АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ЛЮДСКОЙ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ РУССКОЯЗЫЧНЫМ?
Москва — Грозный, дом престарелых
       
 Фото Пааты Арчвадзе
 
       Вчера, 9 августа, «Новая газета» проводила сбор всего необходимого для жителей дома престарелых в Грозном, обманным путем возвращенных туда более месяца назад из Ингушетии и оказавшихся в крайне бедственном положении. (Мы писали об этой трагедии не раз, в № 32—36). На момент подписания номера в печать — 15.00 читатели сдавали продукты и одежду в дар одиноким старикам. Большое всем спасибо.

       
       
Но у нас не бывает так, чтобы в бочке меда не оказалось ложки дегтя. Поэтому далее — о страшном. О высшем чиновничестве России.
       Мы начали эту акцию только по одной причине: ВСЕ министерства и ведомства, к которым обращались, ОТКАЗАЛИСЬ помогать голодающим старикам в чеченской столице. И тогда стало ясно: этого некому сделать, кроме нас. МЫ ВЫНУЖДЕНЫ НАКОРМИТЬ СТАРИКОВ так, как умеем. И объявили сбор.
       Однако благотворительный груз необходимо доставить в Грозный. Мы попросили всех, от кого это может зависеть, помочь нам с транспортировкой собранных продуктов и вещей. Первый и категоричный отказ был получен от МЧС России. Второй — от внутренних войск МВД РФ, бойцы которых ежедневно летают по маршруту Москва — Чечня и бывают в Грозном, а значит, большого труда не составит взять груз для стариков.
       Следующим на нашем пути было собственно МВД — ведомство Владимира Рушайло. Надо сказать, его генералы согласились помочь сразу, с первого нашего обращения. И мы поверили. Столь искренни были их слова: «Старики — это святое». Всю последнюю неделю редакция лишь уточняла детали перелета, намеченного на 11 августа, с помощью офицеров Центрального командного пункта авиации МВД. Мы ликовали. Вплоть до 8 августа.
       Утром раздался телефонный звонок от Марины Зуйковой. Возможно, ее имя ничего не скажет большинству. Однако в узких высших милицейских кругах она хорошо известна. Марина Дмитриевна является сотрудником по особым поручениям при Владимире Рушайло с официальной должностью «ведущий консультант министра внутренних дел по благотворительности».
       8 августа госпожа Зуйкова-консультант оказалась крайне сурова. Она сообщила, что по ее просьбе сотрудники МВД провели дополнительную проверку фактов, изложенных в публикациях «Новой газеты» о доме престарелых в Грозном, и нашли некоторые принципиальные для МВД несоответствия с действительностью.
       НЕСООТВЕТСТВИЕ ПЕРВОЕ: в доме престарелых оказалось ВСЕГО ТРОЕ РУССКИХ, а МВД не может позволить себе оказывать помощь представителям кавказских национальностей.
       НЕСООТВЕТСТВИЕ ВТОРОЕ: «проверяющий от МВД» обнаружил в доме престарелых только 9 стариков, а не 22, как писала «Новая газета», и это слишком небольшое число «людского материала», чтобы спасать его от голода и болезней.
       Увещевать госпожу Зуйкову оказалось бесполезно. Через некоторое время на Центральном командном пункте авиации огорченно сказали: «Авиация готова всегда. Помочь старикам — святое дело. Но…»
       К тому моменту госпожа Зуйкова уже, видимо, совершила полезную работу, и устами заместителя управления информации МВД Андрея Щавелева «Новой газете» были переданы новые распоряжения министра, отменяющие предыдущие, относительно помощи Грозненскому дому престарелых — слово в слово к утренним декламациям Марины Дмитриевны. Во-первых, только трое русских. Во-вторых, только 9, а не 22. (Кстати, все же — 22. Именно 22.) Подводя черту, Андрей Щавелев с облегчением сообщил, что министр велел написать газете официальный отказ.
       Еще господин Щавелев добавил: «Гуманитарную помощь у нас должно перевозить МЧС, к нему и обращайтесь».
       Напомнила: именно с этого мы, собственно, и начинали весь сыр-бор в МВД — с отказа МЧС! Но господин Щавелев был непреклонен и повторял одно и то же, зуйковское: «Ну поймите же, русских только трое…»
       ЭТО — РАСИЗМ. МВД по уши в нем. Вот уже год, как он, проклятый, вошел в моду в Кремле и на прилегающих к нему территориях. Расизм, продемонстрированный нам, — классический, без прикрас и флера. Да к тому же с примесью сталинизма, когда «троих русских» тоже никто не спешит спасать, даром что русские. Потому что — щепки, попавшие под колесо истории, и потому обязаны быть принесенными в жертву очередной дурацкой генеральной линии. С легкостью, допустимой разве что в танцах, Щавелев и Зуйкова подписались под судом Линча над своими согражданами. Числом — 22. Основа приговора — как всегда: цвет волос, размеры носа и лба.
       …А люди все шли и шли. Домохозяйки, университетские профессора, физики, врачи-стоматологи, генетики, переводчики, менеджеры, строители АЭС, химики, члены Общества глухих, уборщицы, 14-летний московский школьник, 17-летний студент Московской академии МВД…
       Они несли в редакцию все, что, по их мнению, способно помочь грозненским старикам пережить свалившееся на них несчастье.
       И никто — ни один — не спрашивал, какой национальности те бабушки и дедушки, в чьи руки мы потом передадим эти пачки с маслом, килограммы муки, гречки, сухари и все прочее, что сейчас внимательно обнюхивает минно-разыскная немецкая овчарка со сладкой кличкой Хэкси, воспитанница взвода разминирования комендантского полка Москвы.
       Не все столичные генералы — подонки. В конце концов нашлись те, кто согласился перебросить нас с грузом в Грозный.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
10.08.2000

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»