АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ИНОСТРАНЦЫ НА ДЖИПАХ — ОНИ ТОЖЕ НОВЫЕ РУССКИЕ
       
       
Я — автомобилистка. У меня «девятка». Очень хорошая машина, между прочим, но, бывает, дурит. Так недавно и случилось — заглохла она в пробке у Нового Арбата. Вызвался помочь мужчина из темных «Жигулей». Три минуты колдовства, и «девятка» ожила. А спаситель говорит так: «Я — сын священника. Стараюсь помогать людям... Вот поэтому с начала ноября и выбраться из Москвы не могу домой, в Краснодарский край... Стал я тут у вас случайно свидетелем ДТП. Пострадала женщина, оказалось, землячка. И так все завертелось...»
       Валентина Москалюк приехала в Москву, чтобы устроить на лечение дочку-инвалида. 2 ноября вечером поймала машину и по дороге разговорилась с водителем. Надо же, тоже краснодарцем! Это и был Василий Казанок — «сын священника». На Покровке Валентина попросила притормозить у киоска. Вышла. Где ее и сбил тяжелый джип «Форд Эскплорер», неожиданно выруливший черт знает куда, назло всем правилам. «Сочетанная травма, закрытый перелом лонной и седалищной кости. Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана головы. Ушиб левого предплечья и локтевого сустава. Доставлена в тяжелом состоянии...» — напишут позже в истории болезни № 19805 в Институте имени Склифосовского.
       А кто же водитель? Жена атташе посольства Канады госпожа Тамара Линн Дэвидсон, то бишь член семьи дипломата. Увы. Сотрудники ГИБДД Центрального округа столицы так сразу и сказали Василию: иммунитет, сами понимаете...
       Валентина выписалась из больницы на костылях, врачи ей объяснили: предстоят еще операции, ищите деньги и приходите... Тем временем следователь, ведущий дело — Анатолий Хрущев (5-е отделение следственной части главного следуправления при ГУВД Москвы), — попросил задержаться в Москве до особого его позволения. И Василия, и Валентину. И даже на Новый год? Даже... Правоохранительное, знаете ли, у нас такое колесо. Василий снял Валентине комнату: «Уехать было не по-людски. Как бросишь человека в беде?» И стал подрабатывать в Москве извозом, ожидая развязки. Деньги у обоих закончились, зато следователь Хрущев перестал куда-либо торопиться. Время от времени Василий взывал к его душевной организации — побыстрее бы, нам домой надо, мы поиздержались... Но Хрущев был тверд: ждите. И намекал: сходите в канадское посольство, вам готовы помочь, самим им неудобно, дипломаты все-таки...
       Большего унижения, чем в посольстве Канады в Москве, ни Василий, ни Валентина в своей жизни не припомнят. Вышедшая из недр дипмиссии переводчица была тверда как не своя: «Посольство не намерено заниматься этим делом, уходите, это ваши проблемы».
       Краснодарцы бросились к следователю, но и тот развел руками: в соответствии с Венской конвенцией о дипиммунитете дело он закрывает и очень советует забыть, почему вы, Валентина, теперь инвалид... Жертва и свидетель поехали искать защиты в суде, Басманном межрайонном, но и там у них отказались принять заявление, посоветовав нанять адвоката. А как его наймешь, если денег давно нет? Судья даже не взглянула на людей, пришедших искать защиты: «Нет денег — ваши проблемы...»
       А теперь самое время вспомнить Венскую конвенцию, ст. 30 и 31, совмещенные, между прочим, со ст.11 нашего Уголовного кодекса — цитаты на заметку следователю Хрущеву и его непосредственным руководителям, столь умело играющим на руку гражданам иного государства и откровенно презирающим интересы собственных. Во-первых, «неприкосновенность транспортных средств дипломатов ни в коей мере не освобождает от обязанности соблюдения правил движения». Во-вторых, «совершивший преступление дипломат может быть объявлен нежелательным лицом и выслан из страны». А также: «Государство может настаивать и на отказе от дипломатического иммунитета лица, совершившего преступления». И дальше: «Государство, наконец, может настаивать, чтобы государство, направившее лицо, привлекло его к уголовной ответственности по своим законам. Иммунитет от юрисдикции страны пребывания не освобождает лицо от юрисдикции направившего государства».
       Вот так. Все возможно, господа из ГИБДД и прочих органов защиты российских граждан, приходите в редакцию, и мы поможем с текстом Венской конвенции. А пока они идут, обращаемся в Генпрокуратуру: восстановите законность в кои-то веки, помогите собственному гражданину, потребуйте немедленного возобновления уголовного дела Валентины Москалюк. Ау, и ты, наш МИД? Высотное здание на Смоленской площади? Куда ты опять спрятался, когда надо было хотя бы на протестах не экономить? Забросать нотами тех, кто изуродовал гражданку России, да еще переступил через нее, сумев договориться с так называемыми «правоохранителями» и уехать себе на «Форде» дальше? Почему не добился от посольства Канады в России соблюдения норм приличия и закона?
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
05.02.2001
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»