АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

СЕРДЕЧНЫЕ РАНЫ
«Новая газета» устроила в военном госпитале новогодний концерт. С раздачей подарков
       
       — Где этот Нагой? На-гой!! Миш-ка!! Ребята, найдите его... Опять куда-то делся? — Медсестра, высунувшись из палаты в тусклый больничный коридор, кричала сильно, но не зло.
       На Мишу Нагого злиться никак нельзя. Он довеку теперь — уникальная личность. Недавно под Грозным в полевых условиях нынешней войны хирурги сшили ему разорванное осколком сердце. Шансов выжить у солдата почти не было, но чудо почему-то получилось — Мише сделали виртуозную операцию, равных которой в мире известно еще с десяток, не больше. Сейчас Нагой — обитатель палаты № 205 Главного военного клинического госпиталя Внутренних войск МВД России. Он уже на ногах и все время куда-то пропадает — ему все надо и интересно, как и положено человеку, который заново родился.
       — На-гой!!! — надрывается медсестра. — Ну что ж ты за личность такая! Тебя такие люди ждут!..
       
Харатьян, Нагой, Скляр

       
А вот и Мишка. Он объявляется в палате неожиданно, будто из-под кровати, с виноватым, но все-таки чуть нагловатым выражением лица — как и положено любимому дитя этого госпиталя. Наконец церемония свершается — Дмитрий Харатьян и Александр Скляр с подарком уже наготове. Ждем-с... Мишку с заштопанным сердцем.
       Пара теплых слов, рукопожатие, солдат явно обалдел, и кавалькада движется дальше, в другие палаты...
       В госпитале сегодня гости — актер Дмитрий Харатьян и Александр Ф. Скляр, лидер группы «Ва-Банк». По просьбе нашей газеты сначала они дали концерт в госпитальном клубе для тех, кто может самостоятельно двигаться. А потом в роли Дедов Морозов прошлись по палатам и вручили подарки лежачим. Сигареты, конфеты, вода... Еще красная икра, между прочим. Мы специально так решили — чтобы наш новогодний набор для раненых на войне солдат оказался побогаче так называемого президентского (это когда президент бывает в госпиталях и тоже вручает подарки). Но это так — к слову.
       — Ой, а мне ничего этого нельзя... Можно, мама съест?.. Ладно? — это 22-летний Саня Топычканов из Екатеринбурга, у него ранение в живот и ноги. Саня говорит еле-еле — ему мешают многочисленные трубки, помогающие выжить. Но видно, КАК ему хочется поговорить, поделиться... После окончания железнодорожного института Саня, уже дипломированный инженер, загремел в армию и оказался в Чечне. Там он попал под горячую руку снайперу, и теперь Саня — самый тяжелый выздоравливающий в госпитале после трех перенесенных операций. Пока он только лежит, и все время на спине. К Сане прилетела мама Клавдия Константиновна, женщина с умоляющими глазами без слез: у нее Саня — единственный сын, на свете они только вдвоем, и помощи ждать неоткуда. Новый год встретят в больничной палате — сейчас это уже ясно.
       — Тяжело тебе?
       — Очень. (Саня — человек очень мужественный, говорят врачи, но силы его на пределе.)
       — Нужны хорошие лекарства? Специалисты? Кровь?
       — Это-то все есть. Ему сейчас очень нужны доброта и участие... Приходите почаще.
       
       
Когда ты рядом с этими ранеными молодыми ребятами той страны, что ведет не пойми какую войну на Северном Кавказе, почему-то становится стыдно. Вот лежат они перед тобой — совершенно беспомощные, с простреленными животами, ампутированными ногами, безглазые и безрукие — а ты не знаешь, как надо было вести себя, чтобы войны не случилось... Этот концерт и наши подарки — конечно, попытка избавиться от чувства стыда. Хотя бы перед Новым годом. Мы ведь тоже очень хотим заштопать свои сердца, надорванные этой бесконечно долгой войной.
       Остается добавить, что мы не случайно именно в этот госпиталь пригласили артистов, которые, кстати, сразу же согласились дать концерт. В мае этого года мы уже писали о работе врачей, сестер, о судьбах раненых бойцов. Поэтому остается добавить немногое — отчет перед читателями о том, что случилось с героями того майского репортажа за прошедшие полгода.
       Сережа Попов — в полном смысле слова восставший из пепла. Полностью обожженный юный лейтенант, обреченный и все-таки спасенный доктором Николаем Мульменко. Сейчас уже дома, работает, занимается спортом и даже умудрился сломать руку, переусердствовав в стремлении жить, как все.
       Саня Быковский, ушедший в армию ровно в день своего 18-летия, через полгода оказавшийся на госпитальной койке уже с полной ампутацией обеих ног и весной находившийся в тяжелейшем душевном кризисе, летом был отправлен в Германию (спасибо «Газпрому») для протезирования. Там, на немецкой земле, как рассказали наблюдатели со стороны, Саня настолько окреп и духом, и телом, что своей активностью привел немцев в шоковое состояние. Тем, что, не зная ни слова по-немецки, нашел номер «секса по телефону» и наговорил на 70 тысяч немецких марок! А потом собрался жениться, плюнув на свои только что исполнившиеся 19 лет, но его отговорили взрослые люди, оказавшиеся рядом, и тогда Саня решил организовать совместный с немцами бизнес, что и претворяет в жизнь в данный момент, вернувшись домой...
       Жаль, есть у нас и другой отчет перед читателями — он печальный. Этот Новый год мы встретим без трех наших героев. Умер, все-таки не выдержав тяжести ранения, Олежка Жемоедов, милиционер из-под Саратова, мечтавший выжить и увидеть своего ребенка — Олежкина 17-летняя жена как раз была беременна. Скончался Роман Ломакин, 20-летний солдат, прошедший полгода боев, Дагестан и Чечню, и раненный под Грозным в январе. Ушла и молодая чеченская учительница начальных классов Асет Хизриева из селения Бачи-Юрт Курчалоевского района — ее, раненную в голову, привезли на военном самолете вместе с бойцами, и в реанимации Асет и Олежка лежали на соседних кроватях...
       — А ребят-то этих с нами больше и нет... — сказал главный хирург госпиталя Сергей Курдо, человек, жизнью не расположенный к каким-либо сантиментам. Но так он это сказал, что предложенный им же кофе застрял в горле...
       Давайте не забывать главного — штопать свои сердца. Нитями добра — единственно полезными: от одного оставшегося в живых сердца к другому... И быть может, тогда больше не будет стыдно.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
18.12.2000
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»