|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЖИЗНЬ
ЗА ОКНОМ — БЕДА
Сейчас его знают немногие, но это и
есть участь журналистов, о которой должен быть
предупрежден каждый, вступающий на этот путь.
Пока публикуешься — тебя помнят и ты нужен.
Перестал — все, довольствуйся собой. Тем не менее
в 70-80-е годы имя Валерия Аграновского, одного из
самых блистательных и смелых спецкоров
«Комсомолки», гремело по всей стране.
Письма-отклики на публикации в редакцию носили
мешками, а на его очерках студентам преподавали
основы журналистского мастерства. Сейчас
Аграновский, перенеся несколько инфарктов и
инсультов, тоже много пишет, но, во-первых, нет той
«Комсомолки», которую читают все, и нет тех
времен, когда газета слыла истиной в последней
инстанции, а статья читалась как приговор.
Досье:
Аграновский Валерий
Абрамович — родился в 1929 г. в Сочи. Окончил
юридический институт и военное училище
штурманов дальней авиации. Первую статью
опубликовал в 1948 г. В профессиональной
журналистике — с 1957 г. Работал в журнале «Юный
техник», «Экономической газете», «Литературной
газете», «Комсомольской правде», «Огоньке». Отец
— знаменитый журналист Абрам Аграновский.
Старший брат — столь же знаменитый известинец
Анатолий Аграновский.
Свой юбилей Аграновский встречает в
грустном настроении — это трудно не заметить.
Именно на такой ноте и прошло наше интервью,
которое оказалось напрочь избавлено от
праздничной приподнятости. У Валерия Абрамовича
— свой особый взгляд на современную
журналистику. Без сомнения, предвзятый — но
иначе и не может быть, если ты отдал этому ремеслу
50 лет.
— Итак, за что же вы не
любите современную журналистику?
— Я признаю ее право быть
такой, какая она есть. Однако кризис очевиден. В
моей новой книге «Вторая древнейшая» есть
открытое письмо главному редактору
«Литературки». Давая интервью, он сказал: «Отныне
наша газета будет ориентироваться только на
факты, а не на мысли». Для меня такой журналистики
не существует. И я написал отповедь, потому что
давал этому человеку рекомендацию в Союз
журналистов.
Нет, я, конечно, не против
факта — он имеет право жить. Но факт — всего лишь
информационный повод для журналистских
размышлений. А просто так лопать факты — сыт не
будешь. Мне неинтересно читать, что какой-то
чиновник с дамой был в сауне.
— А что тут, собственно,
осмыслять?
— Когда человек прыгает с
колокольни и остается живым — это случайность.
Когда тот же самый человек падает с той же самой
колокольни и снова остается живым — это уже
совпадение. А когда человек в третий раз падает с
нее, это — привычка. За одной «баней» последовала
другая, будет и третья. А ведь уже на первом факте
журналисты могли бы проанализировать, что
сегодня происходит с нашим чиновничеством, с
высшим классом государства — психологически,
морально, материально... Из поля зрения
журналистики первым делом не должно уходить
нравственное состояние общества. А у нас исчезли
все старые жанры, появился один новый — донос.
Я считаю, газетная трибуна
сегодня вообще не жизнеспособна. Она рождает
лишь сиюминутные реакции, которые угасают в тот
же момент, как только рождаются.
— Но в этом есть своя
правда современной жизни — прошел день, и газету
«съели». Вы просто относитесь к славной плеяде
журналистов-шестидесятников, которые страдали
газетным гигантизмом и были избалованы
миллионными тиражами. Все это ушло — наступили
новые времена, появились другие ценности.
— В Коране есть фраза —
все будет так, как должно быть, даже если будет
наоборот.
— Когда вы работали в 60-70-е
и претендовали на роль властителя дум, занимая
под свои статьи огромные куски газетной площади,
— вы тоже так думали?
— Тогда у меня было меньше
мудрости.
— А на что вы надеялись
тогда? Вот выйдет свежий номер, и...
— Газету боялись,
ненавидели, любили, уважали — она влияла, она
работала. В ту пору писал мой брат Анатолий
Аграновский, и каждая его публикация приносила
реальные плоды обществу. Не хочу претендовать на
такие же результаты, которых добивался Толя, но
все, что я публиковал, имело почти мгновенную
реакцию — общественности и властей.
— Каким вашим газетным
результатом вы гордитесь больше остальных —
«газета выступила, меры приняты»?
— Я окончил юридический
институт и потом долго работал адвокатом. Пошел в
адвокатуру специально, чтобы быть защитником, а
не прокурором и не следователем. Я никогда никого
не обвинял — только защищал. Моя журналистская
миссия была такой же. И сегодня мне стыдно всего
за один-единственный материал, который был
опубликован в «Комсомолке» лет 25 назад. Я написал
о молодом спекулянте. Все это были мелочи и
полная ерунда — чем он спекулировал. А я не смог
предвосхитить, что очень скоро спекуляция станет
нормой нашей жизни.
Однако мальчика мне
все-таки удалось спасти. Его хотели тогда же
посадить, и конечно, сделали бы это, а я его спас.
Приехал в суд, выступил общественным защитником.
— Простите, мне непонятно
— в статье вы его обвинили, а в суде защищали?
Писали одно — говорили другое? Какая странная
была жизнь.
— Не странная, а
нормальная. В статье я обвинял явление на примере
главного героя, а в суде защищал конкретного
человека. Я не хотел, чтобы из-за меня пострадал
человек. Расскажу одну историю. В 35-м году в
Москве, когда мне было шесть лет, умерла близкая
подруга нашей семьи. Мы все ушли ее хоронить. А во
время похорон обокрали нашу квартиру. Вынесли
все, и это сделали мальчишки из нашего двора.
Когда был суд, папа пошел туда и защитил всех
мальчишек. Их выпустили на волю. Он сказал — это
наши дети, и во всем, что они делают, виноваты мы,
взрослые. Мальчишек было восемь. Потом шесть из
них погибли на фронте.
— А если бы сегодня, столь
же хамским способом: люди пошли на похороны, а они
влезли — вашу квартиру обокрали, соседские
подростки? Как вы бы поступили? Пошли в суд их
защищать, как ваш папа?
— Не знаю. Сейчас ситуация
изменилась до такой степени, что мы все, и я в том
числе, стали нетерпимы, злы, резки — не
способными понять и проанализировать. У нас
очень борцовская реакция и главный принцип: око
за око, зуб за зуб. «Принцип талиона».
— Сегодня вы человек в
основном домашний? Как вы относитесь к жизни за
вашим окном? Какая она, на ваш взгляд?
— Жизнь за окном — беда. Я
говорю не о воздухе, а о нашем обществе. Ельцин —
это... Мавр, который сделал свое дело.
— Какую трагедию
последнего десятилетия в России вы считаете
самой страшной?
— Могу сказать только о
собственном отношении к этому вопросу, ни в коем
случае не обобщая, — это трагедия демократов и
демократии. Демократическая революция не
произошла, она попала не в те руки. Но это еще не
похороны. Из всех современных политиков для меня
наиболее симпатичны люди типа Владимира Рыжкова
— лидера фракции НДР в Думе. Он — человек
будущего. В эти выборы он, конечно, не попадет. Но
через 8-12 лет, может, что-то получится. Для этого
ему нужно вырваться из той скорлупы, где он
сейчас находится, и некоторое время идти в
одиночку — ведь лучшее воспитание происходит в
одиночной камере. И тогда что-нибудь обязательно
получится.
— Но, может, тогда уж лучше
— в эмиграцию? И, по старой отечественной
традиции, именно там устроить инкубатор для
будущих руководителей страны?
— Нет. Воздух должен быть
родной.
— А вы никогда не
собирались уехать из России навсегда?
— Я никогда не осуждаю
тех, кто уезжает. Но сам никогда не собирался в
эмиграцию, потому что у меня очень крепкие узы с
семьей. Здесь похоронены мама, папа, Толя. В этой
же могиле есть маленький кусочек для урны с моим
прахом — уже приготовленный. На моем столе, в
хрустальной вазочке — удостоверение могилы, где
родители и Толя, и от них я никуда не уеду.
Собственно говоря, этим объясняется все, в том
числе и отношение к стране. Это — моя страна.
Отсюда меня можно только выгнать, и тогда я там
умру. Не буду говорить, что это патриотические
чувства — их нет. Просто у меня огромное
количество болезней, и я не хочу еще одной —
ностальгии.
— А вы когда-нибудь
подолгу живали за границей?
— Там я был всего три раза
за 70 лет. В Венгрии и Болгарии — на отдыхе, в
Италии — с делегацией журналистов. Из той
итальянской поездки привез книгу Солженицына на
русском языке — в коробке из-под конфет. И мне
повезло — совершенно случайно не попал в шмон на
границе.
— Вам не обидно, что вы так
мало видели мир?
— Всего не перечитаешь,
всего не пересмотришь. Ну посмотрел я три страны.
Ну мог — тринадцать. Что изменилось бы во мне?
Ничего.
— Как вас сегодня
называть? Вы — кто? Шестидесятник? Журналист?
Писатель? Драматург? Последний в журналистской
династии Аграновских?
— Я прежде всего дедушка.
У меня два внука и одна внучка. Асе — Анастасии
пять с половиной лет. И она уже сочиняет стихи. Но
то, что она сочиняет стихи, пока сама не знает. Я
записываю их, но не говорю ей об этом — мы боимся
комплексов. Еще Ася играет на фортепьяно, и у меня
тоже есть записи. Я ей даю прослушать Моцарта. И
говорю: а теперь сочини по мотивам Моцарта. И она
сочиняет — импровизации ее потрясающи. Но она
тоже не знает, как это прекрасно.
Моему маленькому внуку
год и два месяца — его зовут Александром
Александровичем. Он пока еще не говорит, а только
мычит и играет с кошкой. Прелестный мальчишечка.
Старшему внуку Андрею — 19. Он на 4-м курсе юрфака
МГУ.
— А с кем из них вы дружите
больше всего?
— С Аськой у нас
потрясающая дружба. Мы с ней философствуем и
играем в футбол в коридоре. Андрей — человек сам
в себе, самодостаточный. Ему никто не нужен — он
пока один. Будет ли когда-нибудь писать, я не знаю.
— Вы мечтаете, чтобы он
обязательно писал?
— Я очень хочу, чтобы было
продолжение нашей династии.
Беседовала Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ
02.08.99,
«Новая газета Понедельник» N 28
|
|
|