АННА
СТЕПАНОВНА
ПОЛИТКОВСКАЯ

(30.08.1958 – 07.10.2006)
  
Анна Степановна Политковская


  

БИОГРАФИЯ

ПУБЛИКАЦИИ
В «НОВОЙ ГАЗЕТЕ»


СОБЫТИЯ ПОСЛЕ…

АУДИО / ВИДЕО

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

ВАШЕ СЛОВО


Скачать книгу «Путинская Россия»

Скачать специальный выпуск

ДИАГНОЗ: АБСОЛЮТНО УПРАВЛЯЕМА
«На месте председателя Мосгорсуда нам нужен свой человек», — сказал депутат
       
       
Большего плевка в сторону всех тех, кто давно надеется на обновление в судейском корпусе страны, ожидать было сложно. Ольга Егорова, одна из самых одиозных личностей в Московском городском суде и его зампред по совместительству, — именно она на абсолютно безальтернативной основе официально рекомендована на пост председателя Мосгорсуда постановлением столичной Думы.
       Как известно, это кресло — одно из ключевых в судебной системе России. Долгое время на этом троне восседала «железная леди» Зоя Корнева. Она прославилась тем, что исповедовала советскую репрессивную идеологию «защиты прав и интересов граждан», где последнее слово всегда за прокурором или большим партийным чиновником. А потому — планомерно истребляла в подведомственном ей учреждении любые демократические веяния и порывы.
       В конце концов все это вылилось в большую беду — из профессии стали уходить самые честные, умные и неподкупные. Их выдавливала Зоя Ивановна. Свободные же места занимали «корневцы» — выпестованные ею якобы судьи. Егорова — самая-самая ее «талантливая» ученица. И вот — взлет! Именно она, по замыслу многих нынешних толкачей, должна не просто сменить уходящую с 21 июня на заслуженный отдых товарищ Корневу — Егорова обязана «обеспечить преемственность и управляемость в Мосгорсуде» (цитата из стенограммы заседания городской Думы от 2 июня).
       
       Кто такая Егорова?
       И почему ее надо так уж сильно бояться? Обзор мнений начнем с самого, пожалуй, важного — оно принадлежит коллеге, давно работающему рядом с Егоровой. Это Сергей Пашин, наиболее знаменитый сегодня судья Мосгорсуда и, кроме того, известный ученый-правовик, один из авторов, увы, захлебнувшейся судебной реформы, разработчик многих демократических законов.
       — Мое мнение о Егоровой, а также тех судей, с кем я общаюсь, следующее: это Корнева N 2, но только еще хуже. Склочна, злопамятна. Истинной сферой деятельности Егоровой в Мосгорсуде всегда было наушничество. Вот в этом она действительно преуспела. Честно говоря, судьи говорят о грядущем назначении с ужасом. То же — и наши технические работники: Егорова криклива, безапелляционна, неуважительна. Думаю, дело наше совсем пропащее.
       У правозащитного фонда «Право матери» (Москва), помогающего семьям погибших солдат, с именем Егоровой также связаны дурные воспоминания. Именно ее рукой подписана череда грубых и наглых отказов родителям ребят, нашедших свою смерть на чеченской войне, в рассмотрении исков к Министерству обороны, МВД и президенту.
       «Надлежащим ответчиком по спору, заявленному вами, является военный комиссариат по месту жительства вашего погибшего сына...» Это — текст Егоровой. Но ведь не военкомы же принимали решение о «наведении конституционного порядка» — недоумевали потом в письмах матери, а вслед за ними и юристы фонда «Право матери»?..
       Не военкомы! Ну и что?.. Главное — спровадить. Таковы уж корневские традиции в Мосгорсуде: надо делать все от тебя зависящее ради одного — чтобы не испортить отношений с власть имущими. А уж те, придет срок, отблагодарят.
       Вероника Марченко, председатель фонда, перебирает «отказные» документы и говорит:
       — Посмотрите, КОМУ она так категорически отказывала! У нее, наверное, нет сердца...
       У Александры Степановны Акимовой из села Черный Яр Астраханской области было два сына. Старший Сережа погиб в Чечне. Другой — младший, инвалид с детства. После смерти Сережи Александра Степановна совсем сдала, а младший окончательно слег с тяжелой формой диабета...
       Похожая история у Людмилы Ивановны Барановой из города Гремячинска Пермской области. От пережитого — гибели сына Алексея — ее муж скоропостижно, через полтора месяца после похорон, скончался. И оставил ее одну с маленькой дочерью. Людмила Ивановна теперь не вылезает из болезней, и часто ей нечего есть... Когда Егорова отказывала Людмиле Ивановне — все это было ей отлично известно!
       Известно, что нормальные совестливые люди не умеют называть «черное» «белым», но есть такие «экземпляры», которым подобное — просто раз плюнуть. Вот слова Зои Корневой — ими она убеждала депутатов не обойти должностью любимую ученицу: «По своим личным и деловым качествам Егорова отвечает требованиям, предъявляемым Кодексом чести судьи... Егорова проводит большую и целенаправленную работу по оказанию судьям необходимой практической и методической помощи... Работу с судьями строит правильно... относится с большой ответственностью, она инициативна, оперативна в работе...»
       
       Кому нужна такая Егорова?
       Только ли Корневой, желающей преемственности собственных традиций?..
       Ответ на этот вопрос оказался очень прост: «Всем нам». Так сказал депутат Мосгордумы, член ее комиссии по законности и правопорядку Олег Бочаров. И добавил: «Ведь всем понятно, что именно Мосгорсуд в ближайшее время станет играть особую роль в политической жизни. Через него будут проводить все выборные решения, выявится множество коллизий. В воле Мосгорсуда окажется одних допустить к предвыборной гонке, других — отвергнуть. Если на посту председателя будет не «наш» человек — например, из «другого» лагеря, последствия могут быть печальны. Допускать пилигримов сюда никак нельзя! Председателем должен стать абсолютно предсказуемый человек».
       «Если не рекомендуем Егорову сейчас же, то, например, Егор Строев может протащить на этот пост «своего» — председателя Орловского областного суда. И тот будет принимать решения в пользу Строева. Игра получит продолжение в июле — в этот момент заканчиваются полномочия председателя Верховного суда РФ господина Лебедева. Известно, что он трогаться со своего поста не намерен. Поэтому, желая быть переутвержденным, попадает в прямую зависимость от того же Егора Строева, главы Совета Федерации. Строеву будет выгодно держать его в столь подвешенном состоянии как можно дольше, по крайней мере до декабрьских выборов в Думу, поскольку тогда Лебедев будет весьма и весьма уживчив... Так что единственная «наша» будет Егорова. Понятно говорю?»
       Понятно — вконец заигрались, товарищи... А игрунам следует напомнить — в любом приличном государстве принято полагать, что синонимов слову «судья» немного, и они следующие: «независимый», «самостоятельный», «неподкупный». А «управляемый»? Исключено.
       
       Анна ПОЛИТКОВСКАЯ
       
07.06.99, «Новая газета Понедельник» N 20
       

2006 © «НОВАЯ ГАЗЕТА»