|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
Александр
БЛОХИН:
УВАЖАТЬ СЕБЯ — ЗНАЧИТ НЕ ЗАЯВЛЯТЬ О ПРИОРИТЕТЕ СВОЕЙ НАЦИИ
На вопросы «Новой газеты»
ответил министр России по делам национальностей,
Федерации и миграции
ДОСЬЕ
БЛОХИН Александр
Викторович — 49 лет. Специальность —
инженер-энергетик. Работал на промышленных
предприятиях в Кирове, Монголии, Иванове,
Подмосковье. С 1990 г. — депутат Верховного Совета
РСФСР. С 1992 г. — в МИДе. С 1995 по 1999 г. —
Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в
Азербайджане (построил в Баку здание Российского
посольства). С января 2000 г. — министр по делам
национальностей, Федерации и миграции).
— Еще совсем недавно
в стране были Федеральная миграционная служба,
Министерство по делам СНГ, а также Миннац. Теперь
все это слили под вас. Принимая такую махину, под
крышей которой оказалось решение столь большого
количества принципиальных для России проблем, вы
не боялись не справиться?
— Добавлю: частично к нам
влился также Госкомсевер (проблемы
малочисленных и коренных народов севера). Плюс
казачество, межконфессиональные отношения,
региональная экономика, бюджеты местных
самоуправлений. Действительно, объем огромный.
Но почему это должно смущать?
— А вы считали, над
каким количеством российского люда теперь
являетесь «головой»?
— Беженцев, временно
перемещенных лиц (зарегистрированных) — около
полутора миллионов. Еще столько же неучтенных.
Несколько миллионов соотечественников в ближнем
зарубежье... Но дело не в этом — сколько людей.
Наше ведомство политическое.
— Из трех главных
направлений (миграция, регионы, национальные
отношения) какое вы считаете главным в данный
исторический момент?
— Все три очень актуальны.
Но Северный Кавказ — самая болевая точка,
каждодневная зубная боль. Причем когда говорю:
Северный Кавказ, имею в виду не только Чечню.
— В чем суть работы
министра по делам национальностей? Вы лишь
размышляете над чеченским вопросом? Или же это
конкретные дела?
— Конечно, «моя» Чечня —
это реальные действия. Я и раньше был
заместителем Николая Кошмана в
правительственной комиссии по нормализации
обстановки в Чечне. Сейчас — то же самое, но
теперь она называется комиссией по
восстановлению социально-экономической сферы
(председатель — Виктор Христенко). У комиссии
очень большой объем работы, она координирует
работу по восстановлению жилья. Естественно, тут
и проблема беженцев. В Чечне, считаем мы, их около
180 тысяч, в Ингушетии — 120 тысяч, судя по последней
переписи. Беженцы — категория очень хлопотная,
кормить людей надо каждый день.
— В данный момент
финансирование палаточных лагерей возобновлено?
— Фактически оно и не
прекращалось. В Ингушетию в общей сложности
направлено 80 миллионов рублей. Первый транш (40
миллионов) — в конце июня. Второй — в двадцатых
числах июля. Тоже 40 миллионов.
— Это погашение
прошлых долгов?
— Нет. Мы финансируем
фактические расходы по присланным из Ингушетии
документам. Документы отправляем в Минфин. И он
оплачивает.
Кроме того, 20 миллионов
было перечислено на нужды вынужденных
переселенцев, находящихся на территории самой
Чечни. В Гудермесе образовано представительство
нашего министерства (с расчетным счетом в
Моздоке), и оно распоряжается этими деньгами,
отвечая за функционирование лагерей. Сейчас
главная забота — подготовка к зиме. Нужны замена
палаток, создание запасов топлива, смена
настилов, утепление...
— Значит, зима будет в
палатках?
— Все лагеря нам
ликвидировать не удастся — это понятно. Пытаемся
организовать новые в Чечне — на базе
сохранившихся зданий, которые можно было бы
быстро, с небольшим ремонтом, восстановить. Мы
считаем, есть шанс переселить таким образом
около 8 тысяч.
— На ваш взгляд, это
реально?
— Теоретически — да. Но
нет денег. Госстрой пока только подал заявки на
финансирование. Я вел переговоры с УВКБ ООН
(Управление Верховного комиссара ООН по
беженцам) — речь о сумме до 20 миллионов рублей.
Надо создавать и новые палаточные городки в
северных районах Чечни, чтобы разгрузить
Ингушетию.
— Это пока лишь
проекты?
— Да. Но учтите, что на
обустройство лагерей надо не более двух недель.
— Согласитесь, 8 тысяч
мест не решат проблемы для армии беженцев почти в
300 тысяч?
— Конечно. Все зависит от
другого — от того, как будет идти восстановление
жилья в Чечне. В ближайшее время на заседании
правительства утверждаются первоочередные
мероприятия по восстановлению...
— В который уже раз
они утверждаются...
— Раньше мероприятия были
лишь одобрены, а теперь мы должны их утвердить.
Как только пройдет это утверждение, пойдет
финансирование — 7, 5 миллиарда рублей.
— И вы верите, что они
будут утверждены на сей раз?
— Да. Я знаю состояние дел
и точку зрения президента. Они не могут быть не
утверждены. Я согласен, тут есть над чем
иронизировать — вроде бы правительство плохо
или долго работает... Но есть вещи абсолютно
объективные: деньги, как известно, выдаются под
вещи конкретные. Но составить конкретную смету
по восстановлению Чечни крайне сложно! Есть
проблемы в Чечне и с отчетностью. Все там очень
непросто. Чечня и конкретика — две плохо
совместимые вещи.
— В связи с этим
начала ли Счетная палата проверку деятельности
расформированной Федеральной миграционной
службы времен первой половины нынешней войны — я
имею в виду финансирование беженских лагерей?
— Да, Счетная палата
работает. Подключено и КРУ Минфина. Но я к
проверкам отношусь позитивно — это упорядочение
финансовых дел, необходимое в любом хозяйстве.
— Правда ли, что
первым вашим заместителем по вопросам миграции
назначен генерал Службы внешней разведки?
— Да. Это Александр
Медяник.
— Подобный подход
намеренный? Вы считаете, что только человек с
военным характером и офицерским подходом к делам
может справиться с тем обвалом в миграционных
делах, который есть сегодня в России?
— Отчасти — да. У
Александра Медяника — мобильный подход к делам,
и это меня устраивает. К тому же он новый человек,
а я считаю, что не стоит все время перебирать
старую колоду.
— Но есть ли у
Медяника опыт в миграционных проблемах?
— В миграции нет ничего
непостижимого для умного и опытного человека. Я
сам за два последних месяца смог войти в курс дел.
Но в то же время мне ясно и другое: эффективность
любой политики сегодня упирается в деньги.
Никакой политики, в том числе и национальной, и
миграционной, не подкрепленной финансами, быть
не может.
Хотел бы подчеркнуть:
Чечня и беженская проблема — не самое главное в
нынешней миграционной политике России. Основное
— это перераспределение миграционных потоков.
Нам предстоит создать такую систему стимулов,
чтобы человек захотел селиться в тех регионах, в
которых это выгодно государству.
— Не совсем понятно:
чем можно заманить человека туда, куда он не
хочет?
— Жильем. Вот главный
стимул в России. Тут ничего нового нет. Во всем
мире тоже так. И в СССР все это было: вспомните так
называемую вербовку, результатом чего стали
комсомольские стройки, строительство
Новосибирска, Новокузнецка и многих других
промышленных и научных центров — гордости
страны. Вот реальный результат той политики.
— В нашей стране
евреи говорят, что нет сильнее антисемитизма,
чеченцы считают, что ксенофобия касается их,
татары — тоже в обиде... На ваш взгляд, какие
национальные отношения сейчас в России самые
тяжелые? Между кем и кем?
— Я отношусь ко всем
национальным конфликтам так: все они «растут» из
политики. Все! Когда какая-то активная группа
людей, используя национальную риторику, пытается
реализовать свои собственные, часто местечковые,
политические амбиции. А национальный вопрос —
самый эффективный метод объединить вокруг себя
народ. Самый показательный пример — Чечня.
Истоки не в том, что русские ненавидели чеченцев,
а чеченцы люто ненавидели русских. Там все
начиналось отнюдь не с национального
возрождения чеченцев, а с решения конкретных
проблем конкретной группы чеченцев.
Национальный вопрос был просто использован.
— Но вот сейчас —
ксенофобия уже данность, чеченский вопрос
существует. Что делать дальше?
— Правильно расставлять
акценты, как это сделал президент после взрыва на
Пушкинской площади в Москве. Он сказал, что между
бандитами и чеченским народом существует
принципиальная разница. Кстати, ксенофобия
касается не только русских, но и самих чеченцев,
многие из которых не любят русских по
определению.
— И все же, какой
самый острый национальный вопрос в сегодняшней
России?
— Конечно, чеченский.
— Отношения чеченцев
с кем?
— Учтите, я работал в
дипломатии, поэтому не могу себе позволить
ответить на этот вопрос.
— Вы предлагаете табу
на публичные обсуждения каких-то тем? Может, не
упоминать национальности противоборствующих
сторон?
— Да. Спешить с выводами в
публичных дискуссиях не стоит. Это взвинчивает
ситуацию дальше.
— Какая самая
обиженная нация в России? Или считающая себя
таковой?
— Напрашивается самый
модный сейчас ответ: это русские. Но я так не
считаю. Да и сам вопрос некорректен. Каждый
человек чувствует себя обиженным ровно
настолько, насколько он не может повлиять на
ситуацию, в которую он попал. Максимальная обида
— от безысходности.
— Насколько нашей
стране угрожает исламский фундаментализм?
— Я ничего не имею против
ислама. Он ничуть не хуже и не лучше православия.
Католичества, баптизма, буддизма и т. д. Есть
христианские секты, которые мы считаем
античеловечными и потому запрещенными. Все то же
— и в исламе. За зеленым цветом не надо видеть
только экстремизм. Зеленый цвет ничуть не хуже
голубого, красного или белого. Вопрос — в людях, в
целях и задачах, которые они ставят перед собой.
Ваххабизм расцвел на нашей территории потому,
что у нас тяжелейшее социально-экономическое
положение в северокавказских регионах. Вот —
настоящая беда. И еще — неисполнение законов. В
Якутии сегодня, например, 28 различных
религиозных организаций. Чем они там занимаются?
Никто не знает. При этом есть законы, которые
говорят о недопустимости разжигания
межнациональной розни.
— Какую вы можете
применить статью к тому же Хаттабу как эмиру
ваххабистского течения — за разжигание
межнациональной вражды?
— Хаттабу можно и много
других статей вменить — половину Уголовного
кодекса. Но вопрос в другом: в России
зарегистрированы десятки тысяч религиозных
организаций. Весь мировой спектр свободы
совести. Когда они проходят регистрацию, то
предоставляют устав. Он лежит в Минюсте. А кто
следит за тем, чем занимается религиозная
организация в действительности? Соответствует
ли ее деятельность объявленным в уставе целям?
Нет. Никто этим не озабочен. Более того, о
ваххабизме много разговоров уже больше года — а
за все это время ни одну организацию на законных
основаниях даже не лишили регистрации! Когда к
нам приезжает иностранец и у него — гостевая
виза или написано, что он намерен заняться
бизнесом, то почему он организовывает медресе? Я
думаю, есть все законные основания выслать его из
страны за несоответствие данных, указанных в
визе, и реального рода занятий.
— Вы лично готовы
возглавить такой поход? И тут же прослыть
гонителем свободы совести?
— Я буду только «за».
Попробуйте приехать в США по туристической визе
и начать проповедовать ваххабизм. Это продлится
до первой встречи с представителями
миграционной службы, после которой вас вышлют из
страны без всяких разговоров. Потому что это
защита интересов государства. Если к вам домой
пришел гость и положил ноги на обеденный стол, вы
же имеете право указать ему на дверь.
— Когда же страна
услышит о первом таком деятеле, которого власть
вышлет за пределы России за подобные проповеди?
Когда ожидать конкретных шагов от тех, у кого в
руках власть?
— Никто не мешает Минюсту
делать это уже сейчас. Например, взять и лишить
регистрации любую организацию, чья деятельность
не соответствует уставным требованиям, — это их
функция. Нужно проявить элементарную
политическую волю и показать, что есть в стране
законы и общество, которое должно быть защищено.
Интересная вещь — в
стране сегодня нет федерального закона о
противодействии политическому или религиозному
экстремизму. Пока — нет. По политическому
экстремизму есть хотя бы проект, по религиозному
— нет и проекта. Хотя и того, и другого (явлений) у
нас немало. Но вопрос явно перезрел. И когда закон
не появляется на федеральном уровне, он выйдет на
поверхность на региональном. В Дагестане уже
принят закон о запрете ваххабизма. В
Карачаево-Черкессии — о недопустимости
политического и религиозного экстремизма. Это
сигнал. Почему законы там появляются раньше?
Потому что ситуация требует, угрожая нормальной
жизни. Мы слишком долго собираемся.
— Как вы лично
считаете — у нас страна православная?
— Я из поколения,
воспитанного в атеизме. Религия — для меня
вопрос абсолютно личный, и я считаю: не тот верит,
кто по двадцать раз на дню бьется головой о
паперть. Если человек не задумывается о своем
внутреннем мире, а просто выучил молитвы и
несколько сур из Корана, не заглядывая в себя,
говорить о его вере бессмысленно. Вот и
получается: человек говорит, что истинно верует,
а потом идет и отрезает кому-то голову...
То, что православие —
господствующая религия, факт, если вести
механический подсчет, по числу верующих. В этом
смысле у нас, конечно, православное государство.
Но вот говорить о том, насколько сохранилась
православная традиция — а ведь это главное, как я
считаю, — тут у нас большая проблема. Если мы
только и делаем, что ходим в церковь временами и
стоим со свечкой, неумело крестясь, это не значит,
что православная традиция сильна.
— Вы считаете, что
большая часть населения только свечку держит?
— Я не могу говорить за
всех. Могу только о себе.
— На ваш взгляд, будет
ли в ближайшее время наша страна развиваться как
националистическое государство?
— Я с большим опасением
отношусь к слову «национальный». От
национального до националистического и от
националистического до
национал-социалистического — путь очень
короткий, и грань слишком зыбкая. Не заметишь, как
перейдешь. Я хочу, чтобы в нашей стране
развивалась не национальная идея. И конечно, не
националистическая. Я хочу, чтобы в России
получило максимальное развитие самоуважение.
Если мы не научимся уважать самих себя — и я
говорю не только о русских, я говорю о России
вообще, — если мы не научимся уважать страну, в
которой живем, то я думаю, что ничего путного мы в
ней не сделаем. Человек, который не умеет уважать
самого себя, никогда не научится уважать другого.
Чтобы уважать другие национальности и традиции,
нужно уважать свою национальность и свои
традиции. Чтобы уважать другие страны, нужно
уважать свою страну. На мой взгляд, уважать — это
значит никогда не заявлять о приоритете одной
нации над другими.
Проблему я вижу так: если
мы сможем найти идею, которая была бы
привлекательной для человека любой
национальности, вне зависимости, даже, если
хотите, вопреки его национальному происхождению,
вот только тогда мы сможем что-то достойное
сделать в России.
Беседовала Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ
16.10.2000
|
|
|