|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ОБЛУЧЕНИЕ
НЕЗАМЕЧЕННОЙ БОЛЬЮ
В стране может исчезнуть
народ и остаться одно население
Все
люди, которые убежали из Чечни в Ингушетию от
бомб и на силия, те, кто вот уже несколько
месяцев сидит без какого-либо дела, в оцепенении
и ожидании, без надежд, без перспектив, голодные,
холодные, немытые, заброшенные, — все эти люди
сегодня, на излете зимы, своим душевным
состоянием стали производить самое тяжелое
впечатление. Почти поголовно — глубокая
депрессия, перемежающаяся всполохами агрессии,
тотальное истончение основ личности и характера.
Те, кто был непременно опрятен еще в октябре,
сейчас превратились в грязнуль, да еще когда они
со стажем. Те, кто был приветлив, встречают тебя
гримасой злобного монстра... Наблюдая лица
беженцев несколько месяцев подряд, понимаешь,
что общая черта, на них теперь запечатленная, —
беспросветность
Подвальный
псевдоромантизм
Молодой мужчина, сидящий
напротив на корточках, задыхается от возмущения
и ненависти к себе, что ничего не в состоянии
предпринять. Он сжимает и разжимает кулаки, он не
может вздохнуть полной грудью и то и дело трет
грудь нервными руками. Сегодняшние 11 утра у него
— такие же, как вчерашние 11, 12, 13, 14... Ему нечего
делать, ему некуда идти, кроме этого подвала, ему
не на что смотреть, кроме измученных
неустройством и бездомностью лиц женщин своей
семьи.
Исмаилу Саламову только 22
года. Он в общем-то — чудный замечательный
парень, умный, добрый, застенчивый, когда говорит
со старшими, в меру задиристый, в меру
оптимистичный, в меру циничный, из очень хорошей
семьи. Впрочем, так было еще совсем недавно,
осенью. Теперь это человек, у которого всегда
опущены руки и взгляд в никуда... На простейший
вопрос, что он станет делать в своей жизни дальше,
Исмаил отвечает тусклым беспросветным
молчанием.
Задаю примитивнейшие
наводящие вопросы.
— Ну, может, автостанцию
открыть?
— Зачем нужны машины, по
которым потом, спустя еще года три-четыре, опять
будут стрелять...
— Тогда, может, взять
землю и что-то вырастить? Это всегда и всем нужно
— здоровая пища с огорода.
— Землю в осколках? В
разливах нефти? Отравленную тоннами снарядов? Я
не могу этого видеть и знать.
Исмаил вырос в семье, где
его любили и баловали.
— Знаете, что меня сейчас
больше всего угнетает? Что я всю жизнь спал на
двуспальной кровати — раскинувшись, с
удовольствием, как хозяин. А теперь — калачиком,
в куртке, в углу, на бетонном полу.
Ну что делать? Просто
поставьте себя на место Исмаила, и вам не
понадобится ничего рассусоливать.
Интерьер, в котором мы
встретились, — это дом без адреса. Большинство
беженцев из Чечни так и живут в соседней
Ингушетии — где придется. В трансформаторных
будках, на автостанциях, в каптерках, в
кладбищенских каморках для погребальных лопат.
(Жизнь в беженском лагере тоже не сахарная, для
"избранных" — для десяти процентов с
небольшим.) Исмаил нашел свой временный дом
посреди так называемых назранских новостроек
(муниципальный округ "Насыр-Корт").
Новостройки — это коттеджный поселок из
красного кирпича по дороге из Назрани в
ингушскую столицу Магас, где выстроен
президентский дворец. Исмаил и еще 43 человека —
его близкие и дальние родственники и просто
случайно прибившиеся люди — осваивают
бетонированный подвал под коттеджем, которого
еще нет.
Короче говоря, 43 человека
живут в бетонной яме, поверх которой они уложили,
в несколько накатов, все, что могли отыскать на
улицах и под чужими заборами, все, что попадалось
под руку и плохо лежало (стыд!): куски шифера, толя,
доски, жесть... Даже гробовая крышка пошла в дело
— греет теперь детей. Сочленения между ямой и
такой "крышей" не заделаны, потому что это
невозможно, — и в них дует ветер со снегом и
дождем, смотря какая погода.
Вот монолог Исмаила, почти
без правки: "Надоело мне все. Бегать надоело...
Первую войну семья бегала — но еще терпели,
надеялись. Вторую войну семья бегает — и я уже не
могу терпеть. Точнее, мы все не можем терпеть. Все
четыре месяца здесь я мучаюсь. Мы между войнами
жили нормально — хотя бы чтобы не умереть. Да,
жизнь нам не гарантировали. Но теперь-то что? Из
Ингушетии надо уходить — рано или поздно? В
разгромленную Чечню — единственная дорога? Как
сейчас могу я представить свое будущее, если меня
везде, кроме Чечни, ненавидят? А если теперь
войска будут и в Чечне, значит, и там меня будут
ненавидеть. Думаю, у меня нет будущего. Да, в Чечне
есть твари, бандиты. Но мы — я, брат, сестры, тети,
дяди, племянники — мы не твари. Тем не менее нам
предлагают всю оставшуюся жизнь в подвале
просидеть".
— Но вы хоть когда-то в
своей жизни были счастливы? Что осталось в вашей
памяти хорошего, на что вы могли бы внутренне
опереться — когда в последний раз вы жили
нормально?
— Только когда был
маленьким. В 80-е годы. Вот тогда и было счастье.
Когда не знал фамилию Дудаева. Но теперь это
время никогда не вернется. Это знаете и вы, и я —
люди из разных лагерей. Нам не надо друг другу
врать — мы уже слишком далеко зашли в наших
отношениях: чеченцев и всех остальных в России.
Вышеприведенный монолог
Исмаила только потому тут оказался, что он не
оригинален — точно таких же, слово в слово,
дыханием рот в рот — в моем блокноте десятки, а
может, и сотни. Не пересчитать... Типичные и, самое
главное, честные слова, мнения, выводы, ощущения.
Исмаил берет в руки
обычный садовый пластмассовый водяной шланг —
он ответственный в их подвале по этому
проклятому "шлангу жизни", поэтому и спит
калачиком рядом, на полу. В этом подвале, без
названия улицы, без номера дома — по этому
шлангу, в нарушение всех инструкций: пожарной,
газовой и прочей безопасности, круглосуточно
идет газ. Беженцы подвели его сюда, конечно,
самостийно, нелегально, подпольно. Шланг
спускается в преисподнюю из дыры в потолке
(потолок — на уровне земли) и уходит в
металлический котел, где заканчивается
постоянно горящим пламенем. (Как вся эта
конструкция не расплавляется, не
самоуничтожается тут же — секрет.)
Подвальные жители идут на
все эти нарушения, грозящие им смертью, от
острого желания быть в тепле. Газ дает состояние
натопленности в подвале. Однако есть и обратная
сторона — дышать в этой беженской яме очень
трудно. Во-первых, газ потихоньку-помаленьку
просачивается — Исмаил это подтверждает.
Во-вторых, пламя большой импровизированной
горелки сжигает весь имеющийся в помещении
кислород. Полчаса в подвале — и начинает сильно
клонить ко сну. Разламывается голова. Нечто давит
на барабанные перепонки.
№ 38 731
— А как же младенцы тут у
вас выживают?
— Кто знает, сколько их
выживут. И какими они выживут. Останутся ли у них
здоровыми мозги, — выдавливает грозненка из
разрушенного Октябрьского района Тамуся
Габунакаева. Тамуся всю жизнь отработала
учительницей русского языка и литературы. О себе
сейчас говорит с нескрываемым отвращением: "Я
— не я. Мой номер — 38 731. У моей дочери, имеющей
высшее образование, полученное в Москве, как и у
вас — № 31 362. Эти номера, как в концлагере, —
единственная наша сцепка с жизнью. Есть номер по
миграционной службе — дадут крупы и хлеба
когда-нибудь. Нет номера — отправляйся на тот
свет.
Тамуся рассказывает, как
они тут в подвале все друг другу надоели, как
ежесуточно бросаются друг на друга. Бросаются —
потому что сидят. А сидят в бескислородном
пространстве — мозги мрут. Выйти — холодно,
теплой одежды нет. Поэтому все дружно
ориентируются на смерть.
— Мы, когда успокоимся
после очередной склоки, говорим себе так: "Надо
было, как раньше. Посадить всех в вагоны и свалить
без свидетелей где-нибудь в далекой степи, чтобы
моментальная смерть, а не долгая... У нас нация
сейчас умирает, а не каждый по отдельности — вы
должны это понимать. Вот из этого подвала выползу
я — мне останется только доживать. Вот из подвала
выползут моя дочь и другие молодые женщины — и
родят уродцев. Вот из подвала выползут дети — и
останутся идиотами. Без постоянно клокочущего
газового пламени нет тепла. А значит, или тепло,
или кислород. Такая получается альтернатива. Чей
организм справится с кислородным голоданием —
тот и выживет. Какой ребенок останется умницей
после жизни в подобном подвале — тот и останется.
Остальные — в отвал... Знайте, а я ведь, как и вы,
всю свою жизнь к чему-то стремилась — выучиться,
как можно лучше работать, совершенствоваться,
обустроить дом, выучить детей, дать им высшее
образование... За что меня приговорили?"
На монологе Тамуси в
подвал спускается бравый молодой мужчина, вполне
русского вида — открытые миру добродушные глаза,
горделивый профиль и подбородок, но без апломба.
Представляется: "Мухид Алексеевич Ибрагимов.
Мне только что исполнилось 30 лет. Моя бабушка
была русская. Моя тетя — Валентина Сафонова,
живет сейчас в Ессентуках. Я — практически такой
же, как вы, по крови. Не инородец вам".
Мухид не паясничает —
просто тут так принято теперь. Раз уж всех подряд
оскорбляют "бандитами", "террористами",
"козлами" — тот, у кого есть капля не
чеченской, а значит, не "дурной" крови,
старается это подчеркнуть. Конечно, в
зависимости от обстоятельств — то ли в шутливом,
то ли в злобном ключе. Мухид не агрессивен — он
приветливо смеется.
— Как оцениваете, Мухид,
свои 30 прожитых лет? Свой путь?
— Я не жалуюсь. Мне
стыдиться нечего, хоть я и чечен. Никого в жизни
не убил, никого не ограбил, никого не обманул. Я
чистым предстану перед Аллахом. Да, так, как мы
тут живем, жить нельзя. Но это чужой грех, не мой.
Впрочем, не стоит
обманываться внешним оптимизмом и душевной
упорядоченностью полурусского чеченца Мухида.
Его историю рассказывают его родные, когда он,
сказав приятное, довольно быстро и даже
подчеркнуто быстро, выходит наружу — то ли
дышать настоящим воздухом вместо прогоревшего
кислорода, то ли просто не в состоянии долго
сохранять свое первичное добродушие к гостю.
Заметно также, как через 15 подвальных минут лицо
Мухида приобретает стойкий землистый оттенок
тяжелобольного.
Итак, тело бравого Мухида
— все сплошь в следах от осколков. Он был тяжело
ранен в прошлую войну. Чудом выжил. После ранения
двое суток пролежал в снегу, истекая кровью.
Полностью посадил почки — и сейчас Мухид инвалид
с туманными перспективами даже на ближайшее
будущее. Не было возможности добраться до
больниц и врачей, и два месяца в горах он пил воду
из луж, закусывая диким чесноком. Мухиду
требуется диализ, пересадка. Но денег совсем нет
и не будет — и Мухид осознает, что ему не светит
ни диализ, ни пересадка.
Аминат Гаибова, молодая
жена Мухида, считает, что за такие муки силы
небесные должны были бы благоволить к ее мужу —
ведь он уже искупил все, что было даже нехорошего
в его жизни. Но вот никто не благоволит, и даже два
их рожденных маленьких ребенка сидят сейчас в
безвоздушном подвале, одеты в обноски, и у них
одна соска на двоих. Умалт, которому два с
половиной годика, смотрит на подвал тусклыми
старческими глазами в темных окружьях
нездоровых теней. А годовалая Марха играет
грязной поломанной расческой — и это тоже
единственная игрушка детей Мухида Ибрагимова.
"Эта шикарная квартира
с евроремонтом — с видом на полную
бесперспективность", — итожит разговор в
подвале Исмаил. Он и Мухид — двоюродные братья.
Они любят друг друга, как и миллионы других
кузенов по всему свету. Но они — чеченцы конца ХХ
века, и поэтому до сих пор неясен рецепт, при
котором этот небольшой народ сможет выжить в ХХI
столетии в условиях нарождающейся империи.
Давайте же осознаем, что
произошло, пока многие последние месяцы подряд
мы тупо и холодно рассуждали о том, состоялась
или нет в ингушском беженском анклаве чеченская
гуманитарная катастрофа, в каком правовом поле
развивается ситуация! Ведь случилось так, что там
оказалось 200 тысяч человек с подорванной
психикой! Город психопатов и психохроников, нами
собственноручно сотворенных! И до права ли тут?
Как мы теперь будем
существовать рядом? Только на кремлевском холме,
где безответственность — суть бытия, могут
полагать, что дальнейшая их жизнь как-нибудь
установится и угомонится сама собой... Каждый,
способный даже к несложным умозаключениям и
выводам, поймет: нужны экстраординарные меры
спасения. И их, и себя. Мы все вместе рискуем
остаться лишь с человеческими оболочками — без
нутра, достойного именоваться людьми.
Но ведь чтобы спасти
тысячи душ от дальнейшего самоуничтожения, нужна
невиданная, колоссальная энергия добра! А вот уж
чем-чем, а ею Россия сейчас не обладает... Что же
делать? Как выйти из пике, в которое мы влетели?
Как сохранить страну? Наших людей? Где тот
гражданин, который сейчас будет прежде всего
думать о том, чтобы спасти людей для дальнейшего
развития страны, а не ее пустую оболочку — лишь
для того, чтобы было чем управлять?
А вокруг — все та же наша
сумасшедшая безнравственная пошлая московская
жизнь, в которой мы привычно бултыхаемся,
принимая ее за значительную. Чужие смерти на
Северном Кавказе в Москве не останавливают
никого. Пьянки, гулянки, блуд. Какими же жалкими
представляются люди со своими мелкими
проблемками, когда возвращаешься с войны в
столицу! Вот один политик перебежал в соседний
лагерь, где теперь взялся служить иному
господину — и находит в своей подлости
удовольствие. Вот наши московские мужички —
вместо того чтобы работать, зайцами бегают по
бабам да еще и уверяют всех вокруг, что они очень
страдают от собственной низости, и при этом
думают, что они хоть что-то из себя представляют...
Утеряна человечность, и всем кажется, что ценой
чужой гибели и унижения мы обязательно завоюем
себе хорошую счастливую жизнь.
Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ, Ингушетия — Чечня
10.02.2000 |
|
|