им различные услуги и зарабатывая деньги, участвуя в их коммерческих проектах. Например, помогают федералам в ночных проводках нефтеналивников и грузовиков с цветными металлами. Подчас выполняют весьма конфиденциальные поручения — это когда интересы совпадают. Самый известный такой случай следующий: один из отрядов был создан членами одной из самых влиятельных в Чечне семей для ответного удара по Гелаеву и его людям за их коварный обман и последующий расстрел нескольких членов этой семьи в Курчалое в 1999 году. Так вот, этот отряд сейчас находится под крылом подразделения ГРУ, дислоцированного в Старопромысловском районе Грозного. Бойцы живут в его казармах, стоят на довольствии, имеют оружие — все, как положено. Причиной слияния воедино стала одна из задач данного подразделения ГРУ — ликвидация Гелаева и его сподвижников. Лучших помощников, чем кровники, тут не найти.
       Впрочем, ни в коем случае нельзя утверждать, что отряд состоит на службе у ГРУ, это будет неправдой. Зато вполне можно говорить, что «клуб по интересам» (аналогичный нынешнему афганскому) сегодня в Чечне образовался: это крепкий и вязкий конгломерат вооруженных до зубов людей, состоящий и из боевиков (разряда «народных мстителей»), и из федералов, заинтересованных друг в друге и поддерживающих друг друга материально, несмотря на то, что вроде бы числятся они по разные стороны невидимой линии фронта.
       Можно все это назвать, конечно, и по-другому: тайным спонсированием внутричеченской гражданской войны в связи с антитеррористической необходимостью. А очень бы хотелось противоположного, чтобы имела место поддержка исключительно внутричеченского диалога... Но! Давайте помнить, мы не на облаке сидим, и в любой спецслужбе мира вам выдадут как аксиому, что куда лучше уничтожить врага чужими руками, чем своими...
       Вышеописанная «идиллия» (гэрэушники + кровники Гелаева) для Чечни, конечно, не рядовое событие. Так бывает редко. Большинство отрядов «третьей силы» ищет своих личных врагов среди федералов. Ищут — и находят. И тогда случаются покушения на вечерней дороге, фугасы, подрывы, камикадзе. Официально их приписывают басаевцам, гелаевцам и т.д... А на самом деле это демонстрирует свою мощь и серьезность «третья сила».
       Отсюда вывод второй: с «серединой» теперь уже нельзя не считаться. Ее много, и она тоже смотрит в какую-либо из сторон. И стоит думать: к кому же она примкнет?..
       Исходя из опыта личных встреч, представляется, что большинство мелких отрядов и групп сегодня скорее «западнического» толка, чем «арабского». Басаева, а тем паче Хаттаба они не приемлют, живя, что называется, «по-чечен-
       ски». Это означает вполне простые вещи: если Масхадов, наконец, проснется и продемонстрирует свою решимость, то поддержка многих из «середины» ему будет обеспечена, и это закончится уже не вылазкой в Гудермес, а куда более серьезными боевыми действиями.
       Отсюда и третий вывод: чеченское «западничество» — доминирующая и саморазвивающаяся линия будущего республики. Данность, рожденная войной, точнее, теми методами, которыми она ведется, и поэтому тут мало что поделаешь. Тем более сейчас, спустя два года после начала.
       
       Игры в русскую рулетку
       Чем же сегодня отвечают на весь этот раскол и расклад наши спецслужбы, работающие в Чечне? Эти многочисленные секретные подразделения, высокообразованные офицеры, ФСБ, ГРУ и т.д. и т.п. Естественно было бы предположить следующее: во-первых, если мы действительно хотим расправиться с Басаевым и Хаттабом как с международными террористами, то внутричеченский раскол должен быть использован для этого на полную катушку. Тем более что есть все необходимые естественные условия. И во-вторых, сыграть на стороне «западников». Наверное, так бы действовали все спецслужбы мира для достижения безопасности своего народа.
       Все, да не все... Наши спецслужбы в Чечне сегодня демонстрируют «любовь» с «арабами».
       Категорически отвергая возможность переговоров с Масхадовым, оказывают поддержку тандему Басаев—Хаттаб, зная, что этой парочке такая помощь крайне необходима. Дело в том, что внутричеченские позиции Басаева — хуже не бывает. Чеченцы-«западники», придя к пониманию необходимости хоть какой-то консолидации против «арабов» ради сохранения нации, пытаются образовать сейчас некую пусть эфемерную, но все же коалицию типа «дружба против». Они даже сумели выставить перед Басаевым несколько категорических требований. Главное из которых — Басаев должен собственноручно покончить с Хаттабом, это перережет финансовую пуповину с арабским миром, а смерть Хаттаба станет единственно возможным «коридором» для возврата самого Басаева в лоно и чеченской традиции, и военно-политической жизни на относительно равных с другими условиях. Альтернатива в случае отказа «западникам» — неминуемая смерть. Естественно, вместе с Хаттабом.
       Когда ультиматум Басаеву стал очевиден, спецслужбы ринулись не на помощь Масхадову, имея целью помочь ему в уничтожении Басаева, а самому Басаеву — дабы он не рухнул. Например, он получил информацию о времени доставки больших сумм «федеральных» денег в Гудермес (с чего и начались события 16 сентября). Его люди получили соответствующие коридоры для «путешествия» в Гудермес и обратно. По некоторым сведениям, не обошлось и без помощи оружием. Что все это значит, если не предательство? Только одно: мир в Чечне пока не нужен тем, кто дергает за ниточки этой войны.
       В Кремле продолжает сохраняться ориентация на управляемо тлеющий конфликт на Северном Кавказе как главный политический резерв верховной власти. А уж лучшего соратника в этом деле, чем Басаев, право, не найти. И он, и Хаттаб уже два года никому не отдают званий главных гарантов возникновения боевых очагов в Чечне. Нужно подкрепить американскую трагедию гудермесскими событиями? Пожалуйста... Десятки погибли? Ну и что... Так ведь рулетка!
       И еще об одном: мир сегодня в ужасе отшатнулся от того, что называется исламской его частью, не желая понимать, что мусульманство так же неоднородно, как и христианство, и, например, недопустимо мазать одной краской Ирландскую освободительную армию и орден Матери Терезы... Вслед мировой тенденции и наш телеящик заполнили круглосуточные разговоры о том, кого и как выбирает Америка, и даже советы, как ей быть в Афганистане. А у себя дома? Мы-то что творим? В какие безумные городки заигрались?
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
     
  01.10.2001
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»