|
|
|
|
|
|
АННА СТЕПАНОВНА ПОЛИТКОВСКАЯ
(30.08.1958 – 07.10.2006)
•
БИОГРАФИЯ
•
ПУБЛИКАЦИИ В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»
•
СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…
•
АУДИО / ВИДЕО
•
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
•
ВАШЕ СЛОВО
•
|
|
ЖИЗНЬ
НА ИЗНОС
Восемь лет сахалинский
фермер живет на каторге
Злой островной ветер, кажется,
выдувает из тебя всю душу — твое тепло, добро,
стыд, да и материковую самоуверенность в придачу.
Но и на этом Сахалин не успокаивается — дело
ветряного растления человеческой сущности
довершает солнце. Оно тут грубое, прямолинейное,
появляется как большой сюрприз и обходится без
тени. Пять лет — и крепкие вроде бы дома
разваливаются, как карточные. Не жизнь, а каторга.
Именно здесь, в самых
гиблых местах, где пролегали исконно каторжные
тропы, — на севере Сахалина, в его Анивском
районе — фермер Геннадий Мартынов пытается
доказать миру и себе, как здорово быть в России
вольным животноводом.
Мартынов работает так, что
рядом с ним все разговоры о чьих-то усталости или
переутомлении кажутся смешными. От зари дотемна
— в поле, на дойке, на пастбище — везде. А потом
еще летит на стареньком авто в Южно-Сахалинск
доказывать островным чиновникам, как правильно
писать слово «фермерство» и почему надо делать
так, а не наперекосяк... Жизнь — на износ, а точнее,
как принято сейчас говорить, — навынос.
— Но зачем так уж
мучиться? Зачем вам, уроженцу Абхазии, а после
горожанину Джамбула, такая нечеловеческая жизнь?
Может, бросить все? Ведь остались же на белом
свете тысячи теплых городов и поселков. Да и
работ, начинающихся когда угодно, но только не в
четыре утра ежедневно... — это был первый, а позже
выяснилось, и главный вопрос Мартынову. Весь
остальной наш разговор превратился в длинный
ответ на него.
— Тепло — это здорово.
Неполевая работа — еще лучше. Но тут у меня есть
главное — воля. Во всем, — начинает Мартынов.
— Да какая же это,
собственно, воля, если на каторгу смахивает?
Но Мартынова не свернуть
— у него своя философия:
— Кормлю молоком и мясом
несколько предприятий в Южно-Сахалинске.
Устанавливаю цену сам — она ниже, если сравнить с
городскими. Зачем? Потому что понимаю: люди
вокруг очень бедные, и надо сделать так, чтобы им
были доступны мясо и молоко. Иначе вырождение
нации неминуемо. Так что и я своим собственным
образом делаю добро миру. Но если бы я был обычным
продавцом, а не самостоятельным фермером,
подобный стиль жизни мне был бы просто
недоступен. Стоял бы за прилавком, торговал по
велению хозяина — и все. А сейчас я сам себе
указка.
Чтобы делать
молочно-мясное добро для малообеспеченных
сахалинцев, Мартынов держит 36 голов крупного
рогатого и обихаживает 28 гектаров кормовых лугов
вокруг. Он считает это соотношение голов и
гектаров совершенно неэффективным, однако
именно такие ограничения ввели власти.
Помимо филантропии за
мартыновской душой — семья. Жена Татьяна, в
прошлом — модельер обуви, и два взрослеющих
сына-студента. Для них Мартынов выстроил дом —
центр его личного мироздания и модель
собственного миропорядка. Процесс возведения
затянулся на все последние восемь лет, прошедшие
с того самого момента, как он явился на это жуткое
сахалинское неудобье, выделенное под «развитие
фермерских хозяйств». Тогда в руках у него был
один топор — а вот теперь дом стоит!..
Между прочим, из ряда вон
выходящее строение — дом у фермера выкрашен в
ярко-оранжевый цвет. На это имеются и объяснения:
— Специально подбирал
краску, чтобы выделиться из окружающего
пространства: так хочу!
Что ж, получилось —
мартыновский дом прямо-таки выпрыгивает из
повсеместно серого пейзажа, где не предусмотрено
места природно-апельсинным тонам. Его
заприметишь за десяток километров и обязательно
подумаешь: там происходит что-то невероятное,
противное окружающей монотонности.
Впрочем, внутри дома —
полная, разительная противоположность внешнему
вызову. Не просто скромно, а прямо-таки
по-пуритански. Окна голые, без занавесей, стены
беленые, как в примитивной крестьянской избе,
осветительные приборы — «лампочки Ильича». И
больше ничего?..
— Но какой смысл так
горбатиться, чтобы так продолжать жить? Неужели
прибыли совсем нет?
— Прибыль, конечно, есть,
но смысл именно в подобном стиле жизни —
огромный. Хотя я лично — человек, как все. Тоже
хочу жить шикарно — раз в год обязательно
съездить отдохнуть в теплые края. Еще — иметь
наемных работников, на которых можно спокойно
оставить хозяйство. Но сейчас мне это недоступно
— я учу детей... Пошли наверх.
Попадаем в огромную
пустынную комнату. Вдоль стен даже не кровати, а
простые лежанки. А среди этого полного
отсутствия каких-либо осязаемых признаков хотя
бы относительного благополучия — компьютер. Он и
есть единственная и главная ценность дома, пусть
даже его цивилизованный вид совершенно не
совместим с подчеркнуто примитивным убранством,
с коровником под окном, с углем, которым топится
оранжевое жилище.
Естественно, у Мартынова и
на компьютер свой философский взгляд.
Оказывается, у него именно так сыновья учились,
компьютер стал для них настоящим окном в мир. Ну а
сам фермер тоже не отстает — заразился писанием
статей в газеты о том, как правильно обустроить
мир вокруг.
Теперь оба парня — в
городе. Здесь и разгадка, куда деньги,
фермерством заработанные, деваются. Прибыль
Мартынов пускает на то, чтобы дать первоклассное,
современное, востребованное сегодня образование
сыновьям. Двадцатилетний Артем учится на юрфаке
Южно-Сахалинского филиала Дальневосточного
госуниверситета. (»Моя слабость —
юриспруденция!» — комментирует старший
Мартынов.) Двадцатидвухлетний Денис — будущий
аудитор, получает специальность в местном
филиале Московского коммерческого института.
— И это тоже была моя воля!
Дело жизни для сыновей
почти единолично выбирал отец — он не скрывает,
что, как принято в Абхазии, главные решения и в их
семье принимает глава рода.
— Я коров выучился доить
(а до фермерства ничего подобного не умел вообще),
больше всего желая дать детям образование.
Многие ли у нас на Сахалине могут похвастаться
сегодня, что способны выучить детей? А я,
Мартынов, смог! Знаю, если бы сейчас продолжал
жить в городе и тянуть общую нищую лямку — ни о
чем подобном не было бы и разговора. Ведь
бесплатно у нас учатся только дети местной знати.
— А теперь — о главном, —
продолжает Мартынов. — Так или иначе, но у меня
все в порядке. Да, можно мне пожелать больше
денег, но воля-то уже при мне. А что у нас со
страной?.. Такой, как я, в ней по-прежнему —
исключение из правил. За эти годы я не разорился,
как большинство из тех, кто в 1991 году получил
землю от новых демократических властей, только
потому, что умею додавить всех, кого требуется.
Для этого постоянно пишу в газеты, выступаю по
телевидению, брожу по чиновникам, предлагаю,
требую, ору! Я выучился жить вопреки
обстоятельствам. Но страна-то как? Отвечу —
никак. За десять лет мы не сдвинулись с реформами.
— Но ведь, как ни крути,
ваша собственная биография — и есть
доказательство, что это не так?
— Вы абсолютно не правы, —
убежден Мартынов. — Ничего не меняется в лучшую
сторону. Вот как я сюда, на землю, с топором
пришел, а чиновничьи инструкции с коррупцией
обкладывали меня со всех сторон — так и осталось
до сих пор. Если не можешь разрубить их —
сворачивайся. Скажу только о своих соседях. Мы
здесь обосновывались втроем. Рядом со мной
кореец землю получил — очень трудолюбивый
человек. Где он сегодня? Ушел — сил не осталось
прорываться сквозь российскую рутину. Другой
фермер-сосед — Дамир Ишкинин, бывший спортсмен,
очень волевой человек. Как он старался! А
хозяйство сейчас — на грани жизни и смерти. Очень
ему плохо, а причина та же: государство делает
все, чтобы отечественному сельхозпроизводителю
не дать возможности развернуться. Не исключаю, я
во всей округе скоро останусь совсем один фермер!
Судя по характеру
Мартынова, битва с властями будет до последней
капли чиновничьей крови. Геннадий согласно
кивает:
— И заметьте — почему. Я
воюю за свое право быть вольным. Я воюю только за
право быть самим собой — и это очень важно! Если
бы таких, как я, вольнолюбивых, было больше, уже
переломили бы хребет и коррупции, и чиновникам.
Итак, перед нами — еще
один вариант бизнеса по-русски. Где Мартынов —
сам себе царь и бог. Где власти противные, как
везде: хотят денег и подарков. Где жить бывает
невыносимо. Однако есть высочайшая плата за
способность все это выносить — это свобода и
воля. А значит, она, правда жизни, по-прежнему
заключена в проклятом надоевшем «вопреки», в
вечном геройстве, на которое обречены все мы,
желающие жить хотя бы прилично.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ.
Остров Сахалин
14.06.99,
«Новая газета Понедельник» N 21
|
|
|