|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЧЕЧНЯ В КОЛЬЦЕ.
ДОБРА
В
исполнении «младших медведей»
Впервые с начала второй
чеченской войны по всему Северному Кавказу
проходит гуманитарный благотворительный
марафон в помощь детям, оставшимся в Чечне. Его
инициаторы — общероссийская общественная
организация «Молодежное единство» (нечто вроде
комсомола при нынешней партии власти). Акция «МЕ»
пока беспрецедентна для России и по форме, и по
содержанию. «Младшие медведи», как они себя
называют, собрали для марафона уникальную
концертную команду — по одному молодому
эстрадному дарованию от каждого региона Южного
федерального округа, самого многонационального
и самого кипящего в стране, и в данный момент
провозит их всех с концертами по всему Кавказу.
В каждом городе, где
останавливается марафон, прямо во время
выступлений, до и после них, в школах и институтах
идет сбор гуманитарной помощи школьникам Чечни,
а также — отдельно и целенаправленно для
воспитанников Грозненского детского дома № 1,
временно перебравшегося в Надтеречный район
воюющей республики.
Прием везде на «ура».
Позади у марафона уже
тысячи километров, аншлаговые концерты в
Ростове, Майкопе, Пятигорске, Черкесске,
Карачаевске, Нальчике. Впереди — Владикавказ и
Чечня. За автобусами с артистами по
северокавказским дорогам ползут груженые
«КамАЗы» с несколькими тоннами
благотворительного груза...
Однако не только поэтому
марафон стал событием на Северном Кавказе
…На центральной площади города
Карачаевска плакала бабушка, укутанная от
ядреного вечернего горного воздуха в
оренбургский пуховый платок. Она, не отрываясь,
усталыми старческими небыстрыми глазами
смотрела на импровизированную сцену в глубине
площади... Она старательно подхлопывала явно не
близким ей мелодиям современной молодежной
эстрады... Она даже отбивала эти ритмы не своего
века огромными, несоразмерными галошами...
А из глаз текли слезы.
Маленькая сгорбленная
старушка на тусовке своих правнуков — среди
беснующейся толпы.
— Как вас зовут? Почему вы
плачете?
— По-карачаевски тебе
будет трудно мое имя. Русские звали меня баба
Валя... Мне скоро умирать — ты видишь... И я думала,
что уже не доживу до такого...
— Какого?
— Парень-ингуш поет на
своем... И парень из Дагестана — тоже на своем... И
наш... И кабардинец... И им все аплодируют — и
русские, и карачаевцы, и черкесы. И кто там еще?
— Да что же здесь
особенного?
— Ты не у нас живешь, раз
спрашиваешь. Я очень устала от того, что все мы
стали тут злые. Что ушла простота. Что теперь даже
мне, старухе, надо всегда помнить, кто рядом:
черкес, чеченец, карачаевец... И другой наш,
карачаевец, не должен увидеть, что ты добр к
черкесу...
Карачаевская баба Валя
простояла на площади все два с лишним часа
молодежной тусовки. Вокруг, счастливые,
бесновались те, кто годился ей в правнуки. А она
повторяла:
— Пусть будет так и в
жизни. Как на сцене. Чтобы вы были все едины. Я вас
прошу... Пусть будет не только на концерте. Но и
после него. Пожалуйста...
Кто поверит во все это в
Москве, в этом самом циничном городе нашей
страны? Где сначала принимают решения, потом их
«продавливают», еще позже сами же тихо хватаются
за головы по кабинетам, а затем все равно
надевают циничные маски и снова идут принимать
все те же забубенные решения?.. Кто поверит, что
концерты марафона при абсолютной простоте
организующей их главной идеи стали настоящим
событием на Юге России — прежде всего своим
миротворческим добрым духом?
Чтобы понять бабу Валю,
надо видеть, что же творится сегодня на Северном
Кавказе. Юг страны измучен, измочален вдрызг
межнациональными распрями, зачатыми еще в начале
90-х в Абхазии и Чечне и разогретыми теперь до
последнего предела. В той же Карачаево-Черкесии
шагу нельзя ступить, чтобы тебе не рассказали:
черкесы о наглых карачаевцах, захвативших всю
полноту власти в республике (что неправда),
карачаевцы — о злых и хитрых черкесах, подмявших
всю банковскую сферу (что тоже вранье), наконец,
русские — со вздохом тяжкого разочарования — о
том, что вот обязательно придется отсюда уезжать,
неуютно слишком стало (что чистая правда: число
русских мигрантов неуклонно растет)...
Полный раздрай, раскардаш,
от которого и плакала баба Валя, почти ровесница
века. Как жить и верить в будущее нормальному
человеку, если одни тут носятся с идеей «Великого
Карачая», другие — с лозунгом «Великой Черкесии
от моря до моря», третьи — с чудовищной мыслью об
отделении абазинов (около 30 тысяч человек) от
Карачаево-Черкесии и присоединении специального
автономного абазинского района к
Ставропольскому краю, только бы прочь от
карачаевцев, и, конечно, с абазинским президентом
во главе?.. Как реагировать людям, желающим
спокойной предсказуемой жизни и «только бы не
Чечня», на постоянные публичные уколы со стороны
Мухамеда Килбы — абазина-радикала № 1, как раз
претендента в абазинские президенты и чем-то
напоминающего Дудаева? Килбы, который не
забывает напомнить всем и каждому, что он помнит,
как держать в руках оружие, что он — герой
Афганистана, заместитель министра обороны
Абхазии времен их недавней войны, а еще —
командир Басаева, который как раз под его
руководством прошел в Абхазии боевое крещение?..
Ледяное дыхание чеченской
войны — вот что чувствуют люди в
Карачаево-Черкесии.
Понедельник, 27 ноября,
участники благотворительного марафона «Мы —
едины» провели на знаменитом Домбае. Там, с
высоты более чем в две тысячи метров, Кавказ как
на блюдечке — иди, бери его, и даже вечные строгие
ледники подмигивают на солнцепеке весьма игриво
ввиду их непозволительной близости.
Так вот, на Домбае
особенно ясно: делить кавказскую землю более
невозможно, пора угомониться с нарезкой границ.
Слишком мало тут земли — слишком много (140)
народностей и национальностей, слишком
болезненно и непоправимо отчуждение одних от
других, слишком глупо бряцать отсутствием
толерантности и дальше.
Каждый следующий концерт
марафона в каждом следующем кавказском городе на
пути аншлагами, по нарастающей, доказывал
главное: все, приехали, люди больше не в состоянии
жить в ругани, они проклинают Москву с ее кознями
и мечтают о единении, о том, чтобы и самим жить и
дать жить соседу — они истосковались по
нормальным человеческим взаимоотношениям, не
взлелеянным на вражде.
Тот, кто видел чеченскую
войну хоть одним глазком, тот знает цену таким
настроениям на сегодняшнем Кавказе. Золото!
...Скоро совсем стемнело.
Горы, между которыми уютно разлегся Карачаевск,
будто сдвинулись и мрачновато нависли над
городком. Толпа на центральной площади стала
растворяться в темноте, ранней и тотальной на
Кавказе. Со сцены увели аксакалов в горских
папахах, честно, больше двух часов напролет,
просидевших тут, опершись на свои замысловатые
ореховые палки, весь концерт от сих до сих.
Карачаевская баба Валя, поддавшись общему
настроению, потопала к артистам за автографами...
Никому не дано знать,
сколько в действительности будет стоить его
личный вклад в общее доброе дело и стремление
сгладить нынешние распри. Остается добавить
одно. «Молодежное единство», хоть и
новорожденная организация, которой всего 4
месяца от роду, и не без скепсиса была принята
столичным бомондом, сумела своим
северокавказским марафоном установить весьма
высокую планку для тех, кто пожелает ее
перепрыгнуть, также призывая кавказскую
молодежь под свои знамена.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
Карачаево—Черкесия
30.12.2000
|
|
|