|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
Ахмад-Хаджи
КАДЫРОВ:
СВОБОДА ПРОСТОМУ
ЧЕЛОВЕКУ НЕ НУЖНА
ДОСЬЕ.
Ахмад-Хаджи Кадыров, 49 лет. Родился в Караганде. С
1957 года семья живет в селении Центорой
Курчалоевского района. Светского образования не
имеет. Учился в Серноводском (Чечня)
сельхозтехникуме и Новосибирском строительном
институте, но не закончил их. В 80-е годы получил
образование в Бухарском медресе и Ташкентском
исламском институте. С 1991 года — постоянно в
Чечне. С 1993 года — заместитель муфтия республики.
С 1995 года — муфтий. С 8 июня 2000 года — глава
временной администрации Чечни.
— Лидеров в Чечне
перебывало очень много и на любой вкус: Дудаев,
Завгаев, Хаджиев, Масхадов, Кошман. Теперь вот вы.
И всякий раз народ слышал красивые слова о скором
счастливом будущем, которое никак не наступало.
Люди нищали, погибали, умирали. Какие главные
задачи вашей, кадыровской, власти?
— Моя задача — спасти
чеченский народ от того пути, по которому его
вели последние 300—400 лет и всякий раз обманывали.
Каждый имам, приходя на нашу землю через 50 или 100
лет, обязательно поднимал чеченцев на джихад и
сулил золотые горы, а потом всегда оставлял народ
на полпути. Это я почувствовал на себе. И я был
вовлечен в джихад. Думал, получим свободу,
построим республику и заживем хорошо.
И вроде бы сначала все
закончилось якобы победой чеченского народа — в
1996 году войска ушли, мы провели выборы, у
президента Масхадова оказалась в руках полная
власть.
Я сам много над этим
работал, его избрание считаю своей заслугой: без
меня выборы тогда бы не состоялись. Дальше от
Масхадова требовалось сохранить авторитет,
завоеванный чеченцами в первой войне, после
которой в арабском и исламском мире нами только
восхищались, но Масхадов этого не сделал, как и
многого другого. Постепенно мы теряли доверие.
Масхадов дозволил воровать людей. Должен был
отправить из Чечни всех моджахедов, пришедших
извне, — и не отправил.
— Как он мог это
сделать? Ведь за участие в войне всегда
полагается контрибуция?
— Очень просто. Надо было
сказать им: «Если вы к нам пришли, как говорите,
дорогой Аллаха, то теперь большое спасибо — мы
вам ничего не должны, вы уже заработали себе
багаж на тот свет, идите дальше». Вместо этого мы
им дали огромную волю, скважины, и они тут собрали
весь мировой криминальный элемент. В конце
концов начался поход на Дагестан, в Чечню вошли
войска. И опять Масхадов ничего не сделал, чтобы
остановить войну, хотя ему это предлагали. И я, и
Москва.
Лично я был свидетелем,
как Волошин, глава президентской администрации,
разговаривал по телефону с Алсултановым,
тогдашним вице-премьером, прямо в кабинете
Масхадова. И Волошин так и сказал тогда: «Если
скажете, что осуждаете терроризм, будет встреча с
президентом Ельциным». Масхадов ответил: «Я
этого не скажу. Это надо русским, это надо
Москве». Моя позиция такова: после первой войны
Масхадов бросил чеченский народ.
Отсюда моя главная цель
теперь: народ больше на полпути не бросать и не
допустить, чтобы его обманывали и этой
независимостью, и свободой, которую нам все равно
никогда не давали и не дадут. Собственно, свобода
эта простому человеку (в том числе и мне — я из
очень простой крестьянской семьи) не нужна. Ему
нужна работа, за работу — зарплата и
безопасность.
— Это как раз то, чего
тут ни у кого, кроме вас лично, сейчас нет. У вас —
работа, за нее — зарплата, вас охраняет ваша
собственная охрана вперемежку с
закамуфлированными под чеченцев бойцами группы
«Альфа». Вас возят на работу в Гудермес на
вертолете из родного дома в селении Центорой. И
обратно. А в Грозном — голод, инфекции, нет воды,
газа, света. Много сумасшедших людей. В селах
целые семьи — с открытой формой туберкулеза.
— Это и есть цена за
мнимую свободу.
— Значит, идея
независимости Чечни, пока вы у власти, больше
обсуждаться не будет?
— Никаких обсуждений.
Никаких подобных идей. Сейчас народ хочет только
окончания стрельбы. Лишь бы их не убивали, не
воровали. Конечно, когда все это затихнет, они
захотят работы. И надо дать им работу и зарплату.
Вот это и есть свобода для Чечни. Я беру пример с
Ингушетии и Дагестана. Там тоже мусульмане,
никуда не рвутся, не дают себя обманывать. А мы,
чеченцы, не скажу, что глупые, но более
воинственные, чем другие народы, дали
использовать себя и наше чувство воинства.
Теперь я хочу получить от Москвы документ, чтобы
лет сорок–пятьдесят нас не трогали.
— Вы хотите от Кремля
охранную грамоту?
— Да. Последние 300—400 лет
мы только и делаем, что теряем свою национальную
ценность. На войну ведь идут лучшие, достойные,
самые храбрые, настоящие патриоты. Они
обманываются идеями, которые им преподносят. И
гибнут. Я должен это остановить. В охранной
грамоте должно быть написано: главная ценность —
народ, никакими идеями нельзя вести его на войну.
Этот документ нужен, чтобы в любой момент можно
было сказать любому новому лидеру, который решит
поднять народ на войну: «Не надо нас никуда
тянуть, мы уже и так многое потеряли».
— Но ведь вы тоже
далеко не пацифист — Москве объявили джихад. Что
теперь с ним делать? Вы его отменили? Забрали у
Аллаха свои слова обратно?
— Я объявил джихад в ту
войну. И он сам собой закончился с
Хасавюртовскими соглашениями — так я считаю.
Когда война пришла к финишу и мы решили строить
исламское государство, мы не имели права ни с кем
воевать, ущемлять права соседних народов. Но мы
вторглись в Дагестан, пойдя против шариата.
Поэтому я сказал: «Мы виноваты в этой войне». И в
99-м году джихада не объявлял. Так что сейчас
джихада нет.
— В той будущей Чечне,
за которую вы теперь несете ответственность,
какое место отводите исламу?
— Все чеченцы —
мусульмане. Но Чечня не должна быть исламской
республикой. Я представляю, что он у нас будет на
том же месте, что в Ингушетии и Дагестане. У них —
медресе, мечети, сколько им надо, никто никого не
притесняет. А обозначать все «исламской
республикой» не надо. Мы уже раз обозначили, а
сделали все против ислама. Что хорошего мы
получили под зеленым флагом? Ислам, что ли,
подняли? Да мы на самом деле отторгли мусульман
от ислама! Толкнули народ к экстремизму! Все эти
талибаны, ваххабизм и прочие течения — против
ислама. Их специально насаждают те, кто хочет,
чтобы мир понимал ислам как терроризм.
— Правильно ли я вас
поняла: то, что построил Руслан Аушев в своей
республике, — для вас пример?
— Да. На недавней встрече
с губернаторами южного региона, где были и
Казанцев, и Аушев, я так и сказал при всех: «Аушев
— очень умный парень. Когда в 1991—1992 году он
понял, что хочет сделать Джохар в Чечне, он
отделился. Теперь Ингушетия цветет, а мы горим».
— Вы общаетесь с
Аушевым?
— С начала этой войны —
нет.
— В общественном
мнении вы — ярый антагонист Аушева. Постоянно
его публично задеваете.
— Аушев должен меня
понять. Я хочу спасти свой народ.
— Но и Аушев спасает
ваш народ. Когда, на ваш взгляд, те сотни тысяч
беженцев, которые сегодня находятся в Ингушетии,
поверят в вас как реальную власть и вернутся в
Чечню?
— Во-первых, о цифрах.
Аушев постоянно говорит о 214 тысячах беженцев. Но
я отправил в Ингушетию свою комиссию, по данным
которой оказалось: там находятся не более 115
тысяч беженцев.
— Вы считаете, это
что-то принципиально меняет?
— До зимы я хочу всех
беженцев перевезти на свою территорию и разбить
для них палаточные городки в Шелковском и
Наурском районах. Уверен, из Москвы должна быть
помощь — сильная, быстрая. Не такая, как сейчас.
Ведь каждый день у нас тут, как год.
— Что вы собираетесь
делать с тем, что называется проблемой
ваххабизма?
— Нет никаких других
путей, кроме уничтожения.
— Но ни одной идеи
невозможно уничтожить в голове человека, кроме
как со снесением этой головы.
— Да, только так. Кто не
осознает свою неправоту и захочет идти до конца,
тот получит этот конец. К тому же у нас в Чечне нет
идейных ваххабистов, а лишь проданные или
купленные ими люди.
— А как же смертники,
совершающие теракты? Они не идейные?
— Это не фундаменталисты,
а просто кем-то загипнотизированные,
зомбированные, заправленные наркотиками люди.
Нормальный человек на это не пойдет — ислам
строго запрещает самоубийство. Смертников ждет
постоянная кара от Аллаха до судного дня: каждый
раз они будут взрываться, оживляться, чтобы опять
взорваться.
— Кто объясняет это
людям сейчас, после серии терактов?
— Я говорил народу это по
телевизору.
(Телевидение Гудермеса,
где находится резиденция Кадырова, вещает только
на городок Гудермес. — Прим. авт.)
— Кем вы себя сейчас
считаете? Муллой или чиновником?
— Я бы хотел себя считать
человеком. Но раз на сегодняшний день я — глава
администрации Чеченской Республики, я —
чиновник.
— Кто сегодня муфтий
Чечни?
— Пока его нет. Я уже
собирал всех имамов, сказал: «Я не могу быть и
муфтием, и главой. Изберите нового». Но пока они
ни на одной кандидатуре не остановились. Лично я
хотел бы видеть муфтием Чечни имама Шатойского
района Ахмада Шамаева. Самое главное в нем, что он
может сказать правду всем. Если понадобится, то и
Путину. Ведь он каждый день говорит ее тем, кто
ходит с оружием рядом с ним, зная, что его могут
так же убить, как имамов в Урус-Мартане и
Алхан-Кале.
— Вы пытаетесь сейчас
разговаривать с Масхадовым? Убедить его в чем-то?
— У нас с Масхадовым —
заочная беседа. Он ракету выпускает, я — в ответ.
Лично мы не встречаемся.
— Что мешает?
— Он не поймет этого, даже
если я попрошу о встрече. Но если он захочет
встретиться, я не откажусь.
— Почему вы сами не
делаете таких шагов? В чем проблема?
— А зачем он мне? У него в
руках ничего нет. Басаев — сам по себе, Хаттаб —
сам по себе, Масхадов — сам по себе. Деньги имеют,
а власти нет. Полевые командиры — тоже сами по
себе. Приходят ко мне, мы разговариваем о сдаче.
— Но когда же сдастся,
например, Турпал Атгириев с двумя сотнями бойцов,
о сложении оружия которыми вы якобы договорились
уже две недели назад?
— Я услышал о том, что я об
этом договорился, по телевизору. Действительно,
люди Турпала приходили ко мне, предлагали
встретиться, но я отказался.
— Почему?
— Я не верю ему.
— Что он должен
сделать, чтобы вы ему поверили и помогли попасть
под амнистию?
— Он не должен
настраивать людей против меня.
— Если не Атгириев, то
какие другие полевые командиры уже сложили
оружие «под вас»?
— Бригадный генерал
Султанов Али из Шали. Он у Масхадова одно время
работал вице-премьером. Али получил тяжелое
ранение, лечился за границей.
— Скольких бойцов он
привел с собой?
— Сдачи оружия его
отрядом как таковой не было. Он просто пришел, мы
поговорили, он сделал официальное заявление.
— А его отряд
продолжает воевать?
— Сейчас это очень
маленькие отряды. Ведь остались только фамилии.
Если взять даже Магомеда Хамбиева, министра
обороны у Масхадова, так сейчас у него нет и
десяти человек рядом. Если Хамбиев заявит, что
сложит оружие, а мы ему скажем: приведи своих
людей, то ему некого набрать. Сам же Хамбиев, в
общем-то, дома сидит с тех пор, как боевики вышли
из Грозного. Нет никого и за Атгириевым... Вчера
вечером ко мне домой пришли люди из Ведено и
говорят: «В нашем районе отряд из 50 человек хочет
сложить оружие». Я сказал: «Пусть идут». Потому
что знаю: они не ваххабисты.
— Это часть
басаевской бригады?
— Оттуда, конечно. На
самом деле многие наши бойцы пока выжидают —
хотят гарантий при сдаче, не нарушат ли военные
амнистию.
— Однако гарантии
должны быть с обеих сторон. Не только с
федеральной. Иначе это игра в одни ворота. Даете
ли вы гарантии, что боевики не возобновят боевых
действий?
— Гарантий нет. Только
слова. Только доверие. Нельзя не верить.
— Но пулю в спину
никому не хочется получать!
— Ну что мне — расписку
взять у них?.. Даже если они мне бумагу дадут, она
ничего не решает. Я знаю, например, что Атгириев
очень хочет закончить эту войну — он устал, и
давно. А раньше никаких подобных заявлений не
делал только потому, что была администрация
Кошмана, а не моя. Атгириев и остальные идут под
фамилию Кадыров.
— Если вы так уверены
в себе, то почему каждый день летаете ночевать из
Гудермеса в родной Центорой? Кого боитесь?
— Никого. Просто там мой
родной дом. Мне там приятно.
— Надеетесь ли вы на
массовую амнистию и сдачу оружия «под себя»?
— Да, многие сдадутся
именно под меня. Но за некоторых я не буду просить
перед федеральными властями. Таких — 20–30
процентов. Они подлежат только уничтожению.
Фамилии могу назвать: урус-мартановские
Ахмадовы, Цагараевы.
— И Масхадов?
— Масхадов — совсем
другое. Он не ваххабист, не суфист. Он — никто.
Масхадов должен официально сложить полномочия. И
это все, что от него требуется. Сказал бы:
«Извините, я не справился». И ехал бы к сыну в
Малайзию навсегда.
— И его выпустят?
— Думаю, да.
— А кого не выпустят?
— Все эти фамилии уже на
слуху. Я не хочу их повторять, чтобы еще раз
делать им рекламу. Их и без того постоянно тащат
СМИ. А ведь они такие же, как все мы, смертные. Вот
Хаттаба показывают — длинные черные волосы, весь
вооруженный до зубов, якобы неуязвимый... А на
самом деле такой же, как все мы, смерти боится. Не
из металла. Хаттаб тоже хочет жить. И поэтому
слаб.
— Как вы думаете,
какова его ближайшая судьба?
— Думаю, сбежит.
— А Басаев?
— Думаю, останется. И
будет воевать до последнего. Если решится на
новые бои, то это будет его последний рывок.
Странное ощущение от
этого разговора. С одной стороны, вроде бы
складно — и «за правду», «за народ». С другой,
абсолютно все — с налетом легкой неправды. И это
становится ясно каждому, кто хотя бы пару дней
поколесит по сегодняшней Чечне и поговорит с
людьми. Спрашивала любого, где угодно: в
Чири-Юрте, Аргуне, Шали, Грозном, Октябрьском и
даже Гудермесе: «Кто у вас власть?» Отвечают: «Ее
у нас нет». — «А как же Кадыров?» Люди говорят
одно и то же: «Если бы он был властью, мы бы его
хотя бы видели». Кадыров же, сев в кресло Кошмана
в Красном доме в Гудермесе, встать с него боится.
Никуда не ездит, не ходит. Ему бесполезно
задавать вопросы хозяйственного направления. Он
не может на них ответить, даже на элементарные —
например, сколько предприятий в Чечне и какие из
них работают. Кадыров весь — в политических
распрях, в ненависти к Масхадову, в том, чтобы
доказать ему, кто кого переиграл, в перетягивании
полевых командиров на свою сторону. И в фатальном
отсутствии мыслей, как же обустроить главное —
мирную жизнь своей республики.
И когда ты все это поймешь,
не остается никакой возможности верить красивой
риторике о «чеченском народе», который «больше
нельзя обманывать».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
Гудермес
24.07.2000
|
|
|