|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ВОЙНА НА ВЫРОСТ
ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ 2000 года
РЕШИТСЯ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: НАЧНЕТСЯ ЛИ В 2015 году
НОВАЯ РОССИЙСКО-ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА?
Рамиса Ахмедовна смотрит на мир
вокруг себя блаженно-вдохновенным взглядом
неисправимого идеалиста-фанатика и несколько
раз подряд убежденно повторяет: «Ну вы же,
надеюсь, понимаете, что слово, данное детям, —
свято! КАК можно их обманывать?»
Действительно — КАК?
Жестом, по которому в
любой толпе можно безошибочно определить
учителя, она поправляет уложенные — не по войне
красиво — волосы, смахивает слезы, нахлынувшие
от безысходности. И снова за свое, с еще большим
напором и убежденностью: «Вижу, вы согласны, что
слово, данное детям, — свято».
Категорично. Упрямо.
Настойчиво.
И, не давая передышки,
припечатывает, как первоклассницу: «Так докажите
это в Москве. Сколько можно терпеть!»
Челябинская мечта
Большего несоответствия
времени, места и высоких слов о «святости» трудно
придумать. Рамиса Ахмедовна Барзукаева —
директор аргунской средней школы № 1. Следы войны
и всеобщего напряжения тут везде. Аргун — город
неспокойный, военные машины от страха
подорваться летают по нему на такой же безумной
скорости, как и в нервозном Грозном. Вход в
школьный двор — «сквозь строй». Между гневной
росписью бетонных надолбов «DJIHAD» (именно в такой
безграмотной транскрипции) и кислой табличкой
«МИНЫ». От большой, в три корпуса, лучшей
городской школы осталась только
одна-единственная, ее средняя, сиротливо стоящая
часть.
Этим путем, сквозь «строй»
и руины, 1 сентября двинутся в поход за «добрым и
вечным» 1070 учеников. Ремонт разрушенных школ
Чечни, слегка начавшийся в июне, остановился —
денег из Москвы, объявили учителям, пришло лишь 2,5
процента от положенного по специальному
правительственному постановлению № 1075 от 27.7.2000...
Стройматериалов — ноль, зарплаты — фиг. Рабочие
покрутились — и ушли. Разруха — осталась.
Но не об этом обмане
говорила Рамиса. Интерьер, окружающий учебный
процесс, — хоть и важная вещь, но не главная.
Рамиса уверена: академиком можно стать и в
подвале. Она рассказывает вещи куда более
страшные. О том, как сегодня рушатся последние
мостки доверия между «ими» и «нами». Юными
чеченцами, измордованными войной, скопом
поименованными в бандиты, — и той страной,
которая бомбами и «градами» требует, чтобы
чеченцы ее полюбили. И здесь самое время раскрыть
суть разговора о святости данного детям слова.
В марте в Аргун приезжал
губернатор Челябинской области Петр Сумин — на
волне благоприятного политического момента и
грядущих выборов. Тогда шло весеннее федеральное
прикармливание Чечни, и героизм-туры высшего
чиновничества на войну были в моде. Губернатор
громко объявил, что Челябинск берет возрождение
Аргуна под свое крыло. Губернатору устроили
теплую встречу с педколлективом и
старшеклассниками 1-й школы. Пригласили
аргунских старейшин. Не один час юноши и девушки
рассказывали губернатору то, о чем он никогда
ничего не слышал по телевизору. О главном своем
желании — иметь право учиться, как остальные
российские граждане, зубрить те же учебники и
навсегда забыть, как свистит мина. Губернатор был
потрясен и дал старшеклассникам слово: всячески
помогать, а первым делом — прислать полный
комплект оборудования для компьютерного класса.
Видеопленка запечатлела мужественное
губернаторское лицо, умиление старейшин, слезы
на девичьих щеках и благодарные глаза юношей.
До лета губернатор не
успел выполнить свое обещание — Рамиса
терпеливо ждала и объясняла старшеклассникам
так: доставить целый компьютерный класс сегодня
в Чечню — дело хлопотное, опасное и нескорое.
Потому и задержка. А в июле в Аргуне случилась
трагедия: в казарму челябинских милиционеров
въехал грузовик, начиненный взрывчаткой, и
десятки людей погибли. Губернатор с телеэкранов
заявил: «Я прекращаю всякую помощь Аргуну». В
этот раз он слово сдержал.
— Я написала губернатору
письмо, — рассказывает Рамиса. — Особенно ни на
чем не настаивала. Просто подчеркнула: «Самый
захудалый чеченец, если даст слово ребенку,
обязательно его выполнит». Я больше не буду ему
надоедать, но поймите, доверие к России, которого
и так немного, теряется... А ведь это — самое
главное. И от того, какое воспитание получат
чеченские дети, зависит, случится еще война или
нет. Способны ли окажутся воевать или вырастут
чуждыми насилию? Почему этого не чувствует
челябинский губернатор? И другие? Россия опять
бросила нас. Забота о школе и воспитании нового
поколения — нулевая. Более того, создалась
какая-то дикая ситуация: нам, чеченским учителям,
никто, конечно, не давал никаких особенных
полномочий, но именно мы по собственной
инициативе ежедневно говорим нашим детям: вы
тоже дети России. Мы знаем: без этого осознания
нет будущего. Ни у вас, ни у нас.
Героиня без ордена
В Чечне сегодня нет более
потрясающих людей, чем ее учителя. Эта тысяча с
небольшим человек, маниакально верящих в свое
предназначение, — спасти нацию от невежества,
вымирания и бандитизма. Рамиса Барзукаева — одна
из них.
Когда в Москве лишь только
собирались с мыслями, дабы дать отпор
религиозному экстремизму на Кавказе, закрывая
глаза и на промысел Басаева, и на хаттабовский
разгул, Рамиса, скромный школьный директор, в
одиночку героически сражалась с наглостью
«бородачей», наводнивших Аргун. Это именно она,
трепетная женщина, под дулами автоматов, не
опуская глаз, для «своей» тысячи детей отстояла
право на светское образование. Это она, Рамиса, а
не министр образования России, — одна против
десятка зарвавшихся боевиков — выходила на
школьный порог, чтобы сказать: «Нет, не будет
по-вашему. Продолжаем преподавать по-русски, а не
по-арабски. Девочки не прекратят ходить в школу!»
Многие мужчины сбежали
тогда из Чечни, из Аргуна, не смея вступить в
открытую конфронтацию с теми, кто был сильнее их.
Рамиса осталась.
— Почему? У вас ведь дочь в
Москве?
— Приходили дети,
родители, просили не уезжать. Говорили: «Вы
останетесь — мы останемся». Я не смогла их
бросить.
В результате в течение
трех лет — ЕЖЕДНЕВНО, ЕЖЕЧАСНО, ЕЖЕСЕКУНДНО —
она рисковала собственной жизнью. Ради учеников.
Лепила их настроение, мировоззрение. Колдовала
над их изуродованным мироощущением. Именно так
понимая свой педагогический долг. Когда все —
ради будущего.
Мужество Рамисы — на
одной ступени с героизмом подводников, ценою
жизни заглушающих ядерный реактор. Она лично
спасла сотни (!) молодых парней от ухода в лагеря
Хаттаба, от заразы бешеного экстремизма, от
перевоплощения в хладнокровных убийц. Так кто же
больше заботится о прекращении бессмысленной
бойни? Рамиса? Или челябинский губернатор?
— Мне не надо медалей. Я
хочу компьютерный класс, опрятную школу. Чтобы
все, как у других в России, — говорит Рамиса
сегодня. — Я хочу, чтобы мои дети поверили: они не
изгои и нужны стране. Чтобы выпускники
стремились поступить в российские, а не в
турецкие вузы. Мне кажется, в Москве так и не
могут понять, до какой степени это принципиально
сейчас для Чечни, для будущего России! Знаете, вот
только от губернатора Сумина я компьютеры уже не
приму. Он нам не поверил тогда, хотя и сделал вид.
А я хочу уважения. А не унижения. Между подачкой и
помощью — пропасть.
Омские кадеты
Прошлой зимой Чечню
потрясла громкая история. Министерство обороны
бросило клич: собрать 15 лучших
мальчиков-подростков для определения в Омский
кадетский корпус.
Чечня постаралась. И
проводила в далекий Омск действительно лучших
своих юношей. Старейшины напутствовали внуков
теми словами, над которыми думают сегодня в Чечне
все, кто способен думать: «Учитесь, и вы
когда-нибудь обязательно прославите свою родину
и докажете, что мы — ровня остальным российским
народам». Делегацию будущих кадетов принял лично
министр обороны. Было много красивых слов,
обещаний, пожеланий, напутствий, надежд,
телекамер. Амирхан Шамурзаев писал в первые дни
домой из Омска: «Мама, здесь учат очень хорошо,
парней держат строго. То, что нужно. А еще мне
выдали форму. Я приеду домой в ней. Ты меня не
узнаешь!»
Амирхан — типичный
учительский сын. Он образованнее и воспитаннее
ровесников. А его мама, Зулай Вахитовна
Шамурзаева, всю жизнь преподающая чеченский язык
и литературу в гудермесской школе № 1, — такой же
раб своей профессии, как и аргунская Рамиса:
— Я не касаюсь на уроках
военной темы — наши дети и без того все видят
своими глазами. Я говорю о дружбе между людьми и
нациями, о справедливости, товариществе.
— И вас понимают ученики?
— Я ТАК говорю, что
понимают. Но теперь, после омской истории, мне
будет труднее. Я считала, Амирхану несказанно
повезло. Думала, вот он вырвался из нашего ада, и
теперь все зависит только от него. Но вскоре тон
писем из Омска изменился. По имени в казарме
наших никто не называл — только, извините,
чернож... Сами понимаете. В туалете никто даже не
пытался смыть обидные надписи: «Чурки! Вон из
Омска!» Вскоре большинство чеченских юношей
уехали домой. Остались только четверо, и среди
них — мой сын. Он мне сказал, что вытерпит все
обиды ради образования. И терпел. Но накануне
переводных экзаменов, в мае, этих четверых вызвал
ротный и объявил: «Чеченцы здесь учиться все
равно не будут!» И не допустил до экзаменов. А
ведь ребята туда поехали с открытым сердцем!
Мечтая об одном — быть, как все российские дети. 25
мая их посадили в вагон до Ростова, дали каждому
по 165 рублей и отправили без документов через всю
страну. Мальчики добрались до дома лишь 9 июня —
без денег и документов не могли выехать из
Ростова. Голодали там, ночевали на вокзале,
просили военную комендатуру помочь им — все
бесполезно... А недавно по телевидению опять
выступал военный комендант Чечни. И сказал:
«Чеченские ребята учатся в Омске. Сейчас на
каникулах, скоро поедут обратно...» Кому нужна эта
ложь?
Сегодня Зулай говорит так:
«Все трое моих сыновей очень хотели быть
военными. Теперь — нет. И я никак не могу
переубедить их, что все случившееся с Амирханом
— не система, а досадное стечение обстоятельств,
просто плохие люди попались на пути, большинство
же русских — добрые... Но мои сыновья меня не
слышат: доверия к России в их душах сейчас меньше,
чем в войну».
— История с Амирханом
как-то изменила суть ваших разговоров с
учениками? Вы не станете 1 сентября проводить
урок мира и говорить с ними о дружбе и
справедливости?
— Мне тяжело, но я не
изменилась. Будущее Чечни — только в дружбе с
Россией. Я надеюсь на одно: что на уроке мира 1
сентября в Омске учителя своим детям будут
говорить то же самое. О том, что будущее России —
только в дружбе с Чечней.
— Вопреки всему
случившемуся?
— Да. — Зулай, живущая
впроголодь, среди всенощных обстрелов, Зулай,
насмерть обиженная за отторгнутого и
оскорбленного сына, Зулай, которой предстоит у
кого-то занять туфли на первое сентября, чтобы
пойти на праздник знаний не в тапках, уверена в
этом так, как не уверена я.
Железный марш
Мы идем длинным коридором,
испещренным мощными трещинами после обстрелов и
бомбежек, в крошечную комнату, где под замком
хранится только что, к новому учебному году,
полученное оборудование. Задумчивый Вахит
Даудович Ганшуев, директор школы № 1 селения
Иласхан-Юрт (бывшее Белоречье), и Хаса
Байсултанов, деловитый школьный завхоз, просят
ничему не удивляться. Они тоже знают, что,
согласно постановлению правительства № 1075,
учителям Чечни через банки в Моздоке перечислена
зарплата в размере 1,445 млн руб. Отпускных — 1,209
млн руб. На ремонт школ — 23,325 млн руб. На мебель —
7 млн руб... Но где это все?
— Вот они — наши семь
миллионов, — произносит Вахит Даудович со
вселенской грустью.
На двери, которую отпирает
завхоз, детской рукой написано: «Последний крик
«Титаника». Вахит Даудович понимающе улыбается.
И толкает скрипучую деревяшку. В комнате — 19
столов и 38 стульев. Именно столько прислано в
Иласхан-Юрт от имени российского правительства.
На 617 учеников. Однако это еще не вся печаль:
бедность ведь не порок. Заведомое измывательство
— вот настоящее несчастье. Не получивший
дополнительных объяснений человек вообще вряд
ли поймет, что сгруженные железки, обернутые
бумажкой, — столы и стулья. Потому что это только
их остовы. Категорический некомплект. Нет ни
одной деревяшки — ни спинок, ни сидений, ни
крышек.
— А также болтов, гаек,
шурупов, — добавляет завхоз.
— У нас очень
пострадавшая школа. У нас очень пострадавшее
село. Мы столько пережили, — говорит директор. —
Половина наших детей — сердечники после войны.
То и дело теряют сознание. Зачем нас унижать
такими подачками? Лучше бы ничего не присылали...
Та же самая картина во
всех чеченских школах. И везде — печальные взоры
директоров, учителей, детей... Глубокие рвы-окопы,
вырытые вокруг школьных дворов, чтобы не прошли
люди с оружием, чтобы было куда прятаться... Как
через это будем пробиваться?
Российско-чеченская война
в 2015 году силами подрастающего поколения Чечни
сегодня, накануне 1 сентября 2000 года, кажется
почти неизбежной. Тьма насаждаема сверху, из
Москвы. Смысл политики Центра очевиден — и
дальше плодить в Чечне неучей, пустых аморальных
двуногих особей. Единственные же люди, которые
пытаются сегодня закрыть собой эту амбразуру, —
чеченские учителя. Но им может просто не хватить
сил.
Впрочем, знайте, форма
благополучия соблюдена: есть в Чечне одна
приличная школа, она в Гудермесе — № 2. Ее лично
опекал Николай Кошман. Он любил приезжать сюда
вместе с тележурналистами. Он подарил
компьютерный класс — при камерах. Он привозил
сюда учебники, тетради, карандаши, гладил детей
по головкам. Сюда же по старой привычке до сих пор
возят и всех столичных высоких гостей. Им очень
нравится, и потом, в Москве, они дают интервью, что
система чеченского народного образования
полностью возрождена.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
Чечня
28.08.2000
|
|
|