|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ВОЙНА НИКОГО НЕ
ВИДИТ
Чеченские
третьеклассники написали сочинение «Моя Родина»
Представьте класс. На
стульчиках сидят дети. Один ногу чешет, другой в
носу ковыряет, а вон тот, в драных спортивных
брючках, ботинок свой, требующий каши,
рассматривает, будто и нет остального мира...
Что хотите — всего лишь
третьеклашки. По обычным меркам совсем малыши.
Это они только что написали сочинение по вечной
школьной теме всех времен и народов — «Моя
Родина». Ну кто из нас такого не писал? Не грешил
по-мелкому, сдувая умные слова с каких-нибудь
книжек?
А тут прочитала стопку
листков и ужаснулась: тривиальная «Моя Родина»
превратилась в саднящие откровения. Для
собранных именно в этом классе детей тема
оказалась настолько больной и раневой, что по
сути и детьми, тем более малыми, назвать их язык
не поворачивается... В восьми-девятилетних
человеческих оболочках помещено волею
трагических обстоятельств взрослое, сложившееся
мировоззрение. Причем — массово. Поголовно.
Но прежде чем читать «про
Родину», сориентируемся в пространстве. Итак,
Ингушетия, окраина села Яндаре неподалеку от
границы с Чечней. Лагерь беженцев под странным
именем «Госхоз». Палатки, хозблоки, ямы для жизни.
Нечего есть, не на чем спать, нечего одеть, негде
помыться хотя бы раз в месяц. И — нечему
обрадоваться. А школа работает — ей отдано сразу
несколько палаток, и это фантастическая по
местным меркам роскошь.
Официальное название
госхозовского лагерно-образовательного
учреждения «Палаточная школа № 8». Почти 500 детей,
21 учитель-энтузиаст. Конечно, все — без зарплаты,
хоть и с обещаниями наперевес. Директорствует
чудный молодой Минкаил Эжиев, раб своей
профессии, до сентября возглавлявший
грозненскую школу № 21, ныне дотла сожженную.
Третий «г». Русский язык.
Сочинение. Джамиля Алиевна Джамилханова —
молодая учительница из Грозного, обладательница
прекрасно поставленной русской литературной
речи — не скрывает, что не ожидала такого
результата и восхищена патриотизмом своих
учеников.
В от и все. Я не отбирала
лучшее среди прочих. Сочинений оказалось только
12 — это потому, что классы в лагерной школе
невелики. Во-первых, таковы палатки. Во-вторых,
многие дети не могут регулярно ходить туда — им
не во что одеться. Как правило, действует
следующее правило: сегодня кто-то один из семьи
идет учиться, завтра — другой. А за прогулы
никого не ругают и родителей не вызывают...
Заметили еще одну
особенность? Если девочки в сочинениях скорее
лиричны, то мальчики жестки, прямолинейны и
непримиримы. Вас это не пугает?
А теперь — открытия.
Первое и важное: никто, ни один, не написал, что
его родина — Российская Федерация. Все! Отрезали
нас от себя!
Второе и столь же важное:
конечно, это писали маленькие дети, в том смысле
что достаточно много ошибок. Но Джамиля Алиевна,
невзирая на грамматику с орфографией, поставила
всем высший балл:
— Разве можно в нашей
ситуации одному из них сказать: «Тебе за любовь к
Родине — 5»? А другому: «Получи только 3»? Нет,
конечно. Я подумала, что и я могла бы научиться у
них патриотизму, и многие другие взрослые... То,
как этими детьми выстрадана любовь к Чечне, и
«пятерки» катастрофически мало. Ни у одного
другого ребенка в России нет такого опыта.
Сказала и передала мне эти
12 невесомых листков. Сгусток любви. Ее
материализацию и доказательство, когда
правдивее не бывает.
А потом еще чуть-чуть, до
следующего ее урока, мы поговорили о том, что если
с ненавистью еще можно что-то сделать (например,
переломить большей силой), то с любовью — ничего.
С ЛЮБОВЬЮ НАДО ПРОСТО
СМИРИТЬСЯ.
«Я отдаю вам сочинения, —
подытожила Джамиля, — с одной целью: чтобы в
Москве это наконец поняли».
Абделазим МАХАУРИ
(пусть здесь, на газетной полосе, авторы будто бы
говорят с нами, потому что и вы сейчас это
почувствуете, они ТАК хотят до нас достучаться):
«У меня только одна родина. Это город Грозный. Он
был самый красивый на всей планете. Но мой
прекрасный город уничтожила Россия, а вместе с
городом и всю Чечню, и народ, живущий в ней. Те,
кого Россия еще не успела уничтожить, выехали в
Ингушетию, и я тоже. Но я скучаю по дому. Я так
сильно хочу домой, хотя уже знаю, что мой дом
разбомбили. Но я все равно хочу... Почему я хочу
жить у себя дома? Чтобы я был вправе делать все,
что мне угодно, и никто меня бы не упрекал.
РОССИЯ, ОСТАВЬ НАС В ПОКОЕ,
ТЫ УЖЕ НАМ НАДОЕЛА (выделение Абделазима. — Прим.
авт.). Чеченцев осталось и так мало. УХОДИ К СЕБЕ и
наводи порядок у себя, а не у нас...»
Али МАКАЕВ: «Я всегда
мечтал увидеть свою родину Чечню свободной от
терроризма. А вот учусь в холодной палатке, а
русские дети — на компьютерах и в теплых школах...
Я не знаю, есть ли у Путина сердце. Но если бы у
него было сердце, он не начал бы такую войну.
Путин думает, что человеческая жизнь стоит
пятьдесят копеек. Он глубоко ошибается. И крадет
эти жизни у людей. Я бы хотел, чтобы Путин знал: мы
тоже люди. Пока на нас не пришла война, у нас в
Чечне было красивей, чем в Москве. Я бы хотел
поехать домой и жить там до конца своей жизни».
Бислан ДОМБАЕВ: «Моя
родина — самая красивая и самая богатая. Я
родился в Грозном. Мы жили в Черноречье. Наш
поселок был очень красивый. Но теперь посмотреть
на свою родину — это не то что плакать хочется,
даже жить не захочешь. Все разбомбили и
разрушили. Ни в чем не повинная моя маленькая
добрая родина!..
Нашу страну бомбят.
Издеваются над молодежью. Убивают и взрослых, и
маленьких подряд. Что это за беспредел? В чем наш
народ провинился? За что мы страдаем?»
Ислам МИНЦАЕВ: «Я очень
тоскую по своей школе, друзьям и всему родному
мне. Здесь, в Ингушетии, мы живем неплохо. Ходим в
школу в палаточном городке. А ингушские дети
ходят в большие школы — в здания в три этажа, как
у нас было в Грозном.
По ночам я часто мечтаю,
когда же закончится эта проклятая война и мы
поедем домой. Взрослые рассказывают, что дома там
уже некрасивые: все разрушено, и каждый день там
увозят молодежь и нашу мебель на БТР. Молодежь —
в город Моздок и пытают, как в самых ужасных
кинофильмах. Когда я слышу рев самолетов, мне
снова делается страшно, как тогда, когда мы были
дома. Это снова бомбят мою Родину. Сколько
родственников у нас погибло? А сколько без дома
осталось?..»
Шайхан САДУЛАЕВ: «Моя
родина — Ведено. Когда я был в первом классе, мы
переехали в Грозный, в Заводской район. Учился я в
21-й школе. В первую войну я потерял отца. Солдаты
забрали его, и до сих пор никто его не нашел. Я
думал тогда, что война кончилась, но она опять
началась первого сентября, когда все дети должны
идти в школу. Но нам не дали учиться. Двадцать
первого сентября российские самолеты начали
бомбить наши дома, школы, больницы, все, что нам
нужно. Они летали над нами, пугали нас днем и
ночью. И нам пришлось уехать с нашей Родины.
Российские солдаты на
нашей родине убивают детей, наших сестер,
братьев. Говорят, что они бандиты. Но они — не
бандиты, они защищают нашу Родину. Потому что мы
любим свою Родину.»
Заира МАГОМАДОВА: «Моя
Родина — это самый красивый город на земле —
Грозный. Я любила его. На каникулах я ездила с
родителями в село Чишки. Прекрасный, богатый
зеленью уголок моего края. Там раньше отдыхали
много детей из разных городов и сел. Все было
хорошо, но вот пришла война. Она разрушила мой
город, все наши мечты. Унесла многие жизни. Кто
этот человек, который придумал ее? Ведь у него
тоже есть дети... Добрые люди, остановите войну!»
Петимат МУЦАЕВА: «Моя
родина — Урус-Мартан, но там сейчас война. Мне
было так страшно, когда бомбили Урус-Мартан.
Школы, дома, в которых мы жили, разрушены. Но мы
тоже люди! Я очень и очень люблю свою Родину и
хочу, чтобы там скорей наступил мир, — хочу
учиться и радоваться жизни».
Хадижат ДЖАМАЛДИНОВА:
«Когда нам дали 48 часов, мы выехали из Грозного в
Закан-Юрт. Прошел месяц, и мы вернулись домой. Но 22
сентября опять начали бомбить наш город, и 29
сентября мы выехали в Ингушетию. Очень хочется
домой! Хоть там и остались одни руины. В Ингушетии
спокойно, без бомбежек, но каждое утро я
просыпаюсь с мыслью о своем доме. Его разбомбили,
а потом сожгли. Пусть там остался один пепел, но
он свой, родной».
СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ПОДПИСИ: «Я
люблю свою Родину — свое село Урус-Мартан, потому
что это самое красивое село в мире. Сейчас я очень
тоскую. Ночью мне снится, как я с подружками и
портфелем в руках бегу в родную школу.
Здесь, в Ингушетии, часто
летают самолеты и вертолеты, а мне становится
страшно, будто я снова у себя дома. В прошлую
войну российские солдаты убили моего отца. Мама
везде искала его. Наконец нашла мертвый
закопанный изуродованный труп. Мне тогда было
шесть лет, брату — 8 лет, а моей младшей сестре — 11
месяцев. После всего, что было, я думал: война
навсегда закончилась. Но через малое время все
опять началось.
Сейчас каждый день
слышишь, как взрослые с плачем рассказывают об
убитых родственниках. Я бы хотел жить под мирным
небом! Но будет ли это?»
Аминат СЕДИЕВА: «Я
родилась и жила в столице республики г. Грозном.
Наш город раньше был очень красивый. Я ходила в
14-ю школу. Нашу учительницу звали Тамара
Усмановна. Я хотела бы учиться в своей школе, в
своем классе. А теперь мы учимся в холодных
палатках. Мы приехали сюда, в Ингушетию, потому
что наш город бомбили, там было страшно. У нас
теперь нет города, нет школы. Я не знаю, когда мы
поедем домой».
Кока МУСОСТОВА: «Из-за
военных действий мы переехали в Ингушетию. Здесь
над нами пролетают военные вертолеты и самолеты
России. Они опускаются чуть ли не до крыш.
Страшно. Я хочу поскорее уехать в Чечню, жить,
учиться, играть, дружить. Я очень люблю свою
Родину. Помогите мне в этом».
Марина МАГОМЕДХАДЖИЕВА:
«Мой город Грозный всегда сиял красотой и
добротой. Но теперь все это ушло, как красивый
сон, и остались одни воспоминания. Война никого
не видит — ни город, ни школу, ни детей... Все это
дело рук российских армад, и поэтому плачут не
только наши глаза, но и наши маленькие сердца.
Теперь нам и учиться
негде, и играть, и веселиться. Теперь мы бегаем
туда-сюда и не знаем, что делать. Но если бы нас
спросили, мы бы ответили: «Хватит лить кровь. Если
вы не прекратите эту бессмысленную войну, мы вам
этого никогда не простим». Солдаты, военные!
Подумайте о своих детях, о своем детстве!
Вспомните, чего хотели вы в детстве и что хотят
ваши дети, и вы поймете, как нам тяжело и грустно.
Прочь руки от нас! Мы хотим домой».
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
23.03.2000
|
|
|