|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ОБСТРЕЛ ДЛИНОЮ В
ЖИЗНЬ
Чеченские сироты
получили гуманитарную помощь от
проправительственного движения «Молодежное
единство»
Завершился
двухнедельный благотворительный марафон,
организованный «Молодежным единством» (МЕ) для
сбора гуманитарной помощи воспитанникам
Грозненского детского приюта № 1,
эвакуированного в начале войны в Надтеречный
район Чечни. Марафон, названный «Мы — едины»,
представлял собой серию концертов по городам Юга
России с участием молодых эстрадных
исполнителей всех регионов Северного Кавказа,
усиленных Иосифом Кобзоном,
актером-«гардемарином» Дмитрием Харатьяном и
поэтом Александром Шагановым (автором шлягеров
«Комбат», «Там, за туманами», «Малыш» и др.).
30 ноября, при аншлагах, во
Владикавказе (Северная Осетия) прошел
заключительный концерт марафона, а 1 декабря
подразделения МВД и МЧС доставили два КамАЗа
подарков в село Надтеречное. Лидеры МЕ — депутат
Госдумы Александра Буратаева и телеведущий
Александр Школьник (ОРТ), а также главный
режиссер всех концертов марафона Сергей
Грушевский, решившие добраться с гуманитарной
колонной до места назначения, — не могли скрыть
шока от всего увиденного в Чечне.
... — Ты кто?
Два огромных грустных
глаза продирают сумерки, лишенные света. Это, как
назло, в Надтеречном вырубили электричество —
как раз к приходу гуманитарного каравана, и
приютские комнаты в тревожном полумраке.
Печальный мальчишечка крошечного роста — по
московским меркам, лет не более шести — жмется
спиной к раскаленной приютской буржуйке. Оттуда
и смотрит на окружающий мир — но это взгляд не
ребенка, а аксакала, завершающего свой жизненный
путь.
— Так кто ты будешь?
— Я — Санька. Из Грозного.
— Давно из города?
— Год не был.
Саньке, понятно, не шесть
лет. И говорит он как взрослый мужчина. Мимо нас,
туда-сюда, носятся приютские старшеклассники,
разгружающие «гуманитарные» КамАЗы. Им, похоже,
неплохо. Хохмят. Смеются. Легкие разговоры на
бегу. Из рук в руки ловко «летают» подарки — как
тут говорят, «из России» — все эти «добрые»
коробки, мешки, свертки, пакеты... А по всему
приюту и вокруг — десятки солдат и офицеров,
приставленных охранять гуманитарный груз. А
значит, шквал расчехленных, на всякий пожарный,
взведенных снайперских винтовок, готовых к
скорому употреблению автоматов, налаженных
прицелов — всех мыслимых и немыслимых
прибамбасов этой войны.
Санька ежится. Саньке
холодно, он будто бы озяб. Перебирает худенькими
плечиками, и тогда сквозь сиротскую, на вырост,
рубашку угадывается Санькино телосложение — оно
типа «Освенцим».
— А по фамилии тебя как,
Санька?
— У меня не та фамилия,
которая вам понравится.
— Почему, собственно?
— Потому что вы из Москвы.
У меня папа — чечен, только мама — русская. Я —
метис.
«Отец погиб, мать
попрошайничает. Таких у нас большинство», —
тихим осторожным эхом шелестит сзади на ухо
воспитательница Индира Ацаева. Она очень спешит
Саньке на помощь.
Индира — ответственная за
концерт для гостей. И видно, как она стремится
побыстрее «сменить пластинку» — чтобы детям не
задавали лишних вопросов и не травили душу.
Наконец перегрузка
завершена. Книгами, одеждой, мешками с крупой и
сахаром, игрушечными зайцами и белками завалена
самая большая приютская комната. На часах у ее
дверей встает «охранник», вооруженный шваброй, —
самый старший воспитанник приюта 18-летний
Руслан, бойкий парень с открытым, типично русским
лицом, да еще и одетый в косоворотку.
Мы рядом только
какую-нибудь минуту, а он уже говорит все о том же
самом: «Мама — русская, отец — чечен. Оба
сгинули».
А еще, объясняет Руслан, он
вызвался в охранники по собственной инициативе
— мечтает о военной карьере, хочет служить в
десантных войсках, бегает за местным военкомом...
Но пока ничего не получается, не берут в
десантники. Руслан объясняет ситуацию так: «Если
папа был чечен, оружие, видимо, в наше время уже не
доверят. И присягу принести не разрешат.
Политика... Даже русская мама не считается».
Наконец все готовы —
«артисты» по местам, и Индира объявляет первый
номер...
Если считать, что все детдома в
принципе похожи друг на друга, как и все
детдомовские концерты (где всегда про маму,
которая вот-вот придет-приедет-прилетит), то
представление силами воспитанников приюта № 1,
имевшее место 1 декабря в селе Надтеречном в
честь тех, кто привез гуманитарку, оказалось
совсем о других материях...
Если девочка-подросток
читала стихи, то обязательно о попранном
человеческом достоинстве.
Если разыгрывали сценку
на двоих, то только со смыслом. Один мальчик
бредет с мешком и поговаривает-покряхтывает:
«Направо пойдешь — разденут. Налево пойдешь —
разденут...» Подлетает другой и, изображая,
наверное, мародера, резко выталкивает из себя:
«Так раздевайся тут!» Это — современное устное
чеченское народное творчество о принципах жизни
в зоне, со всех сторон ограниченной блокпостами.
А если уж песня, то история
любви времен войны. Дитё лет одиннадцати
поведало аудитории о встрече юноши и девушки в
каком-то неведомом кафе, об их объятиях и
рукопожатиях, о неожиданных выстрелах, о
завязавшейся перестрелке, о любимой, истекающей
кровью на руках у юноши, о ее холодеющем теле, о
том, как стоял у свежей могилы...
«И с собой уношу
обожженную фотку твою...» Это — финал, последняя
строка.
Гости — в шоке. А
девочки-«партер» подпевают и подтанцовывают, как
будто так и надо, — и тут не детдомовский, а
концерт «Иванушек». Из полумрака все упорнее
горят огромные Санькины глаза. Руслан покидает
«пост» у комнаты с гуманитарной помощью,
протискивается и говорит, залившись от стеснения
ярким юношеским румянцем: «Может, все-таки
попросите за меня в Москве? Чтобы меня зачислили
в десантники? Подтвердите, что я — нормальный,
хоть у меня отец и был чечен? Что я как
остальные...»
А как, собственно,
остальные?
В Москве в вечнозеленой моде, как
известно, стеб, и требуется подлить в свое
поведение изрядную дозу цинизма, чтобы люди к
тебе потянулись. Это к тому, что часть столичных
газет, не вдаваясь в мешающие им подробности, уже
успела покрыть привычным циничным саваном и этот
северокавказский марафон в пользу чеченских
сирот, и «Молодежное единство» за то, что посмело
его придумать. Мне «Молодежное единство» тоже не
родственники, но и от противной подробности
никуда не деться: НИКОГО, кто так виртуозно
стебался, просиживая штаны за московским
компьютером, почему-то так и не оказалось там, в
Надтеречном. Чтобы глаза в глаза — с мальчиком,
поющим про «обожженную фотку». Чтобы сидеть
напротив, как оплеванному — хоть ты и взрослый, и
веселый, и в принципе находчивый по жизни — и не
знать, что ответить.
А тут еще Санька... Вот он
уже и под рукой — отлип, наконец, от буржуйки,
трется и ластится под руку. Как котенок. Как
ребенок. А говорит все равно, как рубит — как
взрослый, констатирует, любить словами не просит.
— Санька, сколько ж тебе
все-таки лет?
— Уже десять. Я пошел в
третий класс.
— Нет! Нет! Нет! Он еще во
втором! — вопят окружившие нас «шпингалеты».
Санька и бровью не ведет.
Отрезает:
— В третьем я. Я никогда не
вру.
И добавляет точно так, как
все дети во всех детдомах мира:
— Если буду врать, мама
никогда за мной не придет. — И ни слезы. Ни
всхлипа.
— А когда ты в последний
раз ел шоколадку?
Тут-то и заплакал. И
молчок. Надолго. Навсегда — до самого конца
нашего свидания — это когда московских гостей
увозили из Надтеречного под охраной БТРа...
Каждый имеет право на свои
отсчеты, координаты и критерии. Предлагаю свои.
...Если ребенок надолго
задумывается при ответе на вопрос, когда он в
последний раз ел шоколадку и так и не может
ничего конкретного вспомнить, но совсем не
вздрагивает ни при автоматных очередях, хоть они
близко, хоть далеко, ни при гуле артиллерийской
канонады, — это и есть Чечня конца 2000 года.
...Если ты видишь совсем
маленького мальчика и соответственно с ним
разговариваешь — как с 5–6-летним первоклашкой,
но вдруг выясняется, что родился он в Грозном как
раз десять проклятых лет назад и поэтому
страдает дистрофией, — это и есть наша Чечня на
сломе веков.
В стране растут тысячи
детей, которые так и не узнают более или менее
пристойного времени жизни, что принято называть
беззаботным детством или хотя бы чем-то похожим
на него. Поезд этих детей ушел со станции «Война».
Навсегда. И что же делать — спросите вы? Ведь
впереди паровоза обычно не бегают, хоть и трещат
об этом?.. Что же делать? Чем сердце успокоить?
Во-первых, чеченским
военным сиротам очень нужна материальная помощь
и поддержка. Трусики, штаники и ботинки. Потому
что надо выживать. Во-вторых, и без муки — никуда.
В эту зиму особенно, она опять военная и
блокадная.
Есть в этом физическом
ряду и в-третьих, и в-четвертых, и в-десятых. Сами
знаете, кто имеет детей, сколько всего надо.
Однако все, что творится
сегодня в Чечне, где раскол проходит прежде всего
по сердцам и душам — причем вне зависимости от
национальности тела, в котором эта душа
располагается, — требует наших упорных усилий и
напряжения воли совсем иного рода. (Если, конечно,
мы в принципе хотим благожелательного для всех
нас исхода.) Детям в Чечне — более всего, что есть
осязаемого на нашем свете, — требуются сейчас то
ли Януши Корчаки, то ли докторы Гаазы. А лучше и
то, и другое. Педагоги-фанаты, герои-энтузиасты в
одном лице. Причем не чеченской национальности.
Почему именно так — не
чеченской?
Чтобы втолковать, внушить,
заставить верить: они — не второй сорт в стране,
они — как все. А взрослые чеченцы, пережившие
несколько войн подряд, перемешавшиеся в
гражданском противостоянии кланов и тейпов,
ничего подобного сделать уже не способны.
Если же этого не случится,
если все, как всегда, будет пущено на самотек, и
Санька не перестанет стесняться своей фамилии, а
Руслан так и не попадет в десантники без
каких-либо ему разъяснений, — наши проблемы на
Северном Кавказе можно считать бесконечными.
...Первым такого
детдомовского концерта не выдержал Александр
Школьник. Он запросил гитару, и она нашлась, и он
стал петь о ежике с дырочкой в правом боку, о
воронах, затеявших выступать хором...
Приютские, оказалось,
ничего этого не знали — и Школьник выучил с ними
известные всей остальной стране незамысловатые
куплеты.
Тут и померещилось: в приютской
комнате уже стало уютнее. И даже «метис» Руслан,
хоть и 18 военных ему лет, опять превратился в
ребенка, насвистывающего ежиком...
А в целом в Чечне без
перемен за истекший год. Вертолеты, шарахаясь от
обстрелов, по-прежнему летают прямо над землей —
временами на уровне автобусных крыш. Да еще то и
дело извиваясь в противозенитном маневре —
шокируя тех, кто живет и не знает смысла этого
характерного виража в чеченском небе.
Будто и не год войне. И
смерти каждый день. И нет зрелища печальнее, чем
новобранцы — свежий призыв, кто попал прямиком
на северокавказскую сковородку. Зашуганные
офицеры. Задерганный спецназ. Никто уже не
заикается о победе — только пьют, не чокаясь, по
погибшим. Ежесуточно — как завтрак, обед и ужин —
«сотые», «двухсотые», «трехсотые». В переводе:
тяжелораненые, убитые, раненые... И надо видеть
глаза солдат, их провожающих «на Родину»: в них
одно — желание выжить. Любой ценой. Той самой,
которую, куда лучше песен, вызубрили чеченские
сироты.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
Чечня
07.12.2000
|
|
|