АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

БОЛЬНОЙ, ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ
В Москве накоплен большой опыт по закрытию больниц. На очереди Краснопресненская — для бедных
       
       
То, что большинство из нас — нищие-хроники, ни для кого давно не секрет. Однако во многих семьях сегодня царит настоящий психоз по вполне конкретному поводу — люди панически боятся серьезно заболеть и трясутся от одной мысли, что кому-то из близких понадобится либо операция, либо длительное лечение. Болезнь одного означает полный финансовый крах всей семьи. Почему? Потому что того самого бесплатного здравоохранения, которое продолжает прославлять отечественная виртуально действующая Конституция, давно в окружающей действительности не наблюдается. Как шагреневая кожа, сокращается число бесплатных коек в стационарах, а если и повезло — попал в больницу, не внеся некоторой суммы, ваших родных обязательно принудят закупить весь набор необходимых лекарств...
       
       
Очередная акция властей по уничтожению медицины для бедных людей проводится сейчас в знаменитом столичном районе Красная Пресня. Здесь пытаются закрыть последнюю больницу, где можно было получить бесплатное лечение — N 32. Так решили в московском правительстве (первый заместитель премьера Валерий Шанцев). В столичном комитете здравоохранения (председатель Андрей Сельцовский). С этим безобразным планом вполне согласен глава управы «Пресненской» Анатолий Бочаров.
       — Один из чиновников мне прямо в лицо и сказал: «А что это там развели? Старухи лежат без всякой надобности, пенсии свои экономят... Пора положить конец! — рассказывает советник районной управы «Красная Пресня» Елена Денисова. Именно она сегодня возглавила военный поход населения против властей за свою больницу.
       Мария Марина, пианистка Российской академии музыки им. Гнесиных, никоим образом на старуху не тянет. Тем не менее она пациентка единственного оставшегося на Красной Пресне неврологического отделения 32-й больницы. У Марии Николаевны — профессиональное заболевание мышц рук и спины, ее мучают сильные боли.
       — Если я не буду проходить хотя бы раз в год курс специального лечения — потеряю профессию, зарплату, жизнь. В то же время платить за такие курсы я не в состоянии. Конечно, могла бы лечь и в другие стационары, да и пыталась это сделать неоднократно — увы, везде мне предлагали ознакомиться со списком лекарств, закупить их тысяч на 8-10 рублей и потом лишь приходить. Лекарств на мою зарплату я купить не в состоянии. Что же, я обречена тихо умирать?.. Ситуация у нас такова — интеллигенция за неимением средств, как правило, не лечится сегодня. Люди что-то покупают с зарплаты в аптеке, вытягивают себя за уши из болезней — но все равно тихо уходят из жизни. Если будет уничтожена и 32-я больница, обнищавшей интеллигенции Центрального округа столицы (а это 14 тысяч человек!) шансов лечиться не останется. Мы тихо перемрем.
       Лидия Каньшина, сотрудница Финансовой академии — соседка Марии Мариной по палате. У нее тяжелейшие боли в позвоночнике. Вот что она рассказывает:
       — Когда я свалилась, муж погрузил меня в машину и повез по больницам — спасать. Везде нам, жителям Москвы, конечно, готовы были оказать помощь — но только за деньги. Предложенные врачами цены оказались для нашей семьи абсолютно нереальными. Наконец, добрались до 32-й. Здесь — тут же госпитализировали, помогли. Все лечение — бесплатное. Я уже сегодня сумела встать на ноги.
       В течение последних двух лет коллектив 32-й больницы постоянно противопоставлял себя коллегам, работающим в других столичных стационарах. Там требовали все более высоких ставок от больных — а в 32-й принципиально продолжали лечить бесплатно, не ставя попавших в беду людей в известность о том, какими «слезами» достается выполнение конституционных требований.
       Однако участь «белой вороны» всем известна — ее клюют до наступления летального исхода. Так и случилось. Чем больше и пламеннее главврач 32-й Борис Старожилов выступал на многочисленных совещаниях, излагая свое видение развития здравоохранения, — тем жестче оказывались ответные меры. Сегодня Борис Павлович — это типичный «негромкий», «чеховский» доктор с бородкой, весь в выговорах медицинского начальства, живого места нет. Его откровенно уничтожают. Причем ничуть не стесняясь в средствах — некоторые из выговоров абсурдны до маразма. Например, один из последних — за то, что в терапевтическом отделении сумели вылечить человека от гнойного абсцесса в легком!..
       Трудно поверить в подобное — но факт остается фактом. Действительно, попал такой больной в 32-ю, врачи быстро поставили диагноз, лечение оказалось эффективным, пациент вскоре ушел домой. А тут проверка — главврача спрашивают: «Почему первым делом не проконсультировали больного в пульмонологическом отделении другой больницы...» Итог — строгач.
       Итак, столичное медчиновничество делает все, что от него зависит, чтобы уничтожить бесплатную медицину в Москве, попутно пытаясь смести с лица земли тех, кто мешает ему проводить свою, выгодную, линию жизни. Надо сказать, бороться с комитетом Андрея Сельцовского довольно трудно. Вот фраза одного из чиновников — она весьма характерна: «У нас большой опыт закрытия больниц. Закроем и эту. Не беспокойтесь».
       Впрочем, есть у ликвидационного плана и некоторая другая стратегическая цель. О причинах готовящейся расправы рассказывает Юлия Чулкова, академик Российской академии наук, жительница Красной Пресни и неоднократная пациентка 32-й больницы:
       — Нам говорят: «Не нервничайте — после ремонта мы сделаем тут хоспис для умирающих жителей Красной Пресни». Мы отвечаем: «Спасибо, конечно, за заботу, что дадите нам возможность красиво и с миром умереть — раз лечиться уже не сможем. Однако мы не верим словам о хосписе». Причины не доверять у нас есть. В течение последних пяти лет на Пресне происходят следующие события. Уничтожается вся инфраструктура для бедных — взамен рождается исключительно для богатых. Закрывают якобы на ремонт булочную — через некоторое время открывают стриптиз.
       И это — сущая правда местной жизни. Пресня — давно не жилой район, а почти «улица красных фонарей» московского розлива.
       Власть в который раз демонстрирует — ну совершенно она не заинтересована в населении, тем более многочисленном!
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
20.09.99, «Новая газета Понедельник» N 35
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»