|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
«НА САМОМ ДЕЛЕ
ВОЙНА УЖАСНЕЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ…»
Чеченские
старшеклассники — о своем новом, послевоенном,
мировоззрении
Подошла серьезная
молодая девушка в строгом темном костюме,
отглаженной блузке, Бог знает где в этих условиях
еще и отбеленной, и пусть сильно запыленных, но
все-таки черных туфлях на высоких каблуках.
Учительница при исполнении? Девушка смотрелась
совсем не так, как остальные женщины-беженки
вокруг. И не по-военному. И не по-местному. И не
по-лагерному.
Дальше она удивила еще
больше — в таком виде в поселок Серноводск
пришла издалека. Сказала: «Я только что из
Грозного».
Это была Айна Наврузова,
довоенная учительница грозненского лицея № 1 и
аспирантка — выпускница Чеченского
госуниверситета, представительница
интеллектуальной элиты своей нации и республики.
Айна вынула из огромной дорожной сумки стопку
полуобгоревших листков. И объяснила, что сумела
вынести из города, из своего заваленного подвала:
третью часть, чудом уцелевшую, своей
кандидатской диссертации, законченной как раз
прошлым летом и назначенной к защите в Москве на
прошлый же октябрь.
— А какая тема была?
— Сопоставительная
филология русского и чеченского языков.
Айна равнодушно смотрит
на солнце и говорит, что теперь она вряд ли
восстановит этот труд. Довольно быстро нас
окружают люди. Им — по 16—18. Не больше. Но лица у
всех особенные, будто им по тридцать и далее...
Видно, они прекрасно
знакомы друг с другом. Почти все — из 1-го лицея, а
Айна — их учительница. Ее рассказ про руины
Грозного не слишком задевает большинство этих
«молодых стариков» — каждый день слушают
подобное, и уже нет сильных эмоций.
Мы стоим, будто в дыму, на
умопомрачительно пыльной и продуваемой улице
чеченского поселка Серноводск. Клубы вихрятся на
уровне наших голов, и поэтому разговор быстро
приобретает призрачный, туманный, тревожный и
угрюмый — военный, как здесь и положено, привкус.
Туфли учительницы Айны не спасают положение.
Где-то далеко все так же, как и осенью, зимой и
ранней весной, продолжают выполнять приказы
тяжелые орудия. А поближе стучат автоматные
очереди, будто папа Карло столярничает деревом
по дереву.
Под этакий аккомпанемент
ученики Айны быстро находят зажигающую их тему
разговора. Это — их собственное мировоззрение.
Они его называют «послевоенным», горячатся,
закипают и настаивают, что мечтают быть
услышанными в России. Говорю: «Подавляющее
большинство читателей нашей газеты не побывают в
Серноводске, а в ближайшее время уж точно. И не
поговорят с вами».
И тогда мы договариваемся
о компромиссе. Взрослые ученики Айны — это новое
поколение страны, пережившее уже две войны,
согласны перевести важный для них разговор в
эпистолярное русло.
Вскоре у меня в руках 22
письменных крика, обращенных к читателям «Новой
газеты». На одну и ту же тему «Мое мировоззрение
до и после войны».
Для справки: где все
происходило. Серноводск — это бывший курортный
(тут природные сероводородные ванны) поселок в
той части Чечни, что ближе к Ингушетии. С самого
начала нынешней войны тысячным потоком сюда шли
беженцы из других районов республики. Часть из
них позже двинулась и осела в Ингушетии. Но
несколько тысяч решили остаться пережидать
лихолетье именно в Серноводске. Среди этих тысяч
— и те бывшие старшеклассники из лицея № 1, с чьей
точкой зрения вы сейчас познакомитесь.
Раньше я верила в
добро...
ЛУИЗА ЗАКРАИЛОВА (10 «А»):
«Войну невозможно
описать. Это когда больше всего на свете желаешь
себе смерти. Мы не знали, что такое возможно.
Сначала сидели в подвале. Но это было только
начало. Потом закончилась вода. Мы установили
очередь и, рискуя, вылезали за ней. Двоих сразу
убило. Не вернулся и мой брат с дядей. Брату было 12
лет, и он никогда еще никому не сделал зла. А его
убили ни за что.
В тот день мне больше
всего хотелось быть рядом с «боевиками», как их
называют. Чтобы отомстить за брата, за дядю, за
ребенка, который умер у меня на руках, так и не
найдя свою мать. За всех невинно погибших.
На 17-й день нашей
подвальной жизни снаряд попал и туда. Я пишу об
этом, и моя душа плачет. Но я не плачу слезами —
мое сердце окаменело.
...Когда снаряд попал в
подвал, многие потеряли сознание. И я тоже. Когда
очнулась, увидела, что подвал стал меньше.
Бетонная плита поделила его пополам и захоронила
заживо 28 человек. Это было невыносимо —
несколько дней слышать стоны умирающих за стеной
людей! За что? Я не устаю задавать этот вопрос. В
чем мы провинились?
О Аллах, как я верила в
добро, справедливость, людей. Я восхищалась
Пушкиным, Толстым, Достоевским. Моими
нравственными критериями были любовь,
сострадание ко всем людям. Я любила всех людей.
Что же теперь? Я думаю, в
наше время появилась категория человека,
подобная зверю, жаждущему крови. А теперь, вслед
после их появления, и еще одна порода — жаждущих
уже их крови. Это — я. Мои мечты, нравственные
критерии, планы на будущее канули в пропасть. Я не
та, что была до войны».
Кино стало жизнью
АМИНАТ ТЕМИРГЕРИЕВА:
«Когда до войны я смотрела
фильмы про войну, казалось, что все это люди
придумывают. Но оказалось — правда. И теперь у
нас все, как раньше в кино. И я теперь верю, что это
не кино».
ИНДИРА ДАЧАЕВА (9-й
класс):
«Как странно было раньше,
когда говорили: «Война в Абхазии». Я и моя подруга
думали — это просто перестрелка. Но оказалось,
что это — ад.
...Кому нужна война, пусть
оставят нас в покое. И воюют между собой
где-нибудь подальше от людей».
ЗАБУРА ХАДАТАЕВА:
«Этот год я не забуду
никогда. В ту ночь бомбили, сзывались тревоги и
томился страх. И утром мы уехали из города. Не дай
Аллах, еще такое увидеть нашему поколению. Даже в
кино».
Я пробежал свой дом
МУРАД ОСЕПЬЯНЦ (8 «И»):
«Когда мы приехали в
Грозный, я сразу же пошел узнать, цел ли наш дом. Я
даже пробежал последние шагов десять, хотел
быстрее увидеть его. А потом понял, что пробежал
мимо, — я не смог узнать свой дом. Я даже не верил,
что здесь он был. Потом я пошел по городу. И не мог
узнать свой город. Думаю, никто на земле не хотел
бы не узнавать свой дом и город».
ТАМЕРЛАН НАСРУДИНОВ (8
«И»):
«Наша соседка осталась с
мужем и всю войну просидела в подвале. Благодаря
ей наша квартира осталась цела. Соседка тушила
пожар, чем придется, — снегом и компотами.
Везде в России были войны.
Но нигде там так не бомбили города, как наш
Грозный. Все новое вооружение было испытано на
наших людях. Этого уже не забыть».
ХЕДА КАТАЕВА:
«Война — это жестокий мир,
где нет пощады и сострадания к ближнему. Я
никогда раньше не видела войну, и это оказалось
очень трудно — пройти через нее. Наш дядя Сурко
воевал, а папа и дяди Салман и Хамзат — нет. В
селении Автуры жили мамины родные, они хоронили
моего дядю. Он воевал, и его звали Автурхан. Он был
честным и справедливым человеком».
Вспомните — от нас
зависит ваше будущее!
ХАМЗАТ МУСАЕВ:
«Мне не пришлось видеть,
что происходило в городе в момент боевых
действий, но их результаты я увидел. И это вызвало
во мне лишь непонимание: почему взрослым людям не
заняться строительством новых домов, школ,
детсадов, больниц, интернатов, а не разрушать их?
Ведь для того, чтобы разрушать, много ума не надо.
Увидев результаты войны,
увидев несчастных малолетних детей, просящих
милостыню, я заявляю войне: НЕТ!!! Войны быть не
должно. Я обращаюсь к тем, кто развязал войну.
Прекратите! Вспомните о нас, МОЛОДЫХ, от которых
зависит ВАШЕ будущее. Если вы Богом наделены
разумом, прекратите войну».
Горы и я не забудут
СУЛИМ ЧАГАЕВ:
«Горы этого никогда не
забудут. Я родился в большом селении Старые
Атаги. Оно расположено почти у самых гор.
Издалека горные вершины смотрят на мой любимый
город Грозный, где я живу. Безмолвные горы с болью
смотрят на то, что сделала эта бессмысленная
война с моим дорогим селом и городом. Половина
села, которым гордился любой атагинец, в
развалинах. Разрушены дома, школы. Многие без
крова. А тем, кто развязал это, все нипочем.
Улицы Грозного напоминают
Хатынь, хотя я видел ее только на картинках. Но
самое страшное — разрушены судьбы людей.
Да, мы можем сказать о
нашей боли, а горы молчат. Но они помнят все. Как
нас высылали в 1944 году. Помнят страшную зиму 1995
года.
ВСЕ помнят горы и никогда
этого не забудут. Так же, как и я».
Уезжать — не дело
ЛАУРА ДЖАМАЛХАНОВА:
«Здравствуй, далекий друг.
Вы видите, в каком мы положении. Вы, наверное,
смотрите по телевизору, как на глазах родителей
убивают сыновей, или наоборот. А нам и телевизора
не надо, чтобы на это смотреть. Все происходит на
наших глазах.
Вы, кто не на войне, только
лишь думаете, что у нас ужасная война. На самом
деле она ужаснее, чем вы думаете. Дальше писать не
буду, а то заплачу.
Теперь и я такого же
мнения, как Шамиль Басаев. Он сказал: «Моя мечта —
свободная независимая Чечня!»
...Не было среди нас
единства, поэтому и случилось то, что случилось.
Но и война ничему не научила многих чеченцев.
Некоторые спасаются тем,
что уезжают за границу. Уехать за рубеж — это не
дело. Если и не сразу, то когда-нибудь все-таки
потянет на родину. Но тогда уже будет стыдно
показываться на глаза тем людям, которые или же
воевали, или же бедствовали ради спасения Чечни.
Я не уеду».
ЮНУС ИДИГОВ (8 «Э»):
«Это стихотворение я
сочинил сам, когда ехал по одной из дорог
Северного Кавказа в роли беженца. Это мое главное
стихотворение.
Чечня! Родина моя!
И здесь сейчас идет война.
И я как беженец сижу в
укрытье.
И я уже шесть часов жду,
Когда же кончится
бомбежка.
Идет тяжелый бой
За улицу Орджоникидзе.
И «Град» палит,
И бьют тяжелые орудья,
И пулемет строчит из
своего укрытья.
Вот танк подбит,
И экипаж бежит к
ближайшему подъезду.
Вот мина залепила в дом,
И из него бегут солдаты,
И моджахед пленит солдата.
Идет война России и Чечни.
Идет война большой страны
И маленького брата.»
Их же спросят внуки
УМАР УМАЕВ (8 «М»):
«Сколько жизней
искалечила и унесла эта война, известно только
Аллаху. Война против стариков, женщин и детей.
Пусть президентам и министрам будет стыдно.
Когда-нибудь у них спросят внуки, а им будет
нечего ответить...
Один из самолетов
пулеметной очередью прострелил наш дом. Мы все
побежали в подвал и чудом спаслись. Тогда мы еще
думали, что это недоразумение — было самое
начало войны. И родители нам говорили, что это
скоро пройдет. Но вот продолжается по сей день... Я
посчитал, что на этой войне мафия делает огромные
деньги — по двадцать миллиардов в день. Эти люди,
если они люди, конечно, не видят, скольких детей
они оставили сиротами за свои двадцать
миллиардов, сколько измученных молодых людей в
фильтрационных лагерях остались калеками,
сколько стариков остались без кормильцев.
Человеческая жизнь
оценивается в лишний ГОЛОС на президентских
выборах. Только в каком измерении? Один ГОЛОС —
десять смертей? Интересно, идут ли в счет
оторванные руки и ноги маленьких детей? Сколько
этих ручек и ножек потянул один бюллетень?
Вот по телевизору
началась очередная программа. Большое
количество красиво одетых людей обсуждают
проблему кошек и собак. Мне обидно. Я не могу
сдержать слез. Хотя мне тоже интересно — я ведь
люблю животных. Но мне непонятно, как так
возможно: мы умираем, а они — о собачках! Мне не
дает это покоя. Два часа назад стервятники
сбросили на Чечню очередной смертоносный груз —
это из теленовостей. Я жду этого нового груза с
минуты на минуту. Меня мучает мысль: сколько же
смертей за этим вылетом? Десять? Двадцать? А
может, больше.
Я выключаю телевизор. Я не
могу смотреть передачу о страданиях животных.
Потому что я не понимаю, что важнее для русских:
жизнь чеченского подростка или московской
собачки? Лично для меня жизнь каждого живого
существа священна. Так меня учат мои родители. А
для вас? Чему вас учили ваши родители?
Ответ для меня ясен.
Поэтому я жду своей очереди. Но я погибну не так,
как вам хотелось бы, не на коленях. Я погибну
Свободным Гражданином Свободной Независимой
Чеченской Республики.
В этой войне я не вижу
победителей и побежденных. Мы все проиграли».
Война не сделала нашу
жизнь лучше
НАИЛЬ ИСМАИЛОВ (8 «М»):
«Война. Смерть. Голод.
Ненависть. Все эти страшные слова стали
действительностью. Раньше я видел фильмы, читал
книги о войне и не знал, что это может произойти с
нами. Ночные бомбежки, черное небо от пожаров
превратили жизнь в кошмар. Много погибло людей,
которые жили и никому не приносили зла. Как
страшно остаться без крова.
Раньше мы ходили в лицей и
никогда не думали, что вдруг все изменится. Город
— в руинах. Дороги — в воронках от снарядов.
Почти каждый дом или разрушен, или пробит
снарядом. Война не сделала нашу жизнь лучше, не
принесла нам счастья. Это самое главное».
Боевики — герои?
АРТУР БАКРИЕВ (9 «И»):
«Никто не хочет, чтобы
война продолжалась. Это неравная война. Боевики в
действительности защищали мою родину. И они не
будут забыты нами. Ведь это герои Чеченской
Республики, чеченской нации и в конце концов
Кавказа».
ХЕДА ШИТАЕВА (8 «М»):
«Я думаю, во всем виновен
сам НАШ НАРОД. Это Бог нас наказал за
несправедливость, с которой мы жили.
До войны я считала, что наш
народ лучше».
Постскриптума тут не
будет. Разжевывать нечего. Получился жесткий
разговор о принципах наших будущих
взаимоотношений.
Об одном, от себя,
попросила учительница Айна Наврузова — судить
переписку СТРОГО. Без всяких скидок на возраст.
Потому что он у сегодняшней чеченской молодежи —
преклонный, зрелый. Измерен войной. А не
прожитыми веснами, как у всех.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ,
Чечня
27.04.2000
|
|
|