АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ГЕНЕРАЛЫ – ОЛИГАРХИ
Как расходуются деньги чеченской войны
      
Рисунок С. Аруханова

     
       О том, что генералы воруют, мы знали. Знали и о том, что олигархи наживаются на бюджетных деньгах. Уникальность этой истории в том, что звание генерала и должность олигарха по странному стечению обстоятельств принадлежат одному и тому же лицу
       
       
Что бывает с предприятием, у которого оказалось убытков на миллиард? Ответ ясен: предприятие перестает существовать.
       Что случается в Министерстве обороны, если одно из его подразделений предъявляет бюджету именно такие, миллиардные, убытки-увечья? Абсолютно ничего. И даже более — его работу старшие по званию рекомендуют для обмена опытом...
       В доказательство — документ. Он родился на свет, когда в Министерстве обороны (МО) недавно подводили итоги предыдущего года. Итак, РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА ПРИ НАЧАЛЬНИКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАСКВАРТИРОВАНИЯ ВОЙСК, ЗАМЕСТИТЕЛЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ПО ИТОГАМ БАЛАНСОВОЙ КОМИССИИ: «О результатах финансово-экономической деятельности предприятий и организаций ГУСС МО РФ за 2000 год». Побалуемся цитатами:
       «Согласно представленного доклада начальника Главного управления специального строительства МО РФ генерал-лейтенанта А.В.Гребенюка, проведенного анализа бухгалтерской отчетности и материалов, Экономический совет отмечает... Показатели эффективности финансово-экономической деятельности ниже минимально допустимых значений. Структура баланса предприятий и организаций продолжает оставаться неудовлетворительной, при этом их платежеспособность ухудшается. За отчетный период допущен убыток в сумме 1116 млн рублей...
       Экономический совет РЕШИЛ:
       1. Финансово-экономическую деятельность государственных унитарных предприятий ГУСС МО РФ за 2000 год признать удовлетворительной.
       2. Рекомендовать руководству ГУСС МО РФ провести на базе 766 УПТК специальные учебные сборы с целью распространения передового опыта по организации финансово-экономической работы...»
       Вы поняли логику? При показателях финансово-экономической деятельности «ниже минимально допустимых значений» намечены учебные сборы «с целью распространения передового опыта»...
       Прежде всего некоторые предварительные пояснения.
       
       
Как известно, в армии есть военные строители. Когда-то их называли строительными войсками, а сегодня это просто военно-строительные части. Таков результат армейской реформы 1997 года. В то время в МО ликвидировали четыре мощных строительных главка, оставив один. Он и есть сейчас военно-строительный комплекс (ВСК) России. Возглавляет его Александр Давыдович Косован. По чину — генерал-полковник. По делам — опытный тыловик, всю свою офицерскую жизнь отслуживший именно по этой части. По должности — заместитель министра обороны и тот самый начальник строительства и расквартирования войск, при котором имеется экономический совет, столь странное решение которого вызвало желание разобраться, что к чему в ВСК.
       Пойдем дальше. Что такое ГУСС, у которого столь фантастические убытки? Это Главное управление специального строительства. В структуре, подчиненной генерал-полковнику Косовану, ГУСС — управление № 1 и вообще самое знаменитое в среде армейских строителей. Епархия ГУССа — космодромы, ракетные шахты, засекреченные объекты. Впрочем, много чего еще.
       Возглавляет ГУСС генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк, второй человек военно-строительного комплекса страны после генерал-полковника Косована. Властная вертикаль в ВСК выстроена таким образом, что основную роль во всех его заботах и делах Косован отводит именно ГУССу, а ГУСС под руководством начальника Гребенюка полностью подчинен Косовану.
       Надеюсь, понятно, о чем речь: о том, что все финансовые потоки, входящие и выходящие из строительного главка, подчиняются росчерку пера лишь одного человека — генерал-полковника Косована. А первый их получатель — ГУСС. Властная связка Косован — Гребенюк работает жестко и надежно, замкнув на себе основное бюджетополучение.
       Помимо ГУССа, есть в структуре Косована ГлавКЭУ — Главное квартирно-эксплуатационное управление. Оно на вторых ролях, но тоже очень важное в общей схеме. Рассмотрим ее на примере выполнения одного из самых лакомых гособоронзаказов 2000 года, имеющихся в распоряжении ведомства Косована. Это работы по Чечне, которые, находясь под контролем высших лиц государства, соответственным образом и оплачиваются, и поэтому выгодны. Каковы же эти работы? Строительство постоянных гарнизонов и мест дислокации войск на военной базе в Ханкале, полное расквартирование 42-й мотострелковой дивизии, постройка мобильных казарм...
       
       
Схема движения «чеченских» денег выбрана следующая: ГлавКЭУ назначено Косованом заказчиком работ по Чечне — естественно, и бюджетополучателем гособоронзаказа по Чечне. А исполнителем — ГУСС. Так что деньги ходят из ГлавКЭУ в ГУСС. Но не обратно.
       Оба управления — самостоятельные юридические лица, так называемые ГУПы, государственные унитарные предприятия, что, как известно, является серьезной болезнью и даже уродством нашей переходной экономики. ГУПы, в большом количестве облепляющие различные госведомства и официальные структуры, хозяйствуют сегодня как коммерческие, однако для достижения прибыли используют основные фонды, принадлежащие государству. В нашем случае — фонды МО.
       Однако из ГУССа деньги движутся еще дальше. И это самое интересное. По решению генерал-полковника Косована — а на нем, напомним, замкнуты все финансовые потоки ВСК — большую часть «чеченских» денег ГУСС отправляет еще в одну структуру. Она называется «ГУСП» — писать эту аббревиатуру следует именно так, в кавычках.
       «ГУСП» — это «Главное управление строительной промышленности», частная фирма. Форма собственности — акционерная холдинговая компания. А до 1997 года, когда, напомним, произошло реформирование Вооруженных сил, это был один из строительных главков МО — превратившись тогда в частную компанию, далеко от «мамы» (МО) он все равно не ушел: тут и пасется. Как известно, успех бизнеса по-русски — это возможность присосаться к бюджету. А удача тогда тебе скорее улыбнется, когда ты олигарх. Пусть маленький — чей-то карманный, местный... Но все же олигарх.
       Собственно, это и есть современный портрет «ГУСПа»: он потому успешен, что успешно трудится в соответствии с планами официального бюджетополучателя, осуществляя важнейшую функцию круговорота бюджета в отечественной природе. Успешно — естественно, для себя.
       
       
Что же касается тех гигантских, фантастических убытков, с которых потянулась эта цепочка, то убытки рождены «ГУСПом» следующим образом: по решению и с соизволения генерал-полковника Косована «ГУСП» занят тем, что закупает стройматериалы, оборудование и имущество для «чеченского» военного строительства. По свидетельству наших источников — военных экономистов ГлавКЭУ, возмущенных и обделенных в результате таких решений Косована: «ГУСП» закупает все по завышенным ценам и у строго определенных фирм-поставщиков. Например, песок для строительства, вместо того чтобы приобрести его на ближайшем к месту событий Ставрополье, тащат из Подмосковья, вздувая цены. Бетон — также родом из весьма далеких от Северного Кавказа территорий. Унитазы — будто бы итальянские, керамическая плитка — испанская...»
       Только не подумайте, что в станице Калиновской, где располагается штаб 42-й дивизии, возведенный косовановцами, теперь вследствие евроремонта расквартированы сплошь итальянские унитазы. Ничего похожего. Унитазы все те же — отечественные, если они вообще есть. Только вот цена у них, как у итальянских. Все то же самое с бетонными плитами, песком, цементом... А надо сказать, даже минимальное, до десяти процентов, вздутие цен на стройматериалы дает бешеный, более 25, процент последующей, на выходе, убыточности.
       И тут главное слово — «последующей». Ведь живые деньги-то за плиты, цемент и песок здесь и сегодня... А убытки? Как в песне: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — я одна...», мужикам — гулять, девицам — плакать. Прибыль — «ГУСПу» и иже с ним, убытки — на шею родине. А кому еще? Не себе же самим писать?
       
       
Важная деталь: сегодня в военно-строительном комплексе до такой степени все закольцовано на заместителе министра обороны Косоване, и «в целях контроля за расходованием бюджетных средств» он сам подписывает ВСЕ финансовые документы, что даже проверочную комиссию — проверочную по отношению к троице («ГУСПу», ГУССу и ГлавКЭУ) — возглавляет сам, все тот же генерал-полковник Косован. С одной стороны, собственноручно закручивающий между ними финансовые потоки. А с другой — собственноручно же их раскручивающий с целью узнать, правильно ли они закручены... Сам принимаю решение, сам трачу, сам себе отчет пишу. Уф...
       Так и выходит: убытков — за миллиард, а работа — «удовлетворительная»...
       Попутно лишь одно уточнение. ГУСС и «ГУСП» заполонили своими недешевыми услугами уже не только МО. Сегодня в Чечне они возводят казармы и штабы для частей Внутренних войск МВД и Погранвойск. Это значит, генерал-полковник Косован и сопровождающие его «юридические лица» — монополисты «чеченского» военно-строительного рынка, осуществляющие перегон бюджетных денег, отпускаемых на МО, МВД и ФПС, прямиком в коммерческие структуры, а также в чьи-то карманы. Уж не в солдатские, конечно.
       И только не говорите, что этот процесс безвозмезден и бескорыстен. Не повторяйте, что все это проистекает на сугубо благотворительных началах... Такие подряды, как монопольная закупка стройматериалов (пусть даже формально проведенная через аукционы), для масштабных «чеченских» работ за красивые глазки и многолетнюю дружбу в нашей стране не получают.
       Однако кто там как делится — это не наше дело. Главное, суть процесса: опять, в который раз происходит прикармливание «своего» олигарха как главного двигателя российского бизнеса. И как результат: и этому олигарху, и генералитету отечественной военно-строительной верхушки чрезвычайно выгодны как сами продолжающиеся военные действия в Чечне, так и бесконечные «подрывы» силами боевиков тех объектов, которые они там только что возвели. Так ВЫГОДНО воевать в Чечне можно сколь угодно долго — пока казна совсем не надорвется...
       
       
Самое время от общего опять вернуться к частному. Разберем, каков процент в структуре этих убытков — искусственные убытки, от завышения цен? И каков — естественные?
       Позиция ВСК, выраженная в интервью «Новой газете» полковником Федором Корабаном, заместителем генерал-полковника Косована по экономическим вопросам, однозначна: проклятые убытки от их ведомства не зависят, все они — пени и штрафы за неуплаты в бюджет, возникшие в связи с долгами самого бюджета перед ГУССом за выполненные им, но неоплаченные работы. А как еще скажет полковник?
       Однако военные экономисты, работающие в ГлавКЭУ и чувствующие себя ущемленными (деньги на ту же Чечню лишь «ходят» через них в сторону полукоммерческого ГУССа и сугубо коммерческого «ГУСПа»), уверены, что убытки — искусственные, результат намеренных действий под руководством замминистра Косована.
       А теперь предлагаю все же задуматься: а так ли уж это плохо, когда в делах хозяйственных жесткая вертикаль и «крепкая рука»? Помните, как обычно говорят о скупых, но успешных бизнесменах? «Ни один доллар мимо не пробежит»! Рубль, попадающий из бюджета в систему Косована, ведь тоже наружу не выходит, оседая тут в виде коммерческой прибыли?..
       Для бизнесмена такой подход — действительно большая заслуга. А для госслужащих, задача которых беречь госсредства пуще глаза? Конечно же, нет. Ну, никак.
       Однако в том и беда, что определить ориентацию Косована и компании — дело непростое. Они и военнослужащие, и частнопрактикующие предприниматели в одном лице. Государственно-коммерческий конгломерат, когда люди вынуждены раздваиваться. Они — и те и другие. А точнее, все — в одном.
       Значит, сплошь эклектика и смешение стилей жизни. Что, как известно, нечисто, пагубно и быстро ведет к пороку. Когда тебе предоставляется возможность быть генералом, полковником, носить красивые погоны, копить выслугу, получать полевые, пайковые и прочая и прочая и одновременно заниматься бизнесом... Не рядом, не в свободное от службы время, а прямо на рабочем месте... Бизнесмен служит интересам бизнеса, и для него самое главное — добиться прибавочной стоимости, а хороший бизнесмен — тот, который умеет через многое переступить ради получения высокой прибыли. Офицер же служит интересам родины.
       А если ты и офицер, и бизнесмен? Кому ты служишь? Интересы частного бизнеса и родины далеко не всегда совпадают...
       Думаю, нельзя ставить людей перед подобным тяжелейшим моральным выбором — они не святые. Именно из такой идеологии хозяйственного процесса, как он сложился сегодня в военно-строительном комплексе, все выше описанные беды и убытки в четверть произведенных в Чечне работ. Позволив госслужащим, а тем паче офицерам в высоких чинах, постоянно манипулировать своими лицами, одно из которых сугубо коммерческое, государство подписало приговор своему бюджету. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В ЭТОМ СЛУЧАЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАК, ЧТО ОНИ ОБЯЗАНЫ ПРИНОСИТЬ УБЫТКИ. ПРИБЫЛЬ УХОДИТ В ЧАСТНЫЙ КАРМАН, А ПОРОЧНОСТЬ ПРИМЕНЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ОЧЕВИДНА.
       
       
Трудно поверить, что, замышляя приватизацию, ее российские отцы-основатели имели в виду подобный исход, однако время показало, что публичный идеолог-рыночник Чубайс сегодня тоже куда лучше себя чувствует в обнимку с бюджетом, чем без него. Как «ГУСП» при заместителе министра Косоване — локальный олигарх, так и сам замминистра, в свою очередь, самый что ни на есть военный олигарх. Ведь верный признак олигархии — использование государственных структур в целях обогащения и паразитирование на госбюджете. Чем сегодня ВСК и занят. Выгодное для себя социально-экономическое положение на полную катушку используя в коммерческих целях. И еще, как и положено у олигархов, требует сегодня понимания — в виде списания убытков, долгов, пени и штрафов.
       Куда? На бюджет.
       Есть лишь один эффективный способ сопротивления наглости олигархии — отлучение ее от дойной коровки. И тут лишь два пути. Первый — полное и окончательное разгосударствление военно-строительного комплекса, когда генерал-полковник Косован, ежели он так увлекся этим делом, уходит в частный бизнес, из которого в МО больше не возвращается. Второй — прямо противоположный: запрет структурам МО заниматься бизнесом, их огосударствление. На октябрь нынешнего года намечено заседание правительства России, которое и должно принять соответствующее решение. И сейчас, к этому заседанию, Счетная палата как раз завершает проверку хозяйственной деятельности ВСК.
       Насколько известно нашей газете, правительство склонно выбрать первый вариант развития событий. И поэтому уже сейчас в Москве развернулась хитроумная подковерная схватка с участием военной олигархии. Цель генералитета, не чуждого бизнесу, — оставить все как есть, чтобы и двуличие соблюсти, и бюджет при себе оставить. Или, если договориться все-таки не удастся и акционирование неизбежно, то выдоить у правительства решение об одновременном с приватизацией списании всех долгов, дабы выйти в бизнес чистыми, «обремененными» лишь основным подарком от государства — фондами...
       Вот только потянет ли страна такую благотворительность в отношении своих генералов? Решать стране.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
25.06.2001
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»