|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ГЕНЕРАЛЫ, ИДИТЕ В
БАНЮ!
Банщик Рамзан знает то,
что не знают в Москве, Вашингтоне, Лондоне,
Страсбурге
— Дайте нам
жить, — произносит дедушка Рамзан. У него сильный
акцент. Он плохо складывает слова по-русски.
Каждое — понимаешь, а все вместе — не совсем.
Старик сам это чувствует и старается обходиться
очень короткими фразами, для большей
доходчивости долго прилаживая друг к другу
увертливые слова чужого языка. Не стесняясь пауз.
Паузы для Рамзана —
лучший переводчик.
Он очень старается — во
что бы то ни стало хочет быть понятым: «Дай-те...
Нам... Жить... Я. Так. Думаю».
(Жаль, есть люди, которые
думают не так.)
И вдруг с места в карьер,
возгоревшись и вздыбив брови домиком, повысив
голос и постаравшись выпрямить одеревеневшую
спину: «Нет! Я. Так. Считаю».
34 года назад, в самом расцвете сил,
перепробовав десятки специальностей, Рамзан
Хумидов, родом из Шали, отец девятерых детей, ушел
в баню. То есть стал заведовать этим скромным
предприятием бытового обслуживания на окраине
Аргуна.
Ушел в баню просто
человеком — вернулся философом.
Внешне карьера
складывалась просто. 70-е: люди любят Рамзана. 80-е:
к нему валом валят. А к середине 90-х и вовсе стало
ясно: Аргун без старого банщика Рамзана —
город-незавершенка, рама без картины. Рамзан
превратился в главного аргунского мудреца.
Толкователя жизни — именно так его мне и
рекомендовали аргунцы.
Странно? Неестественно?
Ведь не мулла же? Да и старик испуганно
загораживает рукой свое красивое лицо от громких
слов: мол, ничего я не толкую, я только слушаю... Но,
спрашивается, зачем слова, когда ты умен и тонок и
тебе уже 75 лет, а ты только и делаешь, что
отчищаешь с людей грехи их и муки?
Восстанавливаешь баню после очередных бомбежек
и опять моешь-скребешь-выпариваешь? Всех.
Безотказно.
Запуганных боевиков.
Зашуганных российских
солдат.
За рубли — издерганных
офицеров, выставляющих дозоры вокруг себя чуть
ли не в парилке.
Отчаявшихся беженцев —
бесплатно.
Полевых командиров, когда
выходят те из подполья, —за доллары.
И всех их, конечно,
выслушиваешь — такова уж суть грязного
уставшего человека по пути к чистоте. Тянет
выговориться. Хоть русский он, хоть чеченец.
— Чья история в эту войну
потрясла вас больше остальных?
Рамзан смотрит гневно:
— Как ты могла подумать,
что расскажу. Никому не расскажу. У банщика все
умирает здесь.
Показывает глазами на
левую сторону груди.
Каждый преданный своей
профессии человек постепенно расплачивается за
эту верность собственной внешностью. Рамзан — не
исключение. Его глаза печальны всегда, даже когда
губы — в улыбке. А когда гневается — остаются
добрыми. Это и есть глаза философа. Рамзан вынес
столько откровений и тайн, столько чужих
трагедий и преступлений погрузил в собственное
«я», что ничего не оставалось делать — за
невозможностью с кем-либо поделиться этим
грузом, — как превратиться в мыслителя.
И я пользуюсь моментом.
Прошу старика об одолжении: не может ли он кое-что
важное и мне растолковать? В этой войне так много
совершенно непонятного, необъяснимого и
нелогичного, окончательно вышедшего из берегов
разума...
Кивает согласно. И
профессионально склоняется ко мне: он нужен,
значит, весь он только здесь. У Рамзана этот
склон-поклон — особый перед человеком, который в
нем нуждается. Еще у Рамзана неестественно
длинные руки, почти до колен, наверное, от
склоненной, вечно сутулой спины, похожей на
горбик, — это именно его он пытался выпрямить,
подчеркивая особую важность произносимого «Я.
Так. Считаю».
Старик весь в движении
вперед, к человеку, которого отчищает. И слушает.
Вот история на суд
Рамзана, которую сама никак не могу раскусить.
Хотя вроде бы она и мелкая, деталь, а задела
сильно.
Оказывается, те офицеры,
которые дислоцированы в Ханкале на военной базе,
сильно недолюбливают тех, чьим местом службы
выпал Грозный. Даже больше: недолюбливают — это
мягко сказано. Временами люто, до истерик
ненавидят.
Рассказываю банщику
эпизод. Возвращаемся на военном грузовике,
принадлежащем одной из районных грозненских
комендатур, из пригорода в Грозный. Едем
колонной, за бронетранспортером, усыпанным
бойцами. Включены фары — все, как положено. На
блокпостах не имеют права расчленять такие
колонны, останавливая какую-либо одну из машин.
Или всех вместе, или никого: таково незыблемое
правило войны, где объявлена особая охота на
военные грузовики.
Но вот незадача: дорога,
тянущаяся вдоль ханкалинской базы, очень узкая.
Двум машинам тут не разъехаться, особенно если
один — «КамАЗ». Кому на войне уступают дорогу?
Очевидно: тем, кто в колонне. По одной причине:
если выстроили кого-то в цепочку, значит, того
требует боевая целесообразность.
Движемся. Грузовику
перерезает дорогу «таблетка» — рафик. (И
«голова» колонны тут же скрывается в глухой
ханкалинской пылюге.) Из «таблетки» выпрыгивает
разъяренный, в пене, полковник и с диким матом (в
переводе: «Как посмел МНЕ не уступить дорогу! Я —
заместитель командующего группировки по
строительству!») отбирает у водителя документы. А
тот реагирует, как дохлый слон: без слов, эмоций и
объяснений. Только цедит, отъехав: «Да забери
хоть все, тебя в Грозный все равно не заманишь. А
мы каждый день по нему ездим и не знаем, вернемся
или нет...»
— Что случилось? Что это с
полковником?
— Штабные, ханкалинские,
нас сильно не любят, — объясняет водитель.
— То есть?
— Каждый раз, когда надо
быть в Ханкале, над нами тут издеваются, как
хотят.
— Но почему? В чем причина?
— Я не думаю об этом, —
отвечает водитель, смотря перед собой. И еще раза
два то же самое повторяет, все более бесстрастно
чеканя слоги и прокладывая их шекспировскими
паузами. — Я. Не думаю. Об этом. Я. Не. Ду-ма-ю. Об.
Э-том...
...Совсем, как у Рамзана: «Я.
Так. Считаю».
Чем длиннее паузы, тем
очевиднее: водитель Костя, конечно, имеет «свой»
ответ. Он просто молчит, чтобы не вышло бабьего
сведения счетов...
Вот и вся история. Рамзана
она явно не поражает. Он и бровью не ведет, будто и
сам ежедневно наблюдает трудные взаимоотношения
ханкалинских с грозненскими. Но уводит разговор
далеко:
— Мужчина не любит
каждого, кто сильнее его. В ком он чувствует
большую силу, чем в себе. Мужчина боится, что это
заметят женщины и он будет в тени.
— Но при чем тут Ханкала и
Грозный? «Наша» коллизия?
— Не спеши. Не суетись. А
что это — «коллизия»?
— Сюжетная линия.
— А что это такое —
сюжетная линия?
— Ну как люди себя ведут в
тех или иных обстоятельствах.
— Люди себя ведут на войне
так же, как не на войне. Это только кажется, что
по-другому, что открываются лучшие или худшие
качества. А вообще-то, все то же самое. Вот я и
говорю: мужчина не любит каждого, кто сильнее и
мужественнее его. Те, кто в Грозном, мужественнее
тех, кто в Ханкале. Потому что в Ханкале слишком
много охраны. С одной стороны, это хорошо —
офицеры чувствуют себя спокойнее. С другой
стороны, на душе у них нехорошо: они будто на
войне, но и не на войне неполноценные. В них
каждый знающий может потом пальцем ткнуть: «Ты
сидел в Ханкале». Ведь у каждой передовой есть
свой тыл. Грозный — это передовая, а Ханкала — ее
тыл. Кто был на передовой, у того больше мужества,
тому будет больше славы.
— Но об этом потом, после
войны, будут знать только те, кто был на войне. И
больше никто.
— Самое главное — об этом
будут знать сами ханкалинцы. И от этого им уже
сейчас плохо. Вот и орут на грозненцев.
Ханкалинцы ненавидят грозненцев за свой
панический страх перед Грозным.
— А откуда вы все это
знаете? Вы бывали на военной базе?
— Нет. Просто то же самое и
с нами, чеченцами. Военные дружно ненавидят нас,
чеченцев, за свою боязнь, за свой постоянный
страх, когда мы рядом. А боятся потому, что мы
оказались сильнее и мужественнее их. Большинство
из нас ведь не боится смерти. А когда не боишься
смерти, то не боишься жить сейчас в Чечне. Значит,
не боишься военных. А они хотят, чтобы мы боялись
смерти. Боялись жить в Чечне. Боялись их. Вот
поэтому война и продолжается. Несвободные они
люди, а мы — свободные.
— «Назвать тирана тираном
всегда было опасно. Но сегодня не менее опасно
назвать раба рабом».
— Что ты там такое
говоришь? Повтори. Плохо слышу, — не в первый раз
банщик притворяется глухим, когда чего-то не
понимает.
Жалко что ли, повторяю.
И объясняю, что в Японии в
начале века был такой писатель-классик —
Акутагава. Это его слова.
Рамзан приходит в
движение. Он заметно волнуется, только не пойму,
собственно, почему. Он встает и начинает
передвигаться, будто за успокоением, по банным
коридорам и переходам — от парилки до бассейна,
от душевых до прачечной. Бесшумно — банщик ведь,
бестелесно, как бриз, ступая с носка. Это немного
похоже на лисий шаг, только уж очень горделивый.
Стопа — лисья, а посадка головы — львиная.
Наконец, успокоившись, Рамзан останавливает свой
тихий бег по банному кругу, и мы опять
присаживаемся на край пустого бассейна (сегодня
в бане — выходной).
— А что такое Япония? И кто
такой раб?
— Япония — страна на краю
земли, где встает солнце. А раб и есть несвободный
человек. А сам Акутагава умер молодым примерно
тогда, когда вы, Рамзан, только родились.
Старик шокирован. У него
опять брови — острой крышей.
— Да? Не обманываешь?
Тогда почему он знает все о нашей войне? И о
чеченцах?
— Мудрец был.
Рамзан — тишайшее
создание. Потому что банщик не может быть громким
— иначе к нему никто не пойдет. Но тут старик даже
голос несколько поднимает. И еще больше
сгорбившись, бредет — с носка, из парилки на
улицу. Этой ночью его баню опять обстреляли. В
который раз слетела часть крыши. Пробита
осколками только что оштукатуренная стена.
— Почему всегда ночью
стреляют? Пришли бы днем, посмотрели бы мне в
глаза, сказали: «Ты, Рамзан, террорист. Мы тебя — к
ответу». А они — ночью... Боятся посмотреть мне в
глаза, потому что знают: Рамзан — не бандит, а
банщик. А стреляют потому, что несвободные,
боятся всех. Особенно боятся ночью — темно у нас
очень.
— Вы так много говорите о
смерти, о том, что чеченцы ее не боятся и поэтому с
ними сложно справиться... Будто сами себя
убеждаете. А не меня...
— Нет. Я именно тебя
убеждаю.
— Но все равно не
сходится: не бояться смерти для человека — это
признак психического заболевания!
— Ты говоришь, что чеченцы
— дурачки? Суетишься опять. Не бояться смерти у
нас — главное качество мужчины.
— И что? Когда все это
закончится? Вы устали, мы устали? Тысячи могил?..
Может, уже пора начать бояться смерти? В войне
участвуют не более пяти процентов чеченского
населения, а страдают остальные девяносто пять?
— задаю вопрос на засыпку, тот самый, над которым
бьются в Кремле, Лондоне, Вашингтоне, Страсбурге.
И все не впрок — никто не может ответить, когда в
Чечне закончится война.
Рамзан опять напускает на
себя столетнего. Взгляд его мутнеет и
рассеивается. Он делает вид, что совсем плохо
слышит, видит и ничего не помнит. Выходит, у
Рамзана тоже нет ответа на главный вопрос,
несмотря на всю его мудрость? Проходит десять
безмолвных минут, сижу, как лишняя на чужой
свадьбе, и начинает казаться: банщик-философ
прекратил всякое сношение с миром, пора уходить
восвояси. Тихо пробираюсь к двери. И слышу:
— Когда захочет наш народ,
тогда она и закончится. Не раньше и не позже. Хоть
сто тысяч военных, хоть двести...
И опять Рамзан слышит,
видит и все понимает. И даже встает проводить.
— Ой, осторожно, не
вляпайтесь. Тут коровья лепешка... — мы уже метрах
в десяти от дверей бани.
Я точно вижу, что Рамзан
услышал мой городской вопль, но все равно
вколачивает ботинок прямо в центр той самой кучи.
Да с удовольствием, с шиком, с помпой. И
приговаривает: «Не этих мин надо бояться».
В марте вся домашняя
скотина банщика погибла при очередном обстреле
— шепчут какие-то мужчины. Он очень скучает, а
семья, где 16 внуков, теперь живет несытно. Но
Рамзан тверд: он все равно моет солдат и беженцев
бесплатно.
Доллары полевых
командиров отдает бедным.
А на офицерские рубли
после ночных боев восстанавливает баню.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
наш спецкор, Чечня — Аргун
31.08.2000
|
|
|